Дело №2а-2024/2021
76RS0014-01-2021-001275-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грачевой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Заволжского района города Ярославля в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о признании информации запрещенной,
у с т а н о в и л :
Прокурор Заволжского района г.Ярославля обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте по адресам: <данные изъяты> и <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой в ходе проведения мониторинга были выявлены сайты <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые в свободном доступе пропагандируют противоправные действия, т.к. нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных документов (дипломов об образовании, школьных аттестатов и иных документов об образовании) за плату без прохождения соответствующего обучения, способствует совершению преступлений неопределенным кругом лиц, вовлечению граждан в совершение преступлений.
Заместитель прокурора района Заднепрянов М.А. в судебном заседании доводы иска поддержал, дал пояснения аналогичные его тексту.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Ярославской области и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв не представил.
Выслушав истца, исследовав материалы настоящего административного дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу п.9 ст.2 Закона №149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно ч.5 ст.15 ФЗ №149-ФЗ «Об Информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.9 и ч.6 ст.10 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частями 3,4,8 и 16 ст. 60 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании и о квалификации, выдаются лицам успешно прошедшим обучение в подтверждение получения ими профессионального образования и квалификации по профессии организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по образцу и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
Право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, дают документы об образовании и о квалификации, выдаваемые лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, в которых указывается уровень профессионального образования и квалификация их обладателей.
За выдачу дипломов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
По смыслу данной правовой нормы лицо, успешно прошедшее итоговую аттестацию, государственную итоговую аттестацию, имеет право заниматься определенной профессиональной деятельностью только после получения соответствующего диплома об образовании.
Незаконное приобретение и сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка таких документов в целях их использования, либо сбыт поддельных документов являются уголовно-наказуемыми деяниями. К таким документам относятся дипломы, аттестаты и иные документы об образовании.
Совершение действий, направленных на незаконное приобретение либо сбыт документов об образовании без прохождения обучения (включая распространение об этом информации) является подготовкой к совершению преступления, за что предусмотрена уголовная ответственность.
По делу установлено, что в ходе проверки прокуратурой был выявлены сайты <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые в свободном доступе пропагандируют противоправные действия, т.к. нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных документов об образовании, способствует совершению вышеуказанных преступлений неопределенным кругом лиц, вовлечению граждан в совершение преступлений.
Из положений частей 1,2 ст.15.1 Закона №149-ФЗ следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В Реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основание для включения в Реестр указанных сведений является, в том числе, вступившие в законную силу решение суда о признании информации, распространенной посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Поскольку на сайтах <данные изъяты> и <данные изъяты> размещена информация, распространение которой в Российской Федерации в соответствии с ч.6 ст.10 Закона №149 запрещено, данные сайты подлежат включению в Реестр.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит административное исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признание вышеуказанной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет последующее включение Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» указателя страниц данного Интернет-сайта в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, в единую автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен и их блокировки.
В соответствии с п.п. 5.1.7, 5.1.7(1) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного названным постановлением Правительства, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет, в частности, следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»; принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом № 149-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования прокурора Заволжского района города Ярославля в защиту прав неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах <данные изъяты> и <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья
Т.А.Фокина