Судья Толстых М.М. дело № 33-15710/2018
2.045
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Беляковой Н.В., Сидоренко Е.А.,
при секретаре Пинчук Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.,
дело по иску прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Никитина Юрия Александровича, Золотухиной Снежаны Николаевны, Курьязова Сергея Нарбаевича, Якобчук Елены Нарбаевны, Курьязовой Ирины Вениаминовны, Мананкиной Ольги Александровны, Черкавской Галины Михайловны, Бурковской Валентины Андреевны, Сагайдак Ольги Викторовны, Кузьминой Юлии Витальевны, Слетиной Галины Георгиевны к Муниципальному казенному дошкольному учреждению детский сад «Елочка» п.Невонка о взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края – Капленко Н.А.
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 01 августа 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края в интересах Никитина Юрия Александровича, Золотухиной Снежаны Николаевны, Курьязова Сергея Нарбаевича, Якобчук Елены Нарбаевны, Курьязовой Ирины Вениаминовны, Мананкиной Ольги Александровны, Черкавской Галины Михайловны, Бурковской Валентины Андреевны, Сагайдак Ольги Викторовны, Кузьминой Юлии Витальевны, Слетиной Галины Георгиевны к Муниципальному казенному дошкольному учреждению детский сад «Елочка» п.Невонка о взыскании заработной платы- удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» п.Невонка в пользу Курьязовой Ирины Вениаминовны, Черкавской Галины Михайловны, Бурковской Валентины Андреевны, Сагайдак Ольги Викторовны, Кузьминой Юлии Витальевны, Слетиной Галины Георгиевны недоначисленную заработную плату за <дата> в размере по 3652 рубля 80 копеек в пользу каждого.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» п.Невонка в пользу Мананкиной Ольги Александровны недоначисленную заработную плату за <дата> в размере 2072 рубля 72 копейки
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» п.Невонка в пользу Никитина Юрия Александровича недоначисленную заработную плату <дата> в размере 1826 рублей 40 копеек.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» п.Невонка в пользу Золотухиной Снежаны Николаевны, Якобчук Елены Нарбаевны недоначисленную заработную плату за <дата> в размере 1826 рублей 40 копеек в пользу каждого.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» п.Невонка в пользу Курьязова Сергея Нарбаевича недоначисленную заработную плату за <дата> в размере 2 307 рублей 03 копейки
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» п.Невонка в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 988 рублей 90 копеек».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Никитина Ю.А., Золотухиной С.Н., Курьязова С.Н., Якобчук Е.Н., Курьязовой И.В., Мананкиной О.А., Черкавской Г.М., Бурковской В.А., Сагайдак О.В., Кузьминой Ю.В., Слетиной Г.Г. (с учетом уточнений) к Муниципальному казенному дошкольному учреждению детский сад «Елочка» п.Невонка (далее – МКДОУ детский сад «Елочка») о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по апрель 2018 года.
Требования мотивированы тем, что при проведении проверки по коллективному обращению работников МКДОУ детский сад «Елочка» прокуратурой района установлено, что размер заработной платы истцов с января по апрель 2018 года составил менее минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), с <дата> установлен в размере 9 489 руб. в месяц, на который в последующем подлежат начислению надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера до 50 % и районный коэффициент - 30 %.. Исходя из анализа норм закона заработная плата работников Богучанского района Красноярского края должна быть определена в размере не ниже МРОТ, с <дата> с учетом надбавок составлять не менее 17 080,20 руб., однако заработная плата данным работникам за спорный период начислялась в размере ниже минимального.
Просил взыскать с МКДОУ детский сад «Елочка» в пользу Курьязовой И.В., Черкавской Г.М., Бурковской В.А., Сагайдак О.В., Кузьминой Ю.В., Слетиной Г.Г. по 362, 80 руб. каждому, Мананкиной О.А., - 2 072, 72 руб., Никитина Ю.А. – 1 826,40 руб., Золотухиной С.Н., Якобчук Е.Н. по 1 826, 40 руб. каждому, Курьязова С.Н.- 2 307, 03 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края – Капленко Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Указывает, что работникам детского сада ежемесячно начислялась заработная плата в размере, который превышает МРОТ, установленный в 2018 году. На сегодняшний день размер МРОТ, установленный на территории Богучанского района с <дата> (16 167, 00 руб.) превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал 2017 года (15 893, 00 руб.).
Принятие решения о дополнительном начислении районного коэффициента и процентной надбавки составляет в суммарном размере 80 % на установленный законом МРОТ обуславливает существенное превышение уровня МРОТ с учетом начисления данных надбавок в абсолютном выражении над соответствующей величиной прожиточного минимума трудоспособного населения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора района – Селезнева Е.А. не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица МКДОУ детский сад «Елочка», Министерство образования Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Управление образования администрации Богчанского района Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ст.327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Воротынскую О.О, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истцы состоят в трудовых отношениях с МКДОУ детский сад «Елочка»: Никитин Ю.А., Курьязов С.Н работают <данные изъяты>, Золотухина С.Н.- <данные изъяты>, Якобчук Е.Н. - <данные изъяты>, Курьязова И.В.- <данные изъяты> - 1 ставки, 0,5 ставки <данные изъяты>, Мананкина О.А, Бурковская В.А. - <данные изъяты>, Черкавская Г.М. - <данные изъяты>, Сагайдак О.В. - <данные изъяты>, Кузьмина Ю.В. - <данные изъяты>, Слетина Г.Г.- <данные изъяты>
Установив, что истцам в период с <дата> выплачивалась заработная плата в размере ниже минимального размера оплаты труда, районный коэффициент и процентная надбавка за работу в неблагоприятных климатических условиях не начислялась сверх минимального размера оплаты труда, суд пришел к выводу о том, что заработная плата истцов в указанный период должна быть рассчитана исходя из фактического выполнения работников нормы рабочего времени с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 года минимальным размером оплаты труда в сумме 9 489,00 руб. в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 50 %, в связи с чем, с учетом выполнения нормы рабочего времени, суд правомерно взыскал с МКДОУ детский сад «Елочка» в пользу истцов недоначисленную заработную плату за период с <дата>, составляющую разницу между размером МРОТ в Российской Федерации с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки и фактически начисленной истцам, с чем не согласилось по доводам апелляционной жалобы Управление образования администрации Богучанского района Красноярского края.
Судебная коллегия находит решение суда правильным, основанным на нормах материального права, регулирующие спорные отношения, и на фактических обстоятельствах.
Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Главой 50 ТК РФ предусмотрено, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно пп. «в» пункта 16 "Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2, процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка, но не выше 200 рублей в месяц.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ" О минимальном размере оплаты труда" с последующими изменениями установлен минимальный размер оплаты труда в месяц в сумме 9 489, 00 руб. в месяц., с 01.05.2018 года -11 163, 00 руб.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 N3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11.09.1995 N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05.02.2014, а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02. 2014, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
Аналогичная позиция впоследствии была высказана также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд, исходя из представленных ответчиком сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что размер заработной платы истцов за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем взыскал недоначисленную истцам заработную плату в указанном выше размере.
Расчет суммы недоначисленной заработной платы подробно отражен в оспариваемом решении суда и является арифметически верным.
Доводы апелляционной жалобы представителя Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края – Капленко Н.А. о расчете работодателем размера заработной платы истцов в соответствии с требованиями действующего законодательства в размере, превышающем МРОТ, установленном в 2018 году, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. На 2018 год региональное соглашение не заключалось, но в связи с этим в Закон Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» 19.12.2017 были внесены изменения в части увеличения размера региональной выплаты, выплата которой работникам учреждений бюджетной сферы края осуществляется из краевого бюджета. Минимальный размер оплаты труда в Богучанском районе составляет на второй квартал 2017 года 15 893 рубля, что ниже минимального размера оплаты труда установленного в РФ, с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки.
Таким образом, при определении соответствия уровня оплаты труда истцов, нормам действующего трудового законодательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из величины МРОТ в Российской Федерации.
Иных доводов, направленных на оспаривание решения суда по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 01 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации Богучанского района Красноярского края Капленко Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: