Дело №2а-1902/2021 Председательствующий – судья Мазур Т.В.
УИД 32RS0027-01-2021-000425-68
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-250/2022 (33а-3872/2021)
г. Брянск 01 февраля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Фроловой И.М.,
судей областного суда Бобылевой Л.Н., Алейниковой С.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика УМВД России по Брянской области Банного М.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Емельяненко Лилии Алексеевны к УМВД России по Брянской области, УМВД России по Астраханской области, УМВД России по городу Брянску о признании незаконными и отмене заключений, понуждении выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения Емельяненко Л.А., представителя Емельяненко Л.А. – ФИО6, представителя УМВД России по Брянской области ФИО8, представителя УМВД России по Брянской области ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Емельяненко Л.А. обратилась в суд с иском к УМВД России по Брянской области, УВМ УМВД России по Брянской области, УМВД России по городу Брянску о признании незаконным заключения, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. обратилась в ОВМ УМВД России по городу Брянску с заявлением о замене паспорта гражданина РФ, выданного ОУФМС России по <адрес>, в связи с непригодностью к использованию. ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. получила ответ, согласно которому в электронных учетах систем межведомственного электронного взаимодействия, а также общефедеральных учетах МВД России сведений о приобретении Емельяненко Л.А. Российского гражданства не найдено в полномочных органах на территории России, а также за ее пределами.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам служебной проверки решением УМВД России по Астраханской области установлен факт отсутствия у Емельяненко Л.А. гражданства РФ.
Выданные на имя административного истца паспорта признаны выданными в нарушение установленного законодательством РФ порядка. Заграничный паспорт также признан выданным в нарушение установленного порядка.
ДД.ММ.ГГГГ решением УМВД России по Брянской области паспорт гражданина РФ, оформленный ОВМ УМВД России по городу Брянску на имя ФИО1 признан оформленным в нарушение установленного порядка и подлежащим уничтожению.
Емельяненко Л.А. было отказано в выдаче паспорта гражданина РФ в связи с отсутствием гражданства РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. выдано заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
С решением УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не согласна.
Ссылаясь на эти обстоятельства, административный истец, с учетом уточнений, просила суд признать незаконным и отменить заключение служебной проверки УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у Емельяненко Л.А. гражданства Российской Федерации; признать незаконным и отменить заключение по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на имя Емельяненко Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на УМВД России по городу Брянску обязанность выдать Емельяненко Л.А. паспорт гражданина Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства, для участия в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Астраханской области.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2021 года административные исковые требования Емельяненко Л.А. к УМВД России по Брянской области, УМВД России по Астраханской области, УМВД России по городу Брянску о признании незаконными и отмене заключений, понуждении выдать паспорт гражданина Российской Федерации удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил заключение служебной проверки УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у Емельяненко Лилии Алексеевны гражданства Российской Федерации.
Признал незаконным и отменил заключение по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на имя Емельяненко Лилии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложил на УМВД России по городу Брянску обязанность выдать Емельяненко Лилии Алексеевне паспорт гражданина Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика УМВД России по Брянской области ФИО7 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суде апелляционной инстанции представитель УМВД России по Брянской области ФИО8, представитель УМВД России по Брянской области ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержали, административный истец Емельяненко Л.А., представитель Емельяненко Л.А. – ФИО6 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания уведомлены.
Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 с. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Таких нарушений судом первой инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации должностного лица, государственного или муниципального служащего наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, об оспариваемом решении административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, с иском в суд административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, суд пришел к правильному выводу, что срок обращения с административным исковым заявлением, административным истцом не пропущен.
Судом установлено, что Емельяненко Л.А. (фамилия Белоконенко изменена в связи с вступлением в брак в 1983 году), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>. Факт рождения подтвержден свидетельством серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Дзержинским РОВД <адрес> Емельяненко Л.А. после смены фамилии был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 года серии XI-ВЛ №.
В 1983 году Емельяненко Л.А. переехала к месту службы супруга в <адрес> Казахстанской ССР.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. работала младшим продавцом ресторана «Россия».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. работала санитарной няней в яслях-саду № при Войсковой части №.
ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. принята машинисткой машинописного бюро в Войсковую часть №.
ДД.ММ.ГГГГ призвана на действительную военную службу в войсковую часть 25719 на должность старшего писаря штаба (находилась под юрисдикцией Российской Федерации).
В 1998 году супруга Емельяненко Л.А. ФИО15 перевели к новому месту службы в <адрес> Яр (<адрес> в в/ч №. Емельяненко Л.А. была уволена в связи с сокращением штатов и переехала вместе с мужем в <адрес>, где проживали по адресу: <адрес>.
В связи с утратой паспорта ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> ей был выдан новый паспорт серии № №.
ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Емельяненко Л.А. был выдан паспорт гражданина РФ серии № № в связи с обменом (уничтожен в связи с профнепригодностью в 2004 году).
ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Емельяненко Л.А. документирована паспортом гражданина РФ серии № № (уничтожен в 2009 году в связи с заменой паспорта по достижению возраста 45 лет)
ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в городе Знаменск Емельяненко Л.А. документирована паспортом гражданина РФ серии № №.
В 2009 году после увольнения со службы, Емельяненко Л.А. вместе с супругом переехала для постоянного проживания в <адрес>, где зарегистрировалась по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. обратилась в ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Брянске» по вопросу обмена ранее выданного паспорта в связи с его непригодностью к дальнейшему использованию.
ДД.ММ.ГГГГ заявительнице был оформлен паспорт гражданина РФ серии № №, который Емельяненко Л.А. не был выдан в связи с обнаружением ошибочности произведенных записей при обращении за его получением (ДД.ММ.ГГГГ). В тот же день ей был оформлен паспорт гражданина РФ серии № №, который владельцу до настоящего времени не выдан в связи с проведением проверки обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности Емельяненко Лилии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к гражданству Российской Федерации.
Согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от ДД.ММ.ГГГГ, по направленным запросам в ОВМ МО МВД России по ЗАТО <адрес> поступил ответ, в соответствии с которым установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации у Емельяненко Л.А.
Ранее выданные паспорта на имя Емельяненко Лилии Алексеевны, в том числе № №, № №, № №, заграничный паспорт серии № № признаны выданными в нарушение установленного порядка.
Из сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации следует, что по учетам электронной базы данных по гражданству МИД России Емельяненко (Белоконенко) Лилия Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не значится в числе лиц, оформивших приобретение гражданства Российской Федерации либо выход из российского гражданства в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
По архивным документам установлено, что Емельяненко Александр Петрович, 1960 года рождения проходил службу в войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ – убыл в войсковую часть № для дальнейшего прохождения службы.
В книге алфавитного учета офицеров, прапорщиков и военнослужащих сверхсрочной службы войсковой части № на ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в графе «Семейное положение, фамилия, имя, отчество и год рождения жены, имена и года рождения детей. Адрес семьи» значится: «женат. Жена – Емельяненко (Белоконенко) Лилия Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, дочь – ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, сын – ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения.
Место дислокации войсковой части № в запрашиваемый период – <адрес> (переименованный Коктас) <адрес>.
Войсковая часть № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ входила в состав Вооруженных лил Российской Федерации, дислоцировалась на территории Казахстана (<адрес>) и находилась под юрисдикцией Российской Федерации. В 1998 году войсковая часть № расформирована.
Войсковые части № и № до декабря 1991 года входили в состав вооруженных сил СССР и дислоцировались на территории Казахстана (<адрес>).
В январе 1992 года указанные воинские части вошли в состав Объединенных Вооруженных сил Содружества Независимых государств, а в мае того же года – в состав Вооруженных сил Российской Федерации и переведены под юрисдикцию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент приобретения Емельяненко Л.А. гражданства Российской Федерации) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, если они до ДД.ММ.ГГГГ заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт «г» статьи 18 указанного закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).
На момент документирования административного истца в 2001 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Инструкция).
Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной Инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме №П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (пункт 23).
Учитывая тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ Емельяненко Л.А. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации, приобретенного в порядке п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Допущенные органом при оформлении гражданства истца погрешности не должны приводить к переложению бремени доказывания законности оспариваемого заключения на Емельяненко Л.А.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на ДД.ММ.ГГГГ и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и др.).
Также в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Алпеева и Джалагония против Российской Федерации», изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных. Данные обстоятельства приводят к вмешательству в частную жизнь и нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Правильно применив положения материального закона, регулирующие спорные правоотношения, с учетом толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Отсутствие в настоящее время заявления истца о желании приобрести гражданство Российской Федерации по иным основаниям, не свидетельствует о том, что Емельяненко Л.А. приобрела гражданство Российской Федерации незаконно.
Более того, факт признания государством наличия у Емельяненко Л.А. гражданства Российской Федерации подтверждается и копией военного билета, выданного административным истцу, где она ДД.ММ.ГГГГ призвана на действительную военную службу в войсковую часть № на должность старшего писаря штаба (находилась под юрисдикцией Российской Федерации).
Таким образом, нельзя признать правомерным доводы ответчиков об отсутствии у Емельяненко Л.А. гражданства Российской Федерации только по причине отсутствия записей о приобретении им этого гражданства в информационных базах данных.
Кроме того, нельзя также согласиться с позицией ответчиков относительно того, что истец после прибытия для проживания на территорию Российской Федерации не сообщал уполномоченным государственным органам о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации, поскольку истец подавал заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации и получал его в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, не свидетельствуют о том, что оспариваемое решение отвечало требованиям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являлось обоснованным и оправданным.
С учетом изложенного оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения Советского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика УМВД России по Брянской области Банного М.А. – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд города Брянска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий |
И.М. Фролова |
|
|
Судьи |
Л.Н. Бобылева |
С.А. Алейникова |
Апелляционное определение изготовлено в мотивированном виде 07.02.2022 г.