Судья И.Г.Алексеев Дело №33-12657/2016
Учёт №133г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2016г. г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,
судей А.Р.Гаянова и Е.А.Чекалкиной,
при секретаре судебного заседания Р.Н.Латыпове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Б.Г.Абдуллаева апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2016г., которым постановлено:
взыскать с ООО «Страховая компания «Согласие» в пользу Яруллина Р.А. страховое возмещение в сумме 1048604руб. 04коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 43735руб. 53коп., штраф в сумме 45000руб., в счёт возмещения расходов на оплату услуг по оценке 13000руб., на оплату услуг представителя 10000руб. и на оплату государственной пошлины 363руб. 20коп.;
в удовлетворении остальной части иска отказать;
взыскать с ООО «Страховая компания «Согласие» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме 13298руб. 50коп.;
взыскать с ООО «Страховая компания «Согласие» в пользу ООО «<данные изъяты>» за проведение экспертизы 28000руб.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» В.О.Рукавишниковой, представителя истца Р.А.Яруллина В.В.Жемчугова, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.А.Яруллин обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» (далее – Общество) о взыскании стоимости восстановительного ремонта в сумме 1072639руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28 сентября 2015г. по день принятия решения суда в размере 245руб. 81коп. за каждый день просрочки, штрафа в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу истца, в счёт возмещения расходов на оплату услуг оценщика 13000руб., на оплату юридических услуг 20000руб. и на оплату государственной пошлины 363руб. 20коп.
В обоснование иска указано, что 1 ноября 2014г. истец заключил с ответчиком договор страхования, по которому застрахованы имущественные интересы истца, связанные с принадлежащим ему на праве собственности автомобилем марки «Мерседес». 13 августа 2015г. произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП), в котором указанный автомобиль совершил наезд на препятствие. 28 августа 2015г. истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, представив все необходимые документы и автомобиль на осмотр. Однако выплата не произведена. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 1072639руб.
Впоследствии истец уменьшил размер требования о взыскании страхового возмещения до 1048604руб. 04коп., просил взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 43735руб. 53коп.
Суд первой инстанции принял решение в вышеуказанной формулировке.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что решение суда противоречит нормам материального права. Ответчик отказал истцу в выплате страхового возмещения, поскольку согласно проведённому трасологическому исследованию повреждения автомобиля «Мерседес» образованы не при заявленных обстоятельствах ДТП. В ходе рассмотрения дела проведена экспертиза, которая является неполной, так как эксперт не произвёл необходимые обследования. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении повторной экспертизы.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям; представитель истца с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим мотивам.
На основании пунктов 2, 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования может быть, в частности, застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества.
Судом установлено, что 1 ноября 2014г. между Р.А.Яруллиным как страхователем и Обществом как страховщиком заключён договор добровольного страхования имущества, объектом которого является автомобиль марки «Мерседес». Срок страхования составляет с 10час. 30мин. 1 ноября 2014г. по 31 октября 2015г., размер страховой суммы – 1799900руб.
28 августа 2015г. истец обратился к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая, в обоснование которого указано о том, что 13 августа 2015г. в 14час. 06мин. на автодороге Пестрецы – Янцевары застрахованный автомобиль под управлением истца съехал с дороги на обочину в сторону леса и врезался в дерево, вследствие чего получил повреждения.
9 октября 2015г. Общество отказало в удовлетворении данного заявления, поскольку согласно заключению специалиста ООО «Экспертиза<данные изъяты>», составленному по итогам проведённого трасологического исследования, с технической точки зрения повреждения автомобиля «Мерседес» образованы не при заявленных обстоятельствах ДТП.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются имеющимися в материалах дела и исследованными судом в ходе судебного разбирательства дела доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнению не подвергаются.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что в результате ДТП от 13 августа 2015г. застрахованный автомобиль получил повреждения, стоимость его восстановительного ремонта без учёта износа составляет 1048604руб. 04коп., ввиду чего с Общества в пользу истца подлежит взысканию страховое возмещение в указанном размере.
Судебная коллегия не может согласиться с приведёнными суждениями суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм права и на недоказанных обстоятельствах.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 942 ГК РФ одним из существенных условий договора страхования, о котором между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение, является условие о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
На основании разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013г. №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан», страховой случай включает в себя опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинную связь между опасностью и вредом и считается наступившим с момента причинения вреда (утраты, гибели, установления недостачи или повреждения застрахованного имущества) в результате действия опасности, от которой производилось страхование.
Из приведённых положений законов, понятия договора страхования, изложенного в пункте 1 статьи 929 ГК РФ, следует, что по договору страхования основанием возникновения обязательства страховщика по выплате страхового возмещения является наличие страхового случая.
Поэтому согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ при разрешении спора о страховой выплате в суде страхователь (выгодоприобретатель) обязан доказывать наступление страхового случая, а именно причинение застрахованному имуществу убытков и их размер, возникновение опасности, от которой производится страхование, и наличие причинной связи между данной опасностью и причинёнными убытками.
Вместе с тем со стороны истца не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства наличия причинной связи между заявленными повреждениями автомобиля «Мерседес» и ДТП от 13 августа 2015г.
В качестве доказательств наступления страхового события истец сослался на материалы дела об административном правонарушении, возбуждённого в отношении истца по факту заявленного ДТП, из которых следует, что 13 августа 2015г. в 14час. 06мин. в Пестречинском районе Республики Татарстан на 1км автодороги Пестрецы – Янцевары автомобиль «Мерседес» под управлением Р.А.Яруллина съехал с дороги и совершил наезд на дерево.
Однако в данных документах отсутствуют сведения о том, что повреждения автомобиля «Мерседес», зафиксированные сотрудником полиции в справке, образованы в результате обстоятельств ДТП от 13 августа 2015г.
