Решение по делу № 33-4189/2023 от 20.11.2023

Судья Кукурекин К.В.                                                              Дело № 2-114/2021

(первая инстанция)

№ 33-4189/2023

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 декабря 2023 года

Севастопольский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,

При секретаре Гонтаре С.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя на определение Ленинского районного суда г. Севастополя от 6 февраля 2023 года по гражданскому делу по иску Прокурора Балаклавского района города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя, Крымское управление федеральной службы по экологическому и атомному надзору по Республике Крым, ООО «Кристалл Сервис» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 января 2021 года иск Прокурора Балаклавского района города Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о понуждении к совершению определенных действий был удовлетворен.

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обязан принять меры по включению комплекса ГТС Водоемов «Чургунский» №1, «Чургунский» №2, расположенных по адресу: <адрес> в Реестр собственности города Севастополя.

Департамент по имущественным отношениям г. Севастополя обязан обеспечить соблюдение требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений: ГТС Водоемов «Чургунский» №1, «Чургунский» №2, расположенных: <адрес>, привести указанные гидротехнические сооружения в соответствие с действующим законодательством, а именно выполнить следующие мероприятия в сфере обеспечения безопасности их эксплуатации до 1 марта 2021 года

-назначить уполномоченных лиц, ответственных за состояние и безопасную эксплуатацию ГТС;

-назначить персонал по техническому надзору за ГТС и утвердить должностные функции (обязанности);

-разработать приказ о создании паводковой комиссии по осмотру комплексов ГТС;

-назначить аттестованных специалистов в области безопасности ГТС, аттестовать руководителя в области безопасности ГТС;

-утвердить материальный резерв, предназначенный для ликвидации аварии гидротехнических сооружений;

-получить разрешение на эксплуатацию ГТС; получить утвержденную в установленном порядке декларацию безопасности комплекса ГТС;

-разработать и согласовать в установленном порядке план ликвидации аварий;

-заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

-обеспечить внесение (обновление) сведений о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений;

-разработать критерии безопасности ГТС;

-получить расчет вероятного вреда, согласованный с уполномоченным органом исполнительной власти;

-определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности за вред причиненный ГТС;

-провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений;

-провести комплексное обследование сооружений с оценкой их прочности, надежности, устойчивости и эксплуатационной надежности; организовать эксплуатацию ГТС в соответствии с правилами эксплуатации ГТС, согласованными с органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС;

-разработать и получить проектную документацию по осуществлению мониторинга ГТС;

-организовать постоянный и периодический контроль (осмотры, техническое освидетельствование, обследования) технического состояния ГТС, обеспечить контроль (мониторинг) за техническим состоянием ГТС;

-установить визуальное и инструментальные ведение наблюдения; получить акты комиссионного осмотра ГТС в рамках подготовки к прохождению паводка;

-устранить на гребне плотины следы от проезда автотранспорта, а также просадки и разрушения; устранить в теле плотины течь (устранить затопление территории нижнего бьефа плотины);

-устранить на запорной арматуре трубопровода донного водовыпуска разрушение антикоррозийной защиты;

-устранить затопление нижнего бьефа плотины колодец донного водовыпуска;

-устранить в колодце донного водовыпска зарастание древесной растительности; устранить в откосе верхнего бьефа пруда №1 зарастание кустарниковой и древесной растительности;

-устранить в откосе нижнего бьефа разрушения и сползание грунта тела плотины; установить водомерную рейку;

-установить на задвижке донного водовыпуска поворотный механизм, а также тарировку высоты открытия (пропускной способности);

-составить акты опробования работоспособности задвижек донного водовыпска;

-устранить засорение мусора в трубе водосборного сооружения;

-восстановить разрушенное водорегулирующие сооружение Пруда №2;

-установить пикетаж сооружений, входящий в состав комплекса.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 августа 2021 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 января 2021 года оставлено без изменения.

В декабре 2022 года Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обратился в суд с заявлением, в котором просил произвести замену стороны в исполнительном производстве на ГУП г. Севастополя «Центр эффективного использования собственности города».

Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 6 февраля 2023 года в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя просит отменить определение суда.

Апеллянт указывает, что на основании распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 23 июля 2020 года № 4071-РДИ, от 20 августа 2021 года № 4071-РДИ, от 9 ноября 2021 года № 5342, от 13 декабря 2021 года № 6062, от 13 декабря 2021 года № 6063, от 24 января 2022 года № 105-РДИ, от 31 мая 2022 года № 2192-РДИ объекты:

Комплекс гидротехнических сооружений прудов «Чургунский №1», «Чургунский № 2», расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (в составе: ж/б лоток № 2, сооружение: водовыпускной колодец № 3, сооружение: водозаборное сооружение № 6, сооружение: водозаборное сооружение № 7, сооружение: донный выпуск № 10, сооружение: плотина №1: водорегулирующее сооружение № 8: водосбросное сооружение № 9);

Пост охраны дамбы <адрес> (дамба пруда «Чургунский») с кадастровым номером

в настоящее время включены в Реестр собственности г. Севастополя и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП г. Севастополя «Центр эффективного использования собственности города».

