Судья Иноземцева Е.А. Дело 33а-8448/2020
УИД 24RS0032-01-2020-001439-49
А-3.022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе: председательствующего судьи Малякина А.В.,
судей Корниенко А.Н., Кучеровой С.М.
при ведении протокола помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерахтина Сергея Михайловича к администрации г. Красноярска о признании незаконным постановления
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Красноярска по доверенности Покидышевой М.В.
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 10 июня 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Ерахтина Сергея Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г. Красноярска от 21.02.2020 г. №121 об отклонении предложения Ерахтина Сергея Михайловича о внесении изменений в территориальное зонирование территории г. Красноярска в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного <адрес>«<адрес> для последующего установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства (код-2.1).»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Ерахтин С.М. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что Ерахтин С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1715 кв.м. по адресу: <адрес> Границы земельного участка установлены заочным решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 07.09.2017г., право собственности на земельный участок - заочным решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 18.10.2016г. Однако в ЕГРН отсутствуют сведения об установлении вида разрешенного использования данного земельного участка, что является препятствием для регистрации права собственности на расположенный на нем жилой дом. Ерахтин С.М. обратился в Управление Росреестра о внесении изменений в ЕГРН в части сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, который указан в решении суда от 07.09.2017г., для индивидуального жилищного строительства, но получил отказ из-за того, что не изменена территориальная зона, в границах которой расположен земельный участок с категорией земель – земли населенных пунктов. Согласно сведений из ИСОГД участок расположен в территориальной зоне 3-2 и ИТ, виды разрешенного использования не разрешают индивидуальное жилищное строительство.
В ответ на заявление Ерахтина С.М. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утв. решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122, в части принадлежащего ему земельного участка главой г.Красноярска вынесено постановление от 21.02.2020г. №121 об отклонении указанного предложения Ерахтина С.М. в связи с тем, что предложенное изменение не соответствует Генеральному плану городского округа г. Красноярск.
Ерахтин С.М. просил признать незаконным постановление администрации г. Красноярска от 21.02.2020г. №121 об отклонении предложения о внесении изменений в территориальное зонирование территории г. Красноярска в границах земельного участка с кадастровым №, по адресу: <адрес>» для последующего установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства (код-2.1).
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска по доверенности Покидышева М.В. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований, поскольку судом не учтено, что для внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Красноярск необходимо обратиться в Красноярский краевой суд путем обжалования указанных правил, как нормативно-правового акта.
Заслушав представителя администрации г. Красноярска по доверенности Прохоренко Н.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 2 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок и процедура рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки регламентированы статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч.5 ст. 33 ГрК РФ).
В соответствии с п.26 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 32 Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122, зоны территорий объектов автомобильного транспорта включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
Основные виды разрешенного использования:
1) автомобильный транспорт (код - 7.2);
2) земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0);
3) служебные гаражи (код - 4.9);
4) коммунальное обслуживание (код - 3.1);
5) хранение автотранспорта (код - 2.7.1);
6) отдых (рекреация) (код - 5.0), в части создания скверов и ухода за ними.
Согласно п.п.1, 2 ст. 48 Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122 зоны иных зеленых насаждений включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения озелененных территорий защитного назначения, в том числе санитарно-защитных зон и полос, выполненных в виде зеленых насаждений лесопаркового типа, озелененных куртин, лесозащитных полос, иных защитных зеленых насаждений.
Основные виды разрешенного использования:
1) земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0);
2) связь (код - 6.8), за исключением антенных полей;
3) отдых (рекреация) (код - 5.0), в части создания скверов и ухода за ними;4) коммунальное обслуживание (код - 3.1);
5) приюты для животных (код - 3.10.2);
6) площадки для занятий спортом (код - 5.1.3);
7) оборудованные площадки для занятий спортом (код - 5.1.4).
Как следует из материалов дела, на основании заочного решения Ленинского районного суда г. Красноярска от 18.10.2016 г., вступившего в законную силу 10.01.2017 г., прекращено право собственности Антиповой Н.К. на жилой дом по адресу: <адрес>, а также земельный участок, площадью 925 кв.м., и за Ерахтиным С.М. признано право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1 715 кв.м., с кадастровым номером №, в границах, установленных в межевом плане от 17.04.2016 г., выполненном кадастровым инженером ООО «ЗемКад-24». Также из решения следует, что земельный участок не был поставлен на кадастровый учет (л.д. 62-64).
На основании заочного решения Ленинского районного суда г. Красноярска от 07.09.2017 г., вступившего в законную силу 27.10.2017 г., установлены границы указанного земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом ООО «Земресурс» от 20.05.2017 г. Также из решения суда следует, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122, образуемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны зеленых насаждений (З-2), Граница земельного участка согласно контрольным геодезическим измерениям соответствует фактическому местоположению, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) (л.д. 54-56). Также из указанного решения следует, что за Ерахтиным С.М. признано право собственности на жилой дом, по адресу: <адрес>, который был приобретен им на основании договора купли-продажи от 07.10.1993 г.
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 9-11) следует, что в месте расположения указанного земельного участка категория земель не установлена, вид разрешенного использования отсутствует, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Ерахтин С.М. обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН в отношении спорного земельного участка, а именно в вид разрешенного использования, который указан в решении суда от 07.09.2017 г. - для индивидуального жилищного строительства.
11 апреля 2019 г. уведомлением об отказе во внесении изменений в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица Ерахтину С.М. отказано осуществить внесение вышеуказанных изменений из-за того, что такие сведения могут быть внесены по решению органа местного самоуправления, путем подачи им в орган регистрации прав необходимых документов, либо по заявлению заинтересованного лица. Из Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска получен ответ, что изменения разрешенного вида использования спорного земельного участка отсутствуют (л.д. 21).
29 апреля 2019 г. Ерахтин С.М. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о внесении изменений в территориальное зонирование города для установления вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 51).
27.05.2019 г. Управлением архитектуры администрации г. Красноярска дан ответ с разъяснением истцу порядка внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярска в соответствии с действующим законодательством, то есть через внесение изменений в Генеральный план городского округа город Красноярск, утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 г. № 7-107. Так, согласно Генеральному плану, рассматриваемый земельный участок относится к зоне иные озелененные территории и зоне территорий общего пользования в границах территорий красных линий.
Решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 15.11.2019 г., вступившим в законную силу 23.12.2019 г. указанный выше ответ управления архитектуры администрации г. Красноярска от 27.05.2019 г. признан незаконным. На управление архитектуры администрации г. Красноярска возложена обязанность передать заявление Ерахтина С.М. о внесении изменений в правила землепользования и застройки для рассмотрения в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Красноярска. Указанные действия произвести в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
21.02.2020г. на основании заключения комиссии от 16.01.2020 г. по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Красноярска, администрацией г. Красноярска вынесено обжалуемое постановление №121 об отклонении предложения Ерахтина С.М. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015г. №В-122 в отношении земельного участка по адресу <адрес> с кадастровым №, отказано в части установления территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в связи с несоответствием предложенного изменения Генеральному плану городского округа г. Красноярска, утвержденному решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015г. №7-107.
Постановление опубликовано в газете «Городские новости» №324 от 04.03.2020г. (л.д. 48-50).
В соответствии со сведениями государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) используемый Ерахтиным С.М. на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>», с кадастровым номером №, отнесен к двум территориальным зонам - зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоне иных зеленых насаждений (З-2).
Удовлетворяя требования Ерахтина С.М., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку заочным решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 07.09.2017 г. установлен вид разрешенного использования данного земельного участка: для индивидуального жилищного строительства, то постановление администрации г. Красноярска от 21.02.2020 г. №121 об отклонении предложения о внесении изменений в территориальное зонирование территории г. Красноярска в границах этого имущества административного истца является незаконным.
Судебная коллегия считает ошибочными указанные выводы суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Красноярска и обжалуемого постановления №121 от 21.02.2020 г. комиссия не нашла оснований для внесения изменений в Правила землепользования и застройки, ссылаясь на то, что спорный земельный участок в соответствии с действующим Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным 13.03.2015 г., относится к двум территориальным зонам - зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоне иных зеленых насаждений (З-2), что также следует из самих Правил землепользования и застройки. В указанных зонах (ст. 32, 48 Правил) не предусмотрено использовать землю под индивидуальное жилищное строительство.
Главой города Красноярска принято постановление №121 от 21.02.2020 г. об отклонении предложения Ерахтина С.М. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа г. Красноярск.
Таким образом, оспариваемое постановление принято в течение 60 календарных дней с момента поступления решения суда от 15.11.2019 г., вступившего в законную силу 23.12.2019 г., в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Красноярска. При этом в оспариваемом решении указаны также причины отклонения предложения, а именно: несоответствие предложения градостроительному развитию территории, то есть Генеральному плану.
Предметом рассмотрения настоящего дела не может быть рассмотрение законности самих Правил землепользования и застройки, которые должны оспариваться с учетом правил подсудности, установленных в соответствии со ст. 20 КАС РФ.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что право собственности на земельный участок у Ерахтина С.М. возникло на основании заочного решения Ленинского районного уда г. Красноярска от 18.10.2016 г., вступившего в законную силу 10.01.2017 г., при этом сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка в ЕГРН отсутствовали. Правила землепользования и застройки г. Красноярска утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов 7 июля 2015г., то есть ранее возникновения у Ерахтина С.М. права собственности на земельный участок. Статьи 32, 48 Правил землепользования и застройки г. Красноярска не предусматривают возможности строительства индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, который находится в двух территориальных зонах З-2 и ИТ зоны территорий объектов автомобильного транспорта, зоны иных зеленых насаждений. При этом Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск от 07.07.2015 г. не были обжалованы административным истцом в части отнесения данного участка к виду разрешенного использования на строительство индивидуального жилого дома.
Вывод суда о том, что вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства установлен решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 07.09.2017г., судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку, как следует из данного решения, предметом рассмотрения по делу являлось определение границ данного земельного участка, вопрос о виде разрешенного использования в суде не исследовался и не разрешался. Напротив, как следует из данного решения, в ЕГРН отсутствуют данные о категории земель и виде разрешенного использования.
Кроме того, поскольку в соответствии с ч.5 ст. 33 ГрК РФ глава муниципального образования принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения, то подача заявления о внесении изменений в Правила в инициативном порядке не порождает безусловную обязанность органа принять соответствующее решение о внесении таких изменений.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что оспариваемое постановление от 21.02.2020 г. является законным, обоснованным и принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение ответчика нарушает именно его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого акта.
Объективных и безусловных доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов Ерахтина С.М. не представлено и судебной коллегией с учетом вышеуказанных обстоятельств не установлено.
Следовательно, в данном случае отсутствуют правовые основания, предусмотренные ч.8, п.1,2,3 ч.9 ст. 226 КАС РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Ерахтина С.М.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 10 июня 2020 года отменить. Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Ерахтина Сергея Михайловича к администрации г. Красноярска о признании незаконным постановления от 21 февраля 2020г. №121.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения
Председательствующий:
судьи