Административное дело № 2а-1758/2021
УИД 21RS0006-01-2021-003111-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
с участием <данные изъяты> Канашского межрайонного прокурора Тимофеевой И.М.,
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Канашского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на «Интернет-страницах», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
<данные изъяты> Канашского межрайонного прокурора Б. обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-страницах сайтов: https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что в ходе надзорной деятельности за исполнением миграционного законодательства прокуратурой выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о продаже паспортов Российской Федерации на страницах сайтов с URL-адресами: https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/. На сайтах предложено предоставление услуги по продаже (в том числе дистанционной) фиктивных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями продажи паспортов Российской Федерации. Продажа паспортов Российской Федерации является противоправным деянием, за которое предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ. Указанные Интернет-ресурсы доступны для свободного доступа неограниченного круга лиц. При таких обстоятельствах имеются правовые основания для признания указанной выше информации запрещенной к распространению.
Прокурор Тимофеева И.М. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в лице территориального отдела в ЧР, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просили рассмотреть дело без участия своего представителя, в отзыве по делу указали, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доступ к Интернет-ресурсу https://rf-pasport-2021.com/ не ограничен, и что при переходе на Интернет-ресурс https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ происходит переадресация на Интернет-ресурс по адресу: https://banknota.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/, доступ к которому не ограничен.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу абзаца второго статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», термин «прокурор» применительно к регламентированному вышеуказанными нормами участию прокурора в рассмотрении дел судами обозначает, в том числе, и заместителя прокурора соответствующего города (района).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5 Закона №149-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ).
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлены Интернет-ресурсы, расположенные по адресам:https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/, которые содержат информацию о возможности приобретения паспортов Российской Федерации, что подтверждается распечаткой скриншотов страниц указанных сайтов (л.д. 8-9, 12-13), о чем составлена справка (л.д. 5-6).
При этом судом установлено, что вход на сайты свободный, бесплатный и без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, связанные с гражданством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В силу ст. 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 утвержденного Положения о паспорте гражданина Российской Федерации выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 11 указанного Положения для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; две личные фотографии размером 35 х 45 мм).
В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.
При необходимости для получения паспорта представляются иные документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены Указами Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13 апреля 2011 года № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За организацию незаконной миграции, незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации, ст.322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, а также за использование заведомо подложных документов. Совершение данных преступлений способствует правонарушениям в сфере миграции, поскольку последующее использование поддельного паспорта обеспечивает нахождение, проживание, осуществление трудовой деятельности лиц, в том числе иностранных, без законных оснований.
Использование поддельных паспортов на территории Российской Федерации препятствует осуществлению контроля за соблюдением порядка проживания на территории Российской Федерации и выезда из страны, принятию решений о не разрешении въезда в Российскую Федерацию.
Незаконная продажа паспортов гражданина Российской Федерации через сеть «Интернет» создает условия для нелегального пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, в том числе связанных с экстремистской и террористической деятельностью. Получение паспорта гражданина Российской Федерации в обход закона создает условия для правонарушений среди мигрантов, что может отрицательно повлиять на межнациональную и межконфессиональную обстановку в стране.
Статьей 19.23 КоАП РФ подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Таким образом, доступ к информации о возможности приобретения паспортов гражданина Российской Федерации способствует коррупции должностных лиц, в частности при приеме на работе, где одним из требований определено наличие гражданства Российской Федерации, что в свою нарушает права и законные интересы граждан, круг которых определить невозможно, а также подрывает авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
Кроме того, незаконная продажа паспортов гражданина Российской Федерации через сеть «Интернет» создает условия для нелегального пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, в том числе связанных с экстремистской и террористической деятельностью.
На момент проверки прокуратурой, а также в настоящее время указанные Интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены.
Предоставление доступа к указанным в иске сайтам противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Оценивая изложенное, суд в целях защиты прав и законных интересов граждан полагает необходимым признать информацию, размещенную на Интернет-страницах: https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требование прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению.
Определением К. районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения ст. 89 КАС РФ, суд считает необходимым отменить принятые меры предварительной защиты по вступлении в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в территориальный отдел в ЧР Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: https://bankir.xyz/threads/prodazha-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava.10615/ и https://rf-pasport-2021.com/, принятые определением К. районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлении в законную силу настоящего решения отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.