В связи с чем, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не имеет возможности проводить мероприятия в сфере обеспечения безопасности по их эксплуатации.

        В соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Установлено, что прокуратурой Балаклавского района г. Севастополя была инициирована проверка исполнения законодательства Российской Федерации при эксплуатации гидротехнических сооружений и осуществлена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по месту нахождения объектов: Гидротехнические сооружения пруда «Чургунский», расположенные на территории с. Черноречье, Балаклавского муниципального округа города Севастополя.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требования или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: отсутствие утвержденной декларации безопасности ГТС, отсутствие разработанного и согласованного плана ликвидации аварий, отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности при эксплуатации ГТС, не обеспечение внесения сведений в Российский Регистр гидротехнический сооружений, отсутствие разработанных критериев безопасности ГТС, отсутствие расчета вероятного вреда, не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред причиненный в результате аварии ГТС, отсутствие комплексного обследования сооружений с оценкой их прочности, надежности, устойчивости, отсутствие проектной документации ГТС, отсутствие постоянного и периодичного контроля технического состояния ГТС, отсутствие визуального и инструментального наблюдения, отсутствие актов комиссионного осмотра и иные нарушения, отраженные в акт проверки от 25 июня 2020 года.

Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя допущены нарушения требований законодательства при эксплуатации и содержании гидротехнических сооружений, допущенные нарушения могут повлиять на состояние окружающей среды, а также создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В связи с чем, заявленные прокурором требования были удовлетворены.

Обращаясь в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве, заявитель указал, что на основании распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 23 июля 2020 года № 4071-РДИ, от 20 августа 2021 года № 4071-РДИ, от 9 ноября 2021 года № 5342, от 13 декабря 2021 года № 6062, от 13 декабря 2021 года № 6063, от 24 января 22 года № 105-РДИ, от 31 мая 2022 года № 2192-РДИ объекты:

- комплекс гидротехнических сооружений прудов «Чургунский № 1», «Чургунский № 2», расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (в составе: ж/б лоток № 2, сооружение: водовыпускной колодец № 3, сооружение: водозаборное сооружение № 6, сооружение: водозаборное сооружение № 7, сооружение: донный выпуск № 10, сооружение: плотина №1: водорегулирующее сооружение № 8: водосбросное сооружение № 9);

- пост охраны дамбы <адрес> (дамба пруда «Чургунский») с кадастровым номером

включены в Реестр собственности г. Севастополя и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП г. Севастополя «Центр эффективного использования собственности города». Соответственно, обязанность по исполнению решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 января 2021 года должна быть возложена на это предприятие.

Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции исходил из того, что закрепление этих объектов на праве хозяйственного ведения за ГУП г. Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» не влечет перемены лиц в обязательстве, поскольку указанное имущество находится на балансе Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

По правилам ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

По смыслу положений указанных правовых норм, процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же правоотношением. Основой процессуального правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права, в частности нормами Гражданского кодекса. Таким образом, правопреемство имеет место в указанных в законе случаях, когда произошло выбытие стороны в спорном или установленном решением суда правоотношении.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В данном случае закрепление спорных объектов на праве хозяйственного ведения за ГУП г. Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» не является случаем выбытия стороны в правоотношении.

При разрешении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций достоверно установлено, что собственником гидротехнических сооружений является город Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Так, решением Арбитражного суда города Севастополя от 11 февраля 2020 года удовлетворено исковое заявление Департамента о расторжении договора аренды индивидуально определенного (недвижимого имущества), находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: г. <адрес>, заключенный Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и ООО «Кристалл-Сервис», суд обязал общество освободить недвижимое имущество и передать его по акту приема-передачи Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.

Кроме того, на основании пунктов 1.8, 4.2 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП, Департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации имущества города Севастополя и иных правоотношений имущественного характера, а также осуществляет от имени города Севастополя распоряжением имуществом, находящимся в собственности г. Севастополя.

Более того, доводы о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, были предметом изучения судами при рассмотрении дела по существу. Этим доводам была дана надлежащая правовая оценка, по результатам которой они были отклонены, как безосновательные.

В целом доводы жалобы не содержат правовых оснований, влекущих отмену определения и сводятся к неверному толкованию сложившихся между сторонами правоотношений и значимых для дела обстоятельств, в связи с чем, не являются и не могут являться основанием к отмене определения.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Ленинского районного суда г. Севастополя от 6 февраля 2023 года оставить без изменения, а частную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 8 декабря 2023 года.

Председательствующий судья                                 О.И. Жиляева

33-4189/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Прокурор Балаклавского района города Севастополя
Прокуратура г. Севастополя
ГУП Центр эффективноо использования собственности города
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
20.11.2023Передача дела судье
07.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Передано в экспедицию
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее