Судья Медведев И.Г. Дело № 33-7791/2020
А-2.079
24RS0017-01-2018-004981-80
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сударьковой Е.В.,
судей Беляковой Н.В., Охременко О.,
при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску Никитина Романа Викторовича к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на такой учет,
по апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Маценко М.С.,
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 07 августа 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Никитина Романа Викторовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение от 03 апреля 2018 года комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке Никитина Романа Викторовича и членов его семьи на учет для получения указанной социальной выплаты.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить с 25 ноября 2014 года Никитина Романа Викторовича и членов его семьи (супругу НЯА., детей – НАР., НДР.) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Никитина Романа Викторовича судебные расходы в размере 20 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никитин Р.В. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить на такой учет.
Требования мотивировал тем, что с 23.04.2008 по настоящее время является сотрудником уголовно-исполнительной системы. 25.11.2014 он обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, куда также предоставил все необходимые документы. В декабре 2014 года территориальная подкомиссия ГУФСИН России по Красноярскому краю перенаправила его документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет. Однако решением комиссии ФСИН России от 03.04.2018 в постановке на учет было отказано с указанием на то, что в 2013 году им были совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий. С таким решением истец не согласен, поскольку отчуждение принадлежащей ему квартиры по адресу: <адрес> произошло помимо воли истца, а именно - в результате обращения на нее взыскания по решению Пресненского районного суда г.Москвы от 28.03.2011; никаких умышленных действий по намеренному ухудшению жилищных условий он не совершал. Кроме того, все указанные обстоятельства имели место еще до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в том числе было определено понятие «намеренное ухудшение жилищных условий».
Просил признать незаконным решение от 03.04.2018 комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты об отказе в постановке Никинтина Р.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также обязать ответчиков поставить Никитина Р.В. и членов его семьи на учет для получения указанной выплаты с даты обращения с соответствующим рапортом, то есть – с 25.11.2014, взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю Маценко М.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчиков Дмитриева В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Панюковой В.А., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, копии которых должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, истец Никитин Р.В. с 2008 года по настоящее время проходит службу в ГУФСИН России по Красноярскому краю в должности водителя-сотрудника гаража ФКЛПУ КТБ-1. Выслуга лет по состоянию на 11 ноября 2014 года в календарном исчислении составляла 20 лет 4 месяца 15 дней, в льготном 26 лет 8 месяцев 3 дня.
С <дата> года Никитин Р.В. состоит в браке с НЯА.., они имеют двоих сыновей НАР., <дата> года рождения, НДР., <дата> года рождения.
Никитин Р.В. с 25 апреля 2009 г., а его супруга с 22 мая 2007 г. по 18 марта 2014 г. были зарегистрированы в приобретенном ими 7 мая 2007 г. на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств, предоставленных ЗАО «КБ «Кедр» по кредитному договору №02/2-218И от 3 мая 2007 г., жилом помещении по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении с 22 мая 2007 г. по 3 октября 2014 г. были зарегистрированы по месту жительства дети истца: НАР., НДР
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 28 марта 2011 г. в связи с неисполнением с ноября 2008 года Никитиным Р.В. и НЯА. условий кредитного договора на вышеуказанную квартиру обращено взыскание путем ее продажи с публичных торгов.
Вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г.Красноярска от 5 августа 2013 г. Никитин Р.В., НЯА.. были признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселены без предоставления другого жилого помещения.
С 16 октября 2014 г. по настоящее время истец с членами своей семьи (женой и двумя детьми) зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
25 ноября 2014 года Никитин Р.В. обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии его и членов его семьи (супруги и двоих детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
Подкомиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю представленные Никитиным Р.В. документы направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке Никитина Р.В. с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты (выписка из протокола заседания подкомиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 12 декабря 2014 года №25).
Решением комиссии ФСИН России от 3 апреля 2018 г., оформленным выпиской из протокола №15, Никитину Р.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования Никитина Р.В., суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности указанного решения комиссии ФСИН России от 3 апреля 2018 г. и возложил на ответчика ФСИН России обязанность поставить истца на учет с членами его семьи (супругой и двумя детьми) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта и необходимых документов, а именно с 25 ноября 2014 г.
При этом, суд исходил из того, что выводы комиссии ФСИН России от 3 апреля 2018 года о намеренном ухудшении Никитиным Р.В. жилищных условий являются несостоятельными, не отвечают требованиям закона, так как отчуждение 20 февраля 2013 года у истца квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, носило вынужденный характер, произошло в принудительном порядке в рамках исполнения решения суда от 28 марта 2011 года об обращении взыскания на заложенное имущество, не зависело от воли истца и не преследовало собой цели совершения им умышленных действий, подпадающих под понятие намеренного ухудшения жилищных условий в смысле части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованным, соответствующим материалам дела.
Доводы жалобы о том, что финансовая несостоятельность истца, которая могла бы вызвать неисполнение условий кредитного договора, не подтверждена доказательствами, напротив, в указанный период истец проходил службу в УИС и имел стабильный заработок в размере 20 000 руб., являются несостоятельными. Как пояснил суду истец, ипотечный кредит на приобретение жилья им был получен в ЗАО КБ «Кедр» в 2007 году с условием плавающей процентной ставки, после общеизвестного экономического кризиса в 2008 года, банк поднял процентную ставку, что сделало затруднительным вносить ежемесячные платежи по кредиту в связи с отсутствием доходов. Поскольку каких-либо доказательств в опровержение приведенных истцом доводов стороной ответчика представлено не было, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии в действиях истца признаков злоупотребления правом, повлекшего намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий в целях получения у ответчиков единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении истцом п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, выразившееся в том, Никитиным Р.В. при подаче рапорта не были представлены документы и сведения о наличии жилья на НЯА. (мать истца), что является основанием для отказа Никитину Р.В. для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, не могут быть признаны обоснованными ввиду того, что в оспариваемом истцом решении комиссии ФСИН России от 03.04.2018 не приводится в качестве основания для отказа Никитину Р.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369.
Кроме того, согласно пункту 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия не позднее 3-месячного срока со дня их подачи должна была принять решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет; о принятом комиссией решении сотрудник должен был быть уведомлен в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФСИН России в установленный законом трехмесячный срок поступившие документы Никитина Р.В. для получения единовременной выплаты не рассмотрела, решение по заявлению (рапорту) истца от 25 ноября 2014 г. о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было фактически рассмотрено комиссией ФСИН России лишь 3 апреля 2018 г., то есть более чем через три года, при том, что указанные документы были направлены территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю в адрес ФСИН России 16 декабря 2014 г.
Таким образом, срок принятия решения о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, либо об отказе хоть и не влияет на существо принятого решения ответчиком, но вместе с тем согласно положениям пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, истец вправе был рассчитывать на получение решения в течение установленного срока с указанием всех оснований отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты, указанной в заявлении (рапорте).
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 07 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Маценко М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: