Дело №5-590/21 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> 23 июля 2021 года
резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда <адрес> - Карпычев А.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство, - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда <адрес>-Б) дело об административном правонарушении, представленное ОМВД России по <адрес> в отношении:
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного <адрес>, микрорайон Новая Ильинка, <адрес>,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
ФИО1, являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения митинга.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 19:30 у <адрес> на пл.Революции, <адрес>, ФИО1, принимал участие в публичном мероприятии в форме «митинга», проведенном в отсутствие согласования с администрацией <адрес> о месте и времени проведения публичного мероприятия, на неоднократные требования сотрудников полиции по громкоговорителю прекратить митинг и разойтись, не реагировал, продолжал участие в несогласованном публичном мероприятии, чем нарушил требования п.1 ч.3 ст.6 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В суде ФИО1 вину в совершении правонарушения не признал. Показал, что в митинге не участвовал, находился на пл.Революции ДД.ММ.ГГГГ с 18 до 20 часов с целью освещения общественного мероприятия как лицо, занимающееся гражданской журналистикой. С этой целью ФИО10 осуществлял видеосъемку данного мероприятия. В период с 19 до 20 часов, услышав по громкоговорителю просьбу полиции к гражданам разойтись, сразу решил покинуть площадь, но успел дойти до <адрес> на пл.Революции, где был незаконно задержан и доставлен в отдел полиции, где проведен незаконный досмотр ФИО10. Протоколы об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составлены с нарушениями КоАП РФ. Протокол ДД.ММ.ГГГГ составлен в отсутствие ФИО10, обратившегося с ходатайством о переносе составления протокола в связи с проведением запланированных следственных действий в СУ СК России по <адрес>. В протоколе неверно указано место совершения правонарушения, <адрес> вместо <адрес>, где ФИО10 был задержан.
Свидетель ФИО3 в суде показал, что ДД.ММ.ГГГГ находился на службе по охране общественного порядка в период проведения несогласованного с администрацией <адрес> митинга в поддержку политических заключенных на пл.Революции, осуществлял видеозапись митинга. Сотрудник полиции ФИО4 через громкоговоритель с начала митинга в 19 часов неоднократно предупреждал его участников, что митинг не согласован, проводится в нарушение Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», просил немедленно разойтись. Несмотря на предупреждения, граждане не расходились, скандировали политические лозунги, держась за руки, встали в «цепочку», после чего начались задержания. На митинге был ФИО1, снимал происходящее, он пришел на митинг около 19 часов.
Свидетель ФИО4 в суде показал, что ДД.ММ.ГГГГ на службе по охране общественного порядка в период проведения несогласованного митинга на пл.Революции <адрес> с 19 часов через громкоговоритель неоднократно предупреждал собравшихся граждан о незаконности митинга, просил незамедлительно разойтись, прекратить противоправные действия. Звук по громкоговорителю слышен был хорошо по всей площади. Митинг шел примерно до 20 часов. Во время митинга Пронин неоднократно обходил площадь, периодически видел ФИО1 среди митингующих, в том числе и после требований разойтись, вокруг него всегда стояли 2-3 человека. Когда митингующие встали в цепь, держась руками, Пронин видел ФИО10 около минуты, он стоял непосредственно за цепью среди митингующих, производил съемку.
Свидетель ФИО5 в суде показал, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлял охрану общественного порядка в период проведения несогласованного митинга на пл.Революции, где было массовое скопление людей. Сотрудники полиции через громкоговоритель неоднократно разъясняли собравшимся, что митинг незаконный, предлагали немедленно разойтись. Митингующие не расходились, поступило указание задерживать активных участников митинга. Кто-то из руководителей указал на ФИО1, тот отходил к <адрес> на пл.Революции. При участии Дунина ФИО10 был задержан, доставлен в служебный автомобиль.
Свидетель ФИО6 в суде показала, что ДД.ММ.ГГГГ составила в отсутствие ФИО1 протокол об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола ФИО10 был извещен, не явился. На момент составления протокола ходатайство ФИО1 об отложении составления протокола об административном правонарушении ей не поступало.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается также материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с установленными обстоятельствами правонарушения;
- уведомлением ФИО7 в администрацию <адрес> о проведении на пл.Революции ДД.ММ.ГГГГ с 18:45 до 20:15 публичного мероприятия - митинга в поддержку требований прекратить преследование граждан РФ по политическим мотивам, соблюдения прав заключенных и привлечения общественного внимания к нарушению прав ФИО8 (зарегистрировано в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ);
- предложением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ организатору митинга изменить время проведения публичного мероприятия на позднюю дату в связи введенным Указом губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-уг «О введении на территории <адрес> режима повышенной готовности» с ДД.ММ.ГГГГ запретом на проведение публичных мероприятий с очных присутствием граждан в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-2019 (получено ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ);
- видеозаписями митинга ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> по пл.Революции <адрес>, сопровождающего разъяснениями сотрудником полиции собравшимся, среди которых периодически виден ФИО9, по громкоговорителю о несогласованности митинга в органе местного самоуправления, проведением митинга в нарушение требований Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», требованиями к участникам митинга немедленно разойтись. На записях видно, как ФИО1 стоит между двумя мужчинами с флагами, при массовом скоплении граждан снимает на телефон участников митинга, их средства агитации, задержания и доставления митингующих в автобус полиции;
- видеозаписью задержания ФИО1, на которой видно, что ФИО10 задержали, когда он снимал доставление участников митинга в автобус полиции, стоявший у <адрес> пл.Революции.
Анализируя предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Порядок обеспечения реализации данного конституционного права граждан регламентирован Федеральным Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон).
Согласно п.3 ст.2 Закона, проведенное ДД.ММ.ГГГГ на пл.Революции публичное мероприятие являлось митингом, поскольку представляло собой массовое присутствие граждан в одном месте с целью публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении его места и (или) времени.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан прекращения противоправных действий.
Из материалов дела следует, что на уведомление о проведении митинга администрация <адрес> в установленные сроки довела до сведения организатора предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия (п.2 ч.1 ст.12 Закона). Предложение о проведении митинга в более поздние сроки было обоснованно, поскольку проведение массового публичного мероприятия в период действующего режима повышенной готовности создавало угрозы массового распространение новой короновирусной инфекции COVID-2019, жизни и здоровью людей. Организатор митинга администрацию <адрес> не информировал о принятии (непринятии) предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия (п.2 ч.4 ст.5 Закона).
При отсутствии согласования с органами местного самоуправления изменения по их мотивированному предложению времени проведения публичного мероприятия митинг являлся незаконным, что следует из положения приведенных правовых норм.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст.6 Закона. Согласно п.1 ч.3 ст.6 Закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел.
Незаконный митинг в общественном месте, безусловно, нарушал общественный порядок, т.е. сложившуюся систему отношений, правил поведения в обществе, регулируемых, в том числе и действующим законодательством.
В связи проведением несогласованного публичного мероприятия, нарушающего общественный порядок, у сотрудников полиции имелись основания требовать прекращения противоправного поведения.
Неоднократные просьбы сотрудников полиции к митингующим немедленно разойтись, сопровождавшие разъяснениями о проведении публичного мероприятия в нарушение закона и предупреждениями об ответственности за невыполнение требований сотрудников полиции, участие в незаконном митинге, являлись законными требованиями прекратить участие в незаконном публичном мероприятии, что соответствует предоставленным полиции п.1 ч.1 ст.13 Закона «О полиции» полномочиям.
Согласно свидетельским показаниям, видеозаписям ФИО10 присутствовал на митинге, стоял за цепью митингующих, снимал митинг, задержания митингующих, привлекая внимание к проблемам общественно-политического характера, являющихся темой митинга, тем самым являлся участником данного публичного мероприятия.
