Дело № 2-342/2018 1 марта 2018 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.
при секретаре Пахомовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» к Галкину Александру Анатольевичу о признании договора аренды земельного участка прекратившим действие и возврате земельного участка,
у с т а н о в и л :
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» (далее - Комитет) обратился в суд с иском к Галкину А.А. о признании договора аренды земельного участка прекратившим действие и возврате земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что между истцом и ответчиком на основании Постановления администрации МО «Котлас» от 23 сентября 2008 года был заключен договор аренды № 2496 от 22 апреля 2009 года земельного участка с кадастровым номером ...., площадью .... кв.м, местоположение: ...., для строительства индивидуального жилого дома. Ввиду отсутствия объектов недвижимости на земельном участке и государственной регистрации прав на них земельный участок с кадастровым номером .... в .... году был снят с государственного кадастрового учета. В 2012 году ответчиком были инициированы кадастровые работы в отношении земельного участка, в результате которых на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с вышеуказанными характеристиками под кадастровым номером ..... В связи с чем __.__.__ с ответчиком был перезаключен договор аренды под тем же номером. Ввиду отсутствия объектов недвижимости на земельном участке и государственной регистрации прав на них земельный участок с кадастровым номером .... в 2013 году был снят с государственного кадастрового учета. В 2017 году ответчик вновь выступил заказчиком кадастровых работ, в результате которых на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок под кадастровым номером .... площадью 1 000 кв.м расположенный по тому же адресу. Являясь арендатором земельного участка, ответчик до настоящего времени не приступил к использованию участка в соответствии с его разрешенным использованием. Какие-либо объекты недвижимого имущества на земельном участке отсутствуют. Уведомлением от 13 октября 2017 года Комитет предложил ответчику в срок до 13 января 2018 года расторгнуть договор аренды в связи с нарушением условий договора аренды об использовании земельного участка и вернуть его арендодателю. Но соглашение о расторжении договора ответчик не подписал.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, просит признать договор аренды № 2496 от 20 марта 2012 года земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу: ...., разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома, прекратившим свое действие с 13 января 2018 года и обязании ответчика в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок от находящегося в его границах строения и иного имущества и передать земельный участок Комитету.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Жгилева С.Ю. уточненные исковые требования Комитета поддержала по доводам, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении. Указала, что истцом не соблюден целевой характер использования земельного участка, арендодатель не желает продолжать арендные отношения с ответчиком. Отметила, что имеющееся на спорном земельном участке строение возведено ответчиком самовольно до заключения договора аренды земельного участка.
В судебном заседании ответчик Галкин А.А. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что с 2003 года по 2010 год он являлся членом товарищества индивидуальных застройщиков № 6 (далее - ТИЗ-6). Ему был выделен земельный участок по адресу: ...., на нем он в 2005 году возвел деревянное строение, которое им используется в качестве сарая, для хранения строительных материалов. После чего в 2009 году между ним и истцом был заключен договор аренды земельного участка № 2496. После снятия с кадастрового учета земельного участка он дважды инициировал кадастровые работы. В связи с тяжелым финансовым положением он не имеет возможности строительства индивидуального жилого дома. В качестве подготовительных работ для строительства жилого дома им был получен градостроительный план и разрешение на строительство, составлена проектная документация застройки земельного участка, кроме этого в 2013 году завезен строительный материал: 1 000 кирпичей и 10 куб.м бруса. Ограждение по периметру участка отсутствует. Ответчик не согласен на расторжение договора аренды, поскольку желает пользоваться земельным участком. При этом ответчик пояснил, что с 2013 года земельным участком не пользуется.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации).
Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В силу ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (действовавшей до 1 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на основании Постановления и.о. Главы МО «Котлас» от 23 сентября 2008 года № 1124 между истцом и ответчиком был заключен договор № 2496 от 22 апреля 2009 года аренды земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., общей площадью 1 000 кв.м, разрешенное использование: строительство индивидуального жилого дома.
В соответствии с п. 2.1 договора срок аренды установлен с 22 апреля 2009 года по 20 апреля 2010 года. По истечении срока договор аренды автоматически продляется на тот же срок (не более двух раз) при отсутствии письменных возражений, предупреждений со стороны арендодателя.
Ввиду отсутствия объектов недвижимости на земельном участке и государственной регистрации прав на них земельный участок с кадастровым номером .... в 2011 году был снят с государственного кадастрового учета на основании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и НАО от 31 марта 2011 года.
В 2012 год ответчиком были инициированы кадастровые работы в отношении земельного участка, в результате которых на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с вышеуказанными характеристиками под кадастровым номером .....
В связи с данными обстоятельствами 20 марта 2012 года договор аренды с ответчиком был перезаключен под тем же номером, в силу положений п. 2.2 нового договора прежний договор был расторгнут. Срок действия договора установлен с 20 марта 2012 года по 17 марта 2013 года (п. 2.1. договора). На основании дополнительного соглашения от 20 февраля 2015 года срок аренды участка был установлен с 17 марта 2015 года по 14 марта 2016 года.