В документах о ДТП повреждения автомобиля «Мерседес» и обстоятельства ДТП указаны только со слов его единственного участника. Сотрудник полиции, оформивший документы о ДТП, его непосредственным очевидцем не являлся. Данных о том, что в ходе расследования обстоятельств ДТП проводилось специальное исследование по вопросу возможности образования повреждений автомобиля «Мерседес» в результате сообщённых обстоятельств ДТП, не имеется.
В подтверждение размера подлежащего выплате ответчиком страхового возмещения истцом представлен отчёт о рыночной стоимости восстановительного ремонта автомобиля «Мерседес», составленный ООО <данные изъяты>».
Вместе с тем в данном документе расчёт убытков, причинённых автомобилю «Мерседес», осуществлён без исследования и установления причин, времени и обстоятельств образования повреждений автомобиля.
Поэтому анализируемый отчёт не является доказательством относимости повреждений автомобиля «Мерседес» к ДТП от 13 августа 2015г., то есть доказательствами причинной связи между заявленными повреждениями автомобиля и рассматриваемым страховым событием.
При рассмотрении дела суд первой инстанции назначил экспертизу с целью определения соответствия повреждений автомобиля «Мерседес» обстоятельствам ДТП от 13 августа 2015г. и размера причинённых автомобилю убытков, поручив её проведение экспертам ООО «<данные изъяты>».
Согласно заключению эксперта указанной организации Т.Х.Муллабаева от 10 февраля 2016г. №2-1294/2015 повреждения автомобиля «Мерседес» могли быть получены в результате ДТП от 13 августа 2015г.; стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учёта износа по повреждениям, образовавшимся в результате ДТП от 13 августа 2015г., на момент причинения вреда составляет 1048604руб. 04коп.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что данное заключение эксперта является допустимым доказательством, на основании которого возможно установить наличие спорного страхового случая и размер подлежащего выплате ответчиком страхового возмещения.
Однако согласно частям 1 – 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Оценивая заключение эксперта ООО «<данные изъяты>», суд первой инстанции не принял во внимание, что вывод эксперта об относимости повреждений автомобиля обстоятельствам ДТП изложен не в утвердительной и категоричной форме, а в форме предположения, поскольку использована такая формулировка, как «могли быть».
Экспертиза проведена без осмотра экспертом повреждённого автомобиля и места ДТП.
Объём, перечень и характер повреждений автомобиля «Мерседес», а также механизм их образования установлены экспертом только по нескольким фотоснимкам данного автомобиля, акту осмотра транспортного средства от 3 сентября 2015г., составленному ООО <данные изъяты>», и справке о ДТП.
Место ДТП и препятствие, с которым, по утверждению истца, столкнулся его автомобиль (дерево), экспертом вообще не исследовались. В экспертном заключении прямо указано на то, что характеристики препятствия, на которое совершил наезд автомобиль «Мерседес», не установлены.
Конкретные значения высоты расположения повреждений автомобиля, их точные габариты (размеры) экспертом не анализировались и не устанавливались. Повреждения автомобиля не сопоставлялись с препятствием, на которое, по утверждению истца, совершил наезд автомобиль.
При этом возможность и характер образования тех или иных повреждений автомобиля зависит от всех обстоятельств столкновения и ДТП, таких как направление движения автомобиля, участвовавшего в ДТП, угла его столкновения с препятствием, скорости автомобиля, силы удара, особенностей места происшествия и материалов, из которых изготовлены повреждённые детали автомобиля. Однако указанные значения при проведении экспертизы также не выяснялись и не анализировались.
Поэтому использованные в ходе проведения экспертизы исходные данные нельзя признать достоверными и достаточными для объективного, всестороннего и полного исследования.
В экспертном заключении ООО «<данные изъяты>» прямо указывается, что эксперт лишь предполагает отсутствие каких-либо скрытых фактов, кроме обстоятельств возникновения повреждений автомобиля, изложенных в материале дела, влияющих, в конечном итоге, на выводы по итогам экспертизы, и эксперт не несёт ответственность ни за наличие таких фактов, ни за необходимость их выявления.
Тем самым фактически эксперт снимает с себя ответственность за достоверность проведённого экспертного исследования.
В этом же экспертном заключении указано, что столкновение автомобиля «Мерседес» с препятствием лишь предполагается.
Следует отметить, что ответчик не участвовал в составлении акта осмотра от 3 сентября 2015г. и изготовлении фотоснимков повреждений автомобиля, использованных экспертом при проведении экспертизы. Сведений о том, что он извещался о времени и месте осмотра повреждений автомобиля, проведённого ООО <данные изъяты>», не имеется.
В заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» отсутствует обоснование сделанного вывода о возможной относимости повреждений автомобиля к ДТП, не указаны положения, на которых он основан, дающие возможность проверить их обоснованность и достоверность на базе общепринятых научных и практических данных. Кроме того, не приведены применённые экспертом методы исследования по данному вопросу.
В связи с изложенным экспертные выводы представляются неубедительными и неоднозначными, они могут быть расценены лишь как вероятностные.
Таким образом, заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», не может быть признано объективным, всесторонним, полным, правильным, обоснованным и принято в качестве достоверного доказательства по делу.
Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом не доказаны причинная связь между заявленными повреждениями автомобиля «Мерседес» и ДТП от 13 августа 2015г., размер убытков, причинённых автомобилю в результате указанного события, и соответственно наступление страхового случая.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется, решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
Ввиду отказа в иске к Обществу основания для взыскания с него в возмещение расходов на проведение экспертизы и государственной пошлины отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьёй 329, пунктами 2 – 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2016г. отменить и принять новое решение об отказе в иске Р.А.Яруллина к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Согласие» о взыскании страхового возмещения, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа и возмещении судебных расходов.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи