Дело № 2-175/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Глушково 12 августа 2020 г.
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Сумщенко О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бумах Н.Г.,
с участием истца –прокурора Глушковского района Курской области Лащинина И.В.,
представителя ответчика администрации МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области по доверенности Свириденко Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области, МКОУ «Попово-Лежачанская общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области о возложении обязанности заключить договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны
у с т а н о в и л:
Прокурор Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области, МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области, в котором просит обязать администрацию МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для заключения договора на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области в течение 3 месяцев с момента выделения учредителем денежных средств, выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности –заключить договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, указывая в обоснование своих требований, что прокуратурой Глушковского района Курской области проведена проверка исполнения должностными лицами МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях, по адресу: <адрес>, в ходе проведения которой выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. Охрана в МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области в дневное время осуществляется работниками из штата школы, в ночное время – сторожами. Указанные лица не обладают необходимыми навыками, не проходили специальную подготовку, переподготовку, не обеспечены спецсредствами. В нарушение п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, на момент проверки не заключен. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Осуществление деятельности образовательного учреждения при отсутствии охраны объекта частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В судебном заседании прокурор Глушковского района Курской области Лащинин И.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области по доверенности Свириденко Ю.С. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика- МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области в судебное заседание извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела не явился, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора признал.
Суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Прокурор, на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ", вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу указанных норм, прокурор Глушковского района обратился в суд с заявлением в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к основным принципам в сфере образования, помимо прочего, относится приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В соответствии с п. п. 2, 7 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. п. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
В силу п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 22 Требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В силу п. 24 Требований, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании решения прокурора Глушковского района Курской области № 66 от 22.06.2020 г. прокуратурой Глушковского района Курской области проведена проверка исполнения должностными лицами МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях, по адресу: <адрес>.
Согласно паспорту безопасности МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области, утвержденному начальником Отдела образования Администрации Глушковского района Курской области 19.12.2019 образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности.
Как следует из акта проверки помощника прокурора, от 23.06.2020 г. объяснения директора МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области от 25.06.2020 г., охрана МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области в дневное время осуществляется работниками из штата школы, в ночное время – сторожами. Указанные лица не обладают необходимыми навыками, не проходили специальную подготовку, переподготовку, не обеспечены спецсредствами. В нарушение п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, на момент проверки не заключен.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно 1.3 Устава МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области учредителем и собственником школы является муниципальное образование «Глушковский район» Курской области. Учредитель МКОУ осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, обязанного исполнять требования нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности и финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Оценивая все доказательства по делу, учитывая, что осуществление деятельности образовательного учреждения при отсутствии охраны объекта частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области, МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области о возложении обязанности заключить договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Глушковкий район» Глушковского района Курской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для заключения договора на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МКОУ «Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области в течение 3 месяцев с момента выделения учредителем денежных средств, выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности –заключить договор на обеспечение охраны объекта с частными охранными организациями или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 14 августа 2020 г.
Председательствующий судья: Сумщенко О.П.