Ввиду отсутствия объектов недвижимости на земельном участке и государственной регистрации прав на них земельный участок с кадастровым номером .... в 2013 году также был снят с государственного кадастрового учета.
В 2017 году ответчик вновь выступил заказчиком кадастровых работ, в результате которых на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок под кадастровым номером .... площадью 1 000 кв.м, расположенный по тому же адресу. В договор были внесены соответствующие изменения в части кадастрового номера земельного участка путем заключения дополнительного соглашения между сторонами от 8 июня 2017 года.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по истечении срока действия договора аренды со стороны арендодателя каких-либо возражений по факту пользования земельным участком после истечения срока договора не поступало и из чего следует его согласие на возобновление действия договора аренды на неопределенный срок.
При таких обстоятельствах применительно к п. 2 ст. 621 ГК РФ договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ).
Соглашение об изменении или о расторжении договора в силу п. 1 ст. 452 ГК РФ совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Сообщением от 13 октября 2017 года Комитет уведомил ответчика о прекращении арендных отношений, направил соглашение о расторжении указанного договора.
Данное уведомление получено Галкиным А.А. лично 19 октября 2017 года, что подтверждается почтовым уведомлением и не оспаривается ответчиком.
Поскольку арендодатель в установленном порядке направил арендатору предупреждение о прекращении договора, то требования абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ могут считаться соблюденными.
В силу ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 ЗК РФ, в том числе в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Из материалов дела следует, что 2 марта 2012 года ответчику выдан градостроительный план земельного участка, 5 ноября 2014 года получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, в 2014 году подготовлена проектная документация застройки земельного участка.
При этом, несмотря на наличие разрешительной документации к возведению жилого дома ответчик не приступил. Согласно его пояснениям объект индивидуального жилищного строительства им не возведен в связи с тяжелым финансовым положением. С 2013 года участок ответчиком не используется.
Таким образом, целевой характер использования земельного участка арендатором не исполнен - объект индивидуального жилищного строительства на участке отсутствует, что подтверждается выписками из ЕГРН и не оспаривается ответчиком. Расположение ответчиком строения бытового назначения в виде сарая в границах предоставленного участка не отвечает его целевому назначению, кроме того оно возведено ответчиком еще до заключения договора аренды земельного участка.
По указанным основаниям судом не принимаются во внимание не имеющие правового значения ссылки арендатора на отсутствие в период действия договора аренды достаточных финансовых средств для освоения и застройки земельного участка.
Иных доказательств, подтверждающих невозможность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Наличие разрешительной документации на строительство индивидуального жилого дома при установленных судом обстоятельствах не имеет правового значения ввиду добровольного отказа ответчика от права пользования земельным участком с 2013 года. Кроме этого, с момента получения разрешения на строительство прошло более трех лет.
Реализация прав и надлежащее исполнение обязанностей определяется исключительно усмотрением участников гражданских правоотношений, разумность действий и добросовестность которых предполагается, пока не доказано обратное (п. 2 ст. 1, ст. 9, п. 5 ст. 10 ГК РФ).
Неисполнение арендатором условий договора аренды в части целевого характера использования земельного участка является достаточным основанием для признания договора аренды прекратившим свое действие и обязании ответчика передать земельный участок Комитету.
При этом, не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
Принимая во внимание, что к моменту обращения арендодателя в суд три месяца, оговоренные в п. 2 ст. 610 ГК РФ, истекли, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Собственник в силу ст.ст. 209, 264 ГК РФ вправе распоряжаться своим имуществом и вправе отказать бывшему арендатору в заключении договора, поскольку ст. 421 ГК РФ закреплена свобода договора, что не допускает понуждения к оформлению договорных отношений.
Направляя ответчику уведомление о прекращении арендных отношений, Комитет воспользовался гарантированным правом на расторжение договора, вследствие чего договор считается расторгнутым по истечении трех месяцев с даты получения арендатором уведомления, то есть с 19 января 2018 года.
При этом, срок передачи земельного участка с учетом необходимости его освобождения арендатором от имеющегося строения и строительных материалов суд полагает возможным установить в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с Галкина А.А. в пользу бюджета МО «Котлас» подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» к Галкину Александру Анатольевичу о признании договора аренды земельного участка прекратившим действие и возврате земельного участка удовлетворить.
Признать договор аренды земельного участка № 2496 от 20 марта 2012 года, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас» и Галкиным Александром Анатольевичем в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ...., площадью .... кв.м, с кадастровым номером ...., прекратившим свое действие с 19 января 2018 года.
Обязать Галкина Александра Анатольевича в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок от находящегося в его границах строения и строительных материалов и передать земельный участок, расположенный по адресу: ...., с кадастровым номером .... Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Котлас».
Взыскать с Галкина Александра Анатольевича в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Ю.В. Балакшина