Решение по делу № 3а-129/2021 от 07.06.2021

№ 3а-129/2021

10OS0000-01-2021-000177-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Сафоновой М.В.

с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителей административных истцов Ермолинской Т.В. и Калинина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-129/2021 по административным исковым заявлениям Воробьевой А. В., Рахмалева А. А., Миккоева А. Н., Блиновой Е. В. о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части,

УСТАНОВИЛ:

Воробьева А.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: (.....). 29.03.2021 она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Письмом от 18.05.2021 в удовлетворении заявления отказано в связи с расположением земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. По мнению Воробьевой А.В., границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения установлены с нарушением требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, поскольку границы зоны второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в порядке, предусмотренном законодательством, на территории Заозерского сельского поселения не устанавливались, а вопросы по установлению зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Воробьева А.В. указывает на то, что ее права на перераспределение земельного участка нарушены. Просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка площадью 1582 кв.м, расположенного по адресу: (.....), координаты характерных точек в системе координат МСК-10: 1. Х .

Рахмалев А.А., Миккоев А.Н., Блинова Е.В. обратились в суд с административным иском по тем основаниям, что Рахмалеву А.А. как собственнику жилого дома письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 14.10.2020 отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером в связи с нахождением его в соответствии с Правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения и Генерального плана Заозерского сельского поселения во втором поясе зоны санитарной охраны оз. Логмозеро. Миккоеву А.Н. и Блиновой Е.В. письмами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 30.04.2021 и от 30.03.2021, соответственно, было отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , соответственно, и земельного участка с кадастровым номером , государственная собственность на который не разграничена, в связи с нахождением земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения и Генерального плана Заозерского сельского поселения во втором поясе санитарной охраны оз. Логмозеро.

Рахмалев А.А., Миккоев А.Н., Блинова Е.В. приводят аналогичные изложенным Воробьевой А.В. доводы о нарушении законодательства при установлении границ зоны второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также нарушении их гражданских прав и просят признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении: Рахмалев А.А. - земельного участка с кадастровым номером ; Миккоев А.Н. - земельного участка с кадастровым номером , а также части земель, государственная собственность на которые не разграничена, имеющей координаты характерных точек в системе координат МСК-10: 1. .

Определением суда от 28.06.2021административные дела № 3а-129/2021 и 3а-140/2021 по административным исковым заявлениям Воробьевой А.В.Рахмалева А.А., Миккоева А.Н., Блиновой Е.В. об оспаривании нормативных правовых актов объединены в одно производство.

Административный ответчик в отзыве на административный иск указал, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, принятыми в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, в соответствии с нормами действующего законодательства, с соблюдением процедуры принятия нормативных актов. Полагает, что права административного истца Воробьтевой А.В. установлением границ первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения не затрагиваются, поскольку земельный участок истца находится за ее пределами.

Заинтересованное лицо администрация Прионежского муниципального района в отзыве на административный иск позицию административного ответчика поддержала полностью.

Заинтересованные лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия ­ – в отзывах на иск разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в отзыве на административный иск указало, что границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отображенные на карте зон с особыми условиями использования территории Заозерского сельского поселения, считаются установленными.

В судебном заседании представитель административного истца Воробьевой А.В. Ермолинская Т.В., действующая на основании доверенности, представитель административных истцов Рахмалева А.А., Миккоева А.Н., Блиновой Е.В. Калинин В.С., действующий на основании доверенностей, доводы административных исков поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Воробьева А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), общей площадью 1500 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства. Территориальная зона – Ж1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами.

29.03.2021 Воробьева А.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Письмом от 18.05.2021 в удовлетворении заявления ей отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения.

Рахмалев А.А. является собственником объекта недвижимости – индивидуального жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....).

26.28.2020 Рахмалев А.А. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов. Письмом от 14.10.2020 в удовлетворении заявления ему отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения.

Миккоев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), общей площадью 604 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, территориальная зона Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки, для дачного строительства.

24.03.2021 Миккоев А.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером . Письмом от 30.04.2021 в удовлетворении заявления ему отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения.

Блинова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), общей площадью 1320 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство жилого дома.

24.02.2021 Блинова Е.В. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Письмом от 30.03.2021 в удовлетворении заявления ей отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения.

Испрашиваемые административными истцами земельные участки отображены на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

В соответствии с п.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают интересы административных истцов на предоставление земельных участков в собственность, перераспределение земель в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и вправе заявить настоящий административный иск.

Пунктом 4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному делу № 3а-240/2019.

Анализируя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.2 и п.9 ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 ст.4 ГрК РФ).

Пунктами 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В силу ч.2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ).

Как следует из п.1.4 и п.1.5 Санитарных правил и норм 2.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.6 и п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному иску Пахомовой А.А. о признании не действующими решений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельного участка с кадастровым номером , оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части включения в границы первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка с кадастровым номером .

Судебным актом установлено, что оспариваемые решения приняты с нарушением компетенции органа и процедурой установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, что приводит к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.

В нарушение приведенных выше норм проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения не разрабатывался, в установленном порядке границы и режим зон санитарной охраны источников водоснабжения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия не утверждались, положительные санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались.

Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Таким образом, нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для их признания недействующими в части.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения обозначенных истцами земельных участков, в связи с чем исковые требования Воробьевой А.В. подлежат частичному удовлетворению, иных истцов – в полном объеме. Принимая во внимание, что указанный в административном иске Воробьевой А.В. земельный участок площадью 1582 кв.м в обозначенных границах на настоящий момент как объект земельных правоотношений не существует, суд, разрешая заявленные Воробьевой А.В. требования, исходит из существующего земельного участка с кадастровым номером и прилегающего к нему земельного участка в указанных координатах характерных точек в системе координат МСК-10.

Определяя момент, с которого вышеназванные нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись к моменту рассмотрения настоящего дела, нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании ст.111 КАС РФ понесенные при подаче иска расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат взысканию в пользу истцов с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Воробьевой А. В. удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и от 17 сентября 2019 года № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения:

-земельного участка с кадастровым номером и прилегающей к нему части земель, государственная собственность на которые не разграничена, имеющей координаты характерных точек в системе координат МСК-10: .

В остальной части в иске Воробьевой А. В. отказать.

Административные исковые заявления Рахмалева А. А., Миккоева А. Н., Блиновой Е. В. удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 года № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и от 17 сентября 2019 года № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером ;

- земельного участка с кадастровым номером и прилегающей к нему части земель, государственная собственность на которые не разграничена, имеющей координаты характерных точек в системе координат МСК-10: ;

- земельного участка с кадастровым номером и прилегающей к нему части земель, государственная собственность на которые не разграничена, имеющей координаты характерных точек в системе координат МСК-10: 1. .

Обязать Совет Прионежского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе Совета Прионежского муниципального района.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Воробьевой А. В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Миккоева А. Н., Рахмалева А. А., Блиновой Е. В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 200 руб. каждому.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Е. Иванова

Мотивированное решение составлено 16.07.2021

3а-129/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ВОРОБЬЕВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА
Прокуратура Республики Карелия
Рахмалев Александр Алексеевич
Миккоев Андрей Николаевич
Блинова Евгения Викторовна
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Администрация Заозерского сельского поселения
Калинин Вячеслав Сергеевич
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Управление Роспотребнадзора по РК
Ермолинская Татьяна Владимировна
МУП Прионежского муниципального района "Водоканал Прионежский"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация административного искового заявления
07.06.2021Передача материалов судье
07.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.08.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.08.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее