Дело № 5-745/2024
УИД 91RS0002-01-2024-005459-93
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«22» апреля 2024 года г. Симферополь
Судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым Чумаченко Е.В. (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Воровского, 16), изучив в порядке подготовки к рассмотрению протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1 и приложенные к нему материалы,-
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором по ОП ОИК УВМ МВД по Республике Крым старшим лейтенантом полиции ФИО3 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1 по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1 и приложенные к нему материалы поступили в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выясняет, в том числе вопросы о том, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены иные материалы дела и достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, разрешается, в том числе, вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, который составил протокол и оформил материалы, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
По смыслу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предметом судебного исследования является, в частности, вопрос о виновности лица в совершении противоправного действия, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд вправе переквалифицировать действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства. При этом, вопрос переквалификации возникает при рассмотрении дела об административном правонарушении. Таким образом, изначально квалифицировать действия (бездействие) должно должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола № 763 об административном правонарушении от 22 апреля 2024 года в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО4 указано, что последний нарушил статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.
При этом, статья 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» состоит из 23 пунктов.
В протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1 пункт статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», по которой квалифицируется содеянное последним, не указан.
Нарушение должностным лицом административного органа требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 18-АД16-7, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2016 года № 31-АД16-17, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2017 года № 5-АД17-2).
Для установления превышения предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона предельных сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, с учетом ее содержания, полнота события правонарушения, которая должна содержаться в протоколе об административном правонарушении, предполагает указание в нем, в частности, данных о времени прибытия иностранного гражданина на территорию Российской Федерации, периода его пребывания, общего (суммарного) срока пребывания, непрерывного срока пребывания в Российской Федерации и, соответственно, установления срока, после превышения (истечения) которого иностранный гражданин будет считаться таким, который нарушил установленный законом срок временного пребывания в Российской Федерации, что, в том числе, необходимо для установления момента возникновения у иностранного гражданина предписанной действующим правовым регулированием обязанности покинуть территорию Российской Федерации, а в случае невыполнения им этой обязанности - незаконности нахождения на территории Российской Федерации, возникновения правовых оснований для привлечения его к ответственности, необходимого также для обоснованного установления в протоколе об административном правонарушении времени совершения административного правонарушения.
В отсутствие таких сведений полнота исследования события правонарушения не может являться достигнутой и обеспеченной в протоколе об административном правонарушении.
Как указано в протоколе об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по адресу: <адрес> административном здании ОИК УВМ МВД по Республике Крым, выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при проверке документов которого установлен факт нарушения режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации. Въехал ДД.ММ.ГГГГ на территорию Российской Федерации и находился по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 167 суток. Обязан был выехать в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах, представленных к протоколу об административном правонарушении, сведения учетов ФМС России (л.д.6) противоречат данным, указанным в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, согласно указанному протоколу нарушение режима пребывания установлено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тогда как согласно данным учетных данных ФМС России, ФИО1 въехал ДД.ММ.ГГГГ с целью «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выехал с целью «следование <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ въехал с целью «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выехал с целью «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ въехал с целью пребывания «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ выехал, ДД.ММ.ГГГГ въехал с целью пребывания «<данные изъяты>».
Таким образом, период незаконного нахождения на территории Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении не указан.
Кроме того, в материалах, представленных к протоколу об административном правонарушении, отсутствует копия миграционной карты гражданина <данные изъяты> ФИО1 за предыдущий период, в которой, в том числе, указана цель его визита на территорию Российской Федерации, установлен срок действия миграционной карты.
Материалы дела не содержат и сотрудниками ОИК УВМ МВД по Республике Крым в протоколе об административном правонарушении не установлено обстоятельства выдачи гражданину <данные изъяты> ФИО1, в спорный период времени патента, не установлены сведения о его оплате (квитанция, платежное поручение, иное), что свидетельствует о неполноте подготовки материалов для рассмотрения их в суде.
Аналогичные обстоятельства нашли свое отражение в решениях Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2024 года № 12-111/2024, от 10 апреля 2024 года № 12-198/2024.
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, а также личность виновного.
Отсутствие сведений (относительно семейного и материального положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, наличие на иждивении лиц, в том числе, имеющих гражданство Российской Федерации) как в протоколе об административном правонарушении, так и в материалах, представленных к протоколу, указывает на неполноту выяснения существенных для данного дела обстоятельств, что влияет на назначение дополнительного наказания, невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, что повлечет нарушение этого права гражданина <данные изъяты> ФИО1. Объяснения гражданина <данные изъяты> ФИО1 также в материалах к протоколу об административному правонарушении отсутствуют.
Также, в силу положений части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом, в материалам дела отсутствуют сведения о дате выявления административного правонарушения. Как указано выше, гражданин <данные изъяты> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выбыл с территории Российской Федерации и в дальнейшем неоднократно пересекал государственную границу.
С учетом изложенного, несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности нарушает право привлекаемого лица на защиту, лишает возможности воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями на защиту, наличие вышеуказанных недостатков и неполнота представленных материалов не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что не может быть восполнено при рассмотрении дела, принимая во внимание сроки рассмотрения дела (в день поступления протокола об административном правонарушении в суд) и давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, указанные нарушения носят существенный характер.
Руководствуясь статьями 29.1, 29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
о п р е д е л и л:
Возвратить протокол об административном правонарушении в отношении гражданина <данные изъяты> ФИО1 и приложенные к нему материалы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ОИК УВМ МВД по Республике Крым, для устранения указанных недостатков.
Судья Е.В. Чумаченко