Решение по делу № 2а-1-611/2019 от 13.06.2019

дело № 2а-1-611/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск                                                               28 июня 2019 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,

с участие представителей административного истца ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская межрайонная больница» Сидорова Н.М., Киселевой А.М.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» (далее ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ») обратилось в суд с впоследствии уточненным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее Управление ФССП России по Республике Марий Эл) об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного в ходе исполнительного производства -ИП. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП о понуждении должника ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Ввиду невыполнения требований исполнительного документа в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Полагает, что взыскание с ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ», являющегося некоммерческой организацией, несоразмерно совершенному деянию ввиду финансового положения должника, находящегося в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и финансируемого из республиканского бюджета. Учреждение неоднократно предпринимала попытки устранить указанные нарушения, обращалась в Министерство здравоохранения РМЭ за выделением бюджетных средств на производство ремонтных работ. Собственных денежных средств должник не имеет, находит в тяжелом финансовом положении. Полагает, что вина административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок отсутствует.

В суде представители административного истца ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» Сидоров Н.М., Киселева А.М. уточненные исковые требования поддержали, заявив о частичном исполнении решения суда и проведении ремонта отдельных помещений больницы за счет спонсорских средств,

Административный ответчик Управление ФССП России по Республике Марий Эл в суд представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представил.

Привлеченная к участию в деле в качестве административного ответчика судебный пристав-исполнитель Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федорова С.М. пояснила, что исполнительный сбор представляет собой санкцию, налагаемую на должника в случае неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок. Ввиду неисполнения решения суда в полном объеме с должника обоснованно взыскан исполнительский сбор. Оставила разрешение вопроса об освобождении учреждения от уплаты исполнительского сбора на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо, представляющее взыскателя, Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании положений статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» возложена обязанность устранить нарушения

ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 4.2, п. 4.3, п. 6.2, п. 11.14 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить устранение дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках, стенах, сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.), наличие гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами поверхности стен и потолков в ряде помещений ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ»;

ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 5.8 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить отдельными раковинами для мытья рук или двухгнездными раковинами (мойками) кабинеты, где проводится обработка медицинских инструментов, приготовление дезинфицирующих растворов, обеззараживание медицинских отходов, дезинфекция уборочного инвентаря, а именно: помещение хирургического кабинета поликлиники;

ст. 11, п. 1 и п. 2 ст. 26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 2.2.11 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами ПНУ групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитных болезней»: обеспечить выполнение внутренней отделки помещений бактериологической лаборатории в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами, поверхность пола, стен и потолка в лабораторных помещениях «заразной зоны», устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств, гладкой, без щелей, а именно: в помещении бактериологических исследований, в моечной, в помещении для бактериологических исследований;

ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 2.2 СанПин 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», п. 4.2, п. 11.14 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить для отделки, облицовки и окраски помещений прачечной использование материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, а именно: в кладовой чистого белья, в комнатах приема грязного белья, в помещении для сушки белья;

ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 14.21 раздела 1 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить наличие дополнительной ванны соответствующих размеров для мытья транспортной посуды в буфетной туберкулезного отделения;

ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 4.2, п. 4.3, п