УИД(М) 66RS0027-01-2024-000046-15
Дело № 2-91/2024
Мотивированное решение изготовлено 10.04.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 апреля 2024 года | г. Ивдель |
Ивдельский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Новиковой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мехряковым А.С.,
с участием:
- представителя истца – помощника прокурора г. Ивделя Бересневой Е.А.,
- представителя ответчика МУП «Север» Ивдельского городского округа Холодовой Н.В.,
- представителя третьего лица на стороне ответчика Администрации Ивдельского городского округа Казьминой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-91/2024 по исковому заявлению Прокурора г. Ивделя Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Север» Ивдельского городского округа (далее ? МУП «Север») о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ивделя Свердловской области Дульцев А.В. обратился в Ивдельский городской суд Свердловской области с исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к МУП «Север» о возложении обязанности. Просит возложить на указанное предприятие обязанность разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения, согласовать с уполномоченным органом местного самоуправления – Администрацией Ивдельского городского округа и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указывает, что проведен анализ исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В соответствии с Уставом МУП «Север» предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, по обеспечению населения питьевой водой и получение прибыли.
В целях оказания коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения МУП «Север» передано муниципальное имущество жилищно-коммунального комплекса, в том числе сети холодного водоснабжения.
Постановлением Администрации Ивдельского городского округа от 28.02.2023 N 100 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы «Развитие системы холодного водоснабжения МУП «Север» на 2024-2026 годы». До настоящего времени инвестиционная программа в сфере водоснабжения предприятием не разработана и не утверждена, что не позволяет дать объективную оценку состояния ветхих водопроводных сетей на территории Ивдельского городского округа и препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой предприятием территории, создает угрозу нормальной жизнедеятельности населения.
Согласно отчету формы 1-ЖКХ протяженность ветхих сетей, эксплуатируемых МУП «Север», составляет 40,2 км или 62,6%, процент износа сетей 70-80%. По результатам контрольно-надзорных мероприятий установлено, что при нормативном объеме потерь 15 тыс. куб.м. объем фактических потерь при транспортировке холодной воды составляет 45 тыс. куб. м.
Бездействие МУП «Север» нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по водоснабжению в соответствии с установленными законодательством требованиями, непринятие мер по разработке инвестиционной программы в данной сфере может повлечь несоблюдение нормативов обеспечения населения Ивдельского городского округа коммунальными услугами, а также привести к массовому нарушению прав граждан на бесперебойное и качественное предоставление коммунальной услуги.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ивдельского городского округа, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
В предварительном судебном заседании помощник прокурора г. Ивделя Береснева Е.А., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель МУП «Север» Холодова Н.В. (доверенность от 09.02.2024) исковые требования не признала, указав, что расходы на проведение указанных работ не заложены в тарифы. У предприятия, которое находится в предбанкротном состоянии, финансовая возможность для выполнения заявленных прокурором требований отсутствует. Утвержденные тарифы по оказываемым предприятием услугам водоснабжения и водоотведения занижены, не соответствуют фактическим затратам.
Представитель Администрации Ивдельского городского округа Казьмина М.В. (доверенность от 01.03.2024) оставила разрешение требований на усмотрение суда, подтвердив, что техническое задание на разработку инвестиционной программы Администрацией Ивдельского городского округа утверждено и доведено до МУП «Север».
В судебное заседание 03.04.2024 стороны, их представители не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в судебное заседание не явился, ходатайств не направил.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы, о дополнении которых сторонами не заявлено, оценив каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Закона N 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение, обязаны обеспечивать предоставление указанных коммунальных услуг, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Указанные организации принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 16, 17 Закона N 416-ФЗ организация, эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети, обязана осуществлять организационные и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание данных сетей в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Согласно ч. 5 ст. 32 Закона N 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Мероприятия по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются в соответствии с инвестиционной программой.
В силу ч. 1 ст. 40 указанного Федерального закона основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды; решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Согласно ч. 2, 3 ст. 40 Закона N 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Закона N 416-ФЗ инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (ч. 10 ст. 40 Закона N 416-ФЗ).
МУП «Север» согласно Уставу является унитарным предприятием, учрежденным Администрацией Ивдельского городского округа для целей удовлетворения общественных потребностей по водоснабжению, водоотведению, обеспечению населения питьевой водой, получение прибыли, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 02.07.2021.
Предприятие для достижения своих целей осуществляет следующие виды деятельности:
- добыча и транспортировка воды для бытовых и промышленных нужд;
- очистка воды в целях водоснабжения;
- прием и транспортировка хозяйственно-бытовых стоков;
- прием, транспортировка и очистка поверхностных сточных вод;
-деятельность по обеспечению работоспособности водопроводных сетей, канализационных сетей и насосных станций;
-содержание, обслуживание, реконструкция, текущий и капитальный ремонт водопроводных сетей, канализационных сетей и насосных станций;
- холодное водоснабжение и водоотведение потребителей.
Источником финансовых ресурсов предприятия является прибыль, амортизационные отчисления, средства, поступающие от населения и других потребителей в качестве оплаты за ЖКУ, субвенции местного бюджета и иные поступления, не запрещенные законом.
Постановлениями Администрации Ивдельского городского округа № 321 от 16.07.2021, № 275 от 27.05.2022, № 550 от 07.10.2022 с последующими изменениями социально значимое имущество, в том числе, насосные станции, водопроводные и канализационные сети, расположенные на территории Ивдельского городского округа, приняты в муниципальную собственность и закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Север».
06.08.2021 постановлением Администрации Ивдельского городского округа № 351 МУП «Север» определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ивдельского городского округа.
Постановлением Администрации Ивдельского городского округа № 100 от 28.02.2023 утверждено Техническое задание на разработку инвестиционной программы «развитие системы холодного водоснабжения МУП «Север» Ивдельского городского округа на 2024-2026 годы».
Цели инвестиционной программы согласно техническом заданию: повышение качества и надежности услуг водоснабжения существующих потребителей и достижение плановых показателей надежности, предотвращение возникновения аварийных ситуаций; обеспечение экологической безопасности системы водоснабжения; энергосбережение и повышение энергетической эффективности системы водоснабжения; ресурсосбережение.
Инвестиционная программа направлена на решение следующих задач: обеспечение надежного водоснабжения для потребителей; оказание качественной услуги водоснабжения с целью обеспечения стабильности системы холодного водоснабжения; выполнение современных нормативных требований к качеству питьевой воды; сокращение потерь и непроизводительных расходов при производстве ресурса; сокращение техногенного воздействия на окружающую среду; обеспечение необходимых объемов и качества питьевой воды для потребителей.
В составе инвестиционной программы предусматривается строительство новых объектов капитального строительства, должны быть включены мероприятия по реконструкции, монтажу систем водоснабжения и трубопроводов, строительству водопровода.
До настоящего времени инвестиционная программа в сфере водоснабжения МУП «Север» не разработана и не утверждена, что не позволяет дать объективную оценку состояния ветхих водопроводных сетей на территории Ивдельского городского округа и препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой предприятием территории, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности населения.
Так, согласно информационным донесениям старшего оперативного дежурного МКУ «ЕДДС Ивдельского городского округа» с 08.12.2023 по 22.12.2023 в связи с возникшей аварийной ситуацией на центральном водопроводе <адрес> Ивдельского городского округа отсутствовало холодное водоснабжение. Без ХВС остались 182 дома, 419 человек, из них 59 детей, а также социально-значимые объекты – МКДОУ детский сад №, МОУ СОШ №.
Аналогичная ситуация возникла в <адрес> в период с 02.01.2024 по 16.01.2024. В связи с перемерзанием водопровода без холодного водоснабжения оставались 3 двухэтажных жилых дома, 6 колонок ХВС, социально-значимый объект – детский сад №.
17.01.2024 и 18.01.2024 Администрацией Ивдельского городского округа прокурору представлена информация о произошедших инцидентах и авариях на сетях холодного водоснабжения и водоотведения за 2021-2023 г.г.
22.12.2022, 20.06.2023, 09.01.2024 в адрес Главы Ивдельского городского округа, а 11.12.2023 в адрес директора МУП «Север» внесены представления о принятии мер по сокращению потерь холодной воды, проведению ремонта сетей ХВС.
Таким образом, бездействие МУП «Север» нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по водоснабжению в соответствии с установленными законодательством требованиями, непринятие мер по разработке инвестиционной программы в данной сфере может повлечь несоблюдение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а также привести к массовому нарушению прав граждан на бесперебойное и качественное предоставление коммунальной услуги.
Обязанность по разработке инвестиционной программы возложена на ответчика в силу закона, её невыполнение подрывает обеспечение прав граждан, юридических лиц на получение в необходимом объеме качественной коммунальной услуги.
Отсутствие финансирования не является объективной уважительной причиной неисполнения обязанности по разработке и утверждению инвестиционной программы.
При указанных обстоятельствах суд находит требования прокурора о возложении на МУП «Север» Ивдельского городского округа, как на гарантирующую организацию для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ивдельского городского округа обязанности разработать и согласовать с уполномоченными органами инвестиционную программу в сфере водоснабжения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Данная норма не распространяется на передачу имущества или денежных сумм, что в свою очередь исключает установления такого срока по вопросам финансирования.
Прокурор просил возложит на ответчика исполнение обязанности по разработке инвестиционной программы в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом доводов участвующих лиц, финансового положения юридического лица, а также принимая во внимание, что разработка инвестиционной программы осуществляется с учетом результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, которое также не проведено, и утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, суд считает необходимым установить для МУП «Север» срок для выполнения возложенной обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, указанный срок является разумным, учитывает срок, предоставленный для проведения технического обследования, и в полной мере отвечает требованиям соблюдения баланса прав сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Ивделя Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Север» Ивдельского городского округа (ИНН 6617028783) о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Север» Ивдельского городского округа в течение 18 (восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и согласовать разработанную инвестиционную программу с Администрацией Ивдельского городского округа и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ? Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ивдельский городской суд Свердловской области.
Судья (подпись) | И.Н. Новикова |