Решение по делу № 2а-457/2020 от 02.06.2020

УИД 44RS0003-01-2020-000888-23

Дело № 2а-457/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2020 года                                                               пос. Поназырево

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Злобиной Н.С., при секретаре Воронцовой Э.В.,

с участием: представителя административного истца Кошелевой Т.Н., действующей на основании доверенности от 09.07.2020 года, заместителя прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Поназыревского муниципального района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока для оспаривания постановления судебного пристава исполнителя от 14.02.2020 года о взыскании исполнительского сбора и об освобождении от уплаты исполнительского сбора в отношении должника в размере 50 000 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что 14 февраля 2020 года начальник отдела - старший судебный пристав ФИО9 Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора № 44027/20/2053836 в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей по материалам исполнительного производства от 24.01.2020 № 3882/20/44027-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительный лист № 2-661/2018 от 03.10.2018, выданного органом: Шарьинский районный суд по делу № 2-661/2018, вступившему в законную силу 07.11.2018. предмет исполнения: Возложить на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области (п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000кв.м.) и Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области (п. Якшанга, земельный участок на территории вступления в силу решения суда. Процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании указанного постановления о взыскании исполнительского сбора №44027/20/2053836 в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей по материалам исполнительного производства от 24.01.2020 № 3882/20/44027-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительный лист № 2-661/2018 от 03.10.2018. выданного органом: Шарьинский районный суд по делу № 2-661/2018, вступившему в законную силу 07.11.2018 истек 04 апреля 2020 года. Процессуальный срок для подачи административного искового заявления пропущен заявителем в связи с реализацией с 27 марта 2020 года на территории Костромской области и Поназыревского муниципального района необходимых мероприятий в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возросшим объемом документооборота, отсутствием специалиста по юридическим вопросам. Администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области в Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам направлены 02 апреля 2020 года и 09 апреля 2020 года ответы о частичном исполнении решения суда № 2-661/2018 года. Постановление №44027/20/2053836 от 14.02.2020 года о взыскании исполнительского сбора в администрацию Поназыревского муниципального района поступило 25 марта 2020 года. Пункт 2 постановления о взыскании исполнительского сбора от 14.02.2020г. № 44027/20/2053836 «Установить должнику Администрация Поназыревского Муниципального района новый срок для исполнения требований исполнительного документа до.» изложен некорректно, новый срок не установлен. Бюджет Поназыревского муниципального района высоко дотационный, объем бюджета, ограниченный предельным размером дефицита, значительно ниже стоимости полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления. Бюджет не сбалансирован да социально-значимым и первоочередным статьям расходов, что приводит к несвоевременным расчетам с поставщиками и подрядчиками и росту кредиторской задолженности. Так как исполнительное производство частично исполнено, а также в связи со сложным финансовым положением, администрация Поназыревского муниципального района Костромской области ходатайствует об отмене исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Администрация Поназыревского муниципального района считает, что умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было. Просили восстановить пропущенный процессуальный срок оспаривания постановления №44027/20/2053836 Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей по материалам исполнительного производства от 24.01.2020 №3882/20/44027-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа Исполнительный лист № 2-661/2018 от 03.10.2018 года, выданного органом: Шарьинский районный суд по делу № 2-661/2018, вступившему в законную силу 07.11.2018, а также освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей администрацию Поназыревского муниципального района.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Дружинина Н.Ю., Отдел судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области, УФССП России по Костромской области, а также в качестве заинтересованного лица - взыскатель прокурор Поназыревского района.

В судебном заседании представитель административного истца Кошелева Т.Н., заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что администрация Поназыревского муниципального района Костромской области просит освободить от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава исполнителя, т.к. находятся в тяжелом финансовом положении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП по Костромской области Дружинина Н.Ю., представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