Оснований не доверять показаниям сотрудников полиции не имеется, причин для оговора ФИО10 не установлено.
Объяснения ФИО10, отрицающего участие в митинге, осведомленность о неоднократных требованиях сотрудников полиции к митингующим разойтись вследствие незаконности митинга, суд признает недостоверными, обусловленными стремлением избежать административной ответственности.
Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что ФИО10 о незаконности митинга был сотрудниками полиции извещен задолго до его задержания. Показания свидетелей Пронина, Шарафутдинова, видеозапись митинга дают основания утверждать, что требования немедленно разойтись и предупреждения об ответственности за невыполнение требований полиции ФИО10 хорошо слышал неоднократно.
При осведомленности ФИО10 о несогласованности митинга с органами местного самоуправления, его участие в митинге после требований полиции разойтись, прекратив участие в незаконном митинге, является нарушением установленного порядка проведения митинга.
Проведение ФИО10 видеосъемки митинга для освещения общественного мероприятия не освобождало его от обязанности выполнить требование сотрудников полиции и покинуть мероприятие. При этом редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста, являющиеся в соответствии с ч.5 ст.6 Закона основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии, у ФИО10 отсутствовали.
Показания ФИО10 о выполнении требования разойтись объективно опровергаются предоставленной им видеозаписью задержания. Согласно видеозаписи к <адрес> ФИО10 отошел с целью съемки доставления митингующих в служебный автобус, а не с целью уйти с площади, прекратив участие в митинге.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих прекращение производства по делу, не установлено.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был возвращен в порядке п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в 11:30 составлен в отсутствие ФИО1 в соответствии с ч.4.1 КоАП РФ. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ФИО1 был извещен ФИО6 почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, в котором указан способ уведомления должностного лица, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении.
Указанным в извещении способом ФИО1 с ходатайством о переносе составления протокола об административном правонарушении к должностному лицу, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, не обращался. С просьбой перенести составление протокола на более позднюю дату ФИО10 обратился в ОМВД Росси по <адрес> через сайт УМВД Росси по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в день составления протокола. По сообщению руководителя СО по <адрес> СУ СК России по <адрес> следственные и процессуальные действия по уголовным делам и материалам проверок с участием ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не проводились и не назначались.
Обращение в день составления протокола, не установленным должностным лицом, в производстве которого находилось дело, способом, при надуманности причин переноса, дают основания судить, что ФИО10, стремясь опорочить процедуру составления протокола об административном правонарушении, просил о переносе составления протокола в сроки и способом, не позволяющими своевременно (до составления протокола) получить ФИО6 данное обращение, тем самым злоупотребил своими процессуальными правами.
Место совершения правонарушения указано в протоколе об административном правонарушении верно. Участок площади, где происходил митинг, расположен как возле <адрес>, так и возле <адрес> по пл.Революции.
Задержание, доставление в отдел полиции, досмотр лиц, совершивших административное правонарушение, относится к полномочиям полиции в соответствии со ст.12.13 Федерального Закона «О полиции», основанием для прекращения производства по делу в отношении ФИО1 не являются.
Учитывая обстоятельства дела, личность ФИО1, к административной ответственности не привлекавшего, достижение целей наказания возможно при назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере санкции статьи.
руководствуясь ч.5 ст.20.2, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф в размере 10 000 рублей перечислить по реквизитам:
УИН 188 804 372 110 133 152 63.
Наименование получателя платежа УФК по <адрес> (УМВД России по <адрес>), КПП 370201001, ИНН налогового органа 3729017713, сокращенное наименование УМВД России по <адрес>, Код ОКТМО 24701000, номер счета получателя платежа 03№ в отделении Иваново Банка России / УФК по <адрес>, БИК 012406500, кор.сч. 40№, код бюджетной классификации КБК 188 116 012 010 190 001 40.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно подлежит привлечению к административной ответственности по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток.
Вещественное доказательство: диски – хранить при деле.
Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получении копии постановления.
Судья А.А. Карпычев