          Согласно письменных возражений Отдела судебных приставов по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области и судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП по Костромской области Дружининой Н.Ю., на принудительном исполнении в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам Управления ФССП по Костромской области находится исполнительное производство №3882/20/44027-ИП от 24.01.2020 г., возбужденное на основании исполнительного листа № 2-661/2018 от 03.10.2018, выданного Шарьинским районным судом, в отношении администрации Поназыревского муниципального района, о возложении на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области обязанности организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв. м.) и Якшанского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв. м), в течение одного года с момента вступления в силу решения суда, в пользу прокуратуры Поназыревского района.Решением Шарьинского районного суда от 03.10.2018 № 2-661/2018 удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района. Данное решение суда не было обжаловано должником и вступило в законную силу 07.11.2018 г. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику 29.01.2020 г. заказной корреспонденцией, данное постановление получено должником 04.02.2020 г. согласно отчета об отслеживании отправления. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником не обжаловалось. В указанном постановлении разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в 5-дневный срок, с момента получения должником копии постановления о возбуждения ИП, предоставленный для добровольного исполнения, непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими неопреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. 14.02.2020 года был подготовлен проект постановления о взыскании исполнительского сбора и 24.03.2020 данное постановление было передано начальнику отдела-старшему судебному приставу на утверждение, 25.03.2020 г. было вручено под роспись лично заместителю главы администрации Поназыревского муниципального района, в данном постановлении должнику разъяснено право обжалования данного постановления в течении 10 дней. 14.02.2020 г. в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому району поступило уведомление администрация Поназыревского муниципального района, о ведении переговоров о заключении договоров на уборку данных объектов. 25.03.2020 г. заместителю главы администрации Поназыревского муниципального района ФИО10 вручено требование об организации ликвидации незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв. м.) и Якшанского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв. м), в срок до 10.04.2020 г. 09.04.2020 г. поступило уведомление администрации Поназыревского муниципального района о невозможности исполнения решения суда по делу № 2-661/2018 от 03.10.2018, выданного Шарьинским районным судом, в отношении администрации Поназыревского муниципального района, о возложении на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области обязанности организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв. м.) и Якшанского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв. м), в связи с режимом самоизоляции на предупреждение распространения короновирусной инфекции. На 23.06.2020г. должником в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому району документы подтверждающие исполнение решения суда не предоставлены, таким образом не исполнено вступившее в законную силу решение суда по делу № 2-661/2018 от 03.10.2018, а именно не организована ликвидация незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв. м.) и Якшанского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв. м). Доказательств подтверждающих, что причиной не исполнения в полном объеме администрации Поназыревского муниципального района решения суда и требований исполнительного документа по возбужденному исполнительному производству стали непреодолимые и непредвиденные препятствия, либо чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, судебному приставу-исполнителю представлено не было. Документов, свидетельствующих о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину должника в совершении правонарушения не предоставлено. У судебного пристава отсутствуют документы, подтверждающие принятие должником исчерпывающих, действенных мер, направленных на соблюдение требований исполнительного документа. С момента вынесения исполнительного листа (03.10.2018 с установленным сроком исполнения, в течение одного года с момента вступления в силу решения суда)до 23.06.2020 должником не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований исполнительного документа при наличии реальной возможности его исполнения. Неисполнение вышеуказанного решения суда наносит существенный вред окружающей среде, создает опасность для здоровья, провоцирует загрязнение воды, воздуха. Свалки негативно влияют на экологию, все чаще происходят экологические катастрофы. Твердые отходы гниют долго и медленно заражают почву негативно микрофлорой с опасными веществами. Все эти опасные болезнетворные микроорганизы поражают не только почву, но также и подземную воду, а значить и губительно сказывается этот процесс и на организме человека. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено после истечения срока, представленного для добровольного исполнения требований, изложенных в исполнительном документе, в связи с чем не нарушает установленный законом порядок взыскания исполнительского сбора, а, следовательно, не нарушает и законные права и интересы должника. Исполнительский сбор был вынесен на основании неисполнения должником исполнительного документа, так как на 25.03.2020 должником не исполнено вступившее в законную силу решение суда по делу № 2-661/2018 от 03.10.2018 года, а именно не организована ликвидация незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв. м.) и Якшанского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв. м), в том числе и на 23.06.2020 г. данное решение суда также не исполнено. Основаниями для подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока, могут являться лишь веские причины. Уважительные причины для восстановления пропущенного срока отсутствуют, администрация Поназыревского муниципального района могла подать заявление об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора в суд заказной почтой, либо электронной почтой, отдаленность должника для обращения в суд отсутствует. На то, что ссылается заявитель в административном исковом заявлении, а именно отсутствие специалиста по юридическим вопросах, короновирусная инфекция, возросший объем документооборота, не может являться уважительной причиной пропуска сроков. Длительный период времени не принятия мер для устранения нарушений действующего законодательства, социальная значимость затронутого в решении суда от 2018 года вопроса, связанного с жизнью и здоровью людей, не позволяет согласиться с заявителем об отсутствии вины администрации Поназыревского муниципального района в неисполнении решения Шарьинского районного суда. Затруднительное финансовое положение должника, дефицит бюджета, не является основанием для неисполнения решения суда, поскольку не свидетельствуют об исключительном, непредвиденном характере препятствий к исполнению решения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий с наличием финансовой возможности. В этой связи полагают, отсутствует совокупность двух юридически-значимых обстоятельств, являющейся неотъемлемым условием для удовлетворения требований: нарушение закона и нарушения прав заявителя. Таким образом, считаем, что процессуальные документы судебного пристава-исполнителя вынесены законно и обоснованно. Должнику процессуальные документы были вручены надлежащим образом. У должника-организации было достаточное количество времени для обращения в суд с обжалованием постановления о взыскании исполнительского сбора. Учитывая вышеизложенное просили в удовлетворении заявленных требований администрации Поназыревского муниципального района о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления и об освобождении от уплаты исполнительского сбора, отказать в полном объеме.

Дело рассматривается в отсутствие представителя УФССП по Костромской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица заместитель прокурора Поназыревского района Михеев Е.Е. считал, что основания для освобождении администрации Поназыревского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора отсутствуют. Вместе с тем учитывая, что на момент обращения с исковым заявлением в суд решение суда исполнено частично полагал возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4 от установленного размера.

Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица - прокурора Поназыревского района, изучив доводы ответчика, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, рассмотрев административное дело в соответствие с главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу частей 1 и 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

         Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 данного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

          В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как разъяснено в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Статья 112 Федерального закона № 229-ФЗ связывает взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст.30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.

Судом установлено, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 03.10.2018 года по делу № 2-661/2018 удовлетворены исковые требования прокурора Поназыревского района. На администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области возложена обязанность организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории: Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области (п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв.м.) и Якшангского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области (п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв.м.), в течение одного года с момента вступления в силу решения суда.

Данное решение суда не было обжаловано должником и вступило в законную силу 07.11.2018 года. В добровольном порядке решение суда не исполнено.

24.01.2020 года судебным приставом исполнителем ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Дружининой Н.Ю. возбуждено исполнительное производство № 3882/20/44027-ИП в отношении администрации Поназыревского муниципального района Костромской области. Предмет исполнения: возложить на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области обязанности организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Полдневица, земельный участок в конце ул. Восточной на окраине поселка, площадью 5000 кв. м.) и Якшанского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области ( п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСа, площадью 5000 кв. м), в течение одного года с момента вступления в силу решения суда. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику 29.01.2020 года заказной корреспонденцией, данное постановление получено должником 04.02.2020 года согласно отчета об отслеживании отправления. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником не обжаловалось.

Согласно уведомления Администрации Поназыревского муниципального района от 10 февраля 2020 года № 276 направленного в адрес УВССП по Костромской области и ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области по исполнительному производству № 3882/20/44027-ИП ведутся переговоры на уборку данных объектов.

Таким образом, в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа Администрация Поназыревского муниципального района не исполнила.

14.02.2020 года судебным приставом -исполнителем ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Дружининой Н.Ю. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.

Копия постановления получена администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области 25 марта 2020 года.

Срок для обращения в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора административным истцом не пропущен.

Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17.11.2015г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (п.п. 74, 75) разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

В судебном заседании представителем административного ответчика суду были представлены:

акт о совершении исполнительных действий от 03.07.2020 года из которого следует, что незаконная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: п. Полдневица, земельный участок в конце улицы Восточной на окраине поселка ликвидирована.

акт о совершении исполнительных действий от 03.07.2020 года из которого следует, что незаконная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: п. Якшанга, земельный участок на территории бывшей базы ОРСА не ликвидирована, никаких действий по уборке мусора не предпринимается, мусор зарастает травой. В ходе исполнительных действий произведена фотосъемка. Фотоматериалы прилагаются.

Административный истец также представил договор заключенный между администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области и ССТ-Регион от 29.06.2020 года из которого следует, что предметом договора является оказание услуг по заявке Заказчика по устранению несанкционированной свалки в п. Якшанга Поназыревского района (земельный участок на территории бывшей базы ОРСа площадью 5 000 кв.м ) с применением транспортных средств и механизмов исполнителя.

Таким образом, учитывая, что Администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области не принято своевременых мер, направленных на исполнения решения суда в установленный законом срок оснований для освобождения Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора судом при рассмотрении данного дела не установлено.

Вместе с тем, учитывая, что требования исполнительного документа были частично исполнены должником по истечении срока для добровольного исполнения решения суда., принимая во внимание имущественного положение Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области, которое не является субъектом предпринимательской деятельности, суд считает возможным исполнительский сбор уменьшить на одну четверть от установленного размера, то есть с 50 000 рублей до 37 500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного иска Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Дружининой Н.Ю, от 14.02.2020 года - отказать.

Исполнительский сбор, взысканный постановлением судебного пристава ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Дружининой Н.Ю. 14.02.2020 г. по исполнительному производству № 3882/20/44027-ИП, в сумме 50 000 рублей, уменьшить на одну четверть от установленного размера - до 37 500 рублей (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий:                           Н. С. Злобина

2а-457/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Поназыревского района
Администрация Поназыревского муниципального района
Ответчики
УФССП России по Костромской области
ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области
Ст. судебный пристав О.А. Виноградова
суд. пристав исполнитель Дружинина Н.Ю.
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Злобина Н.С.
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.06.2020Передача материалов судье
05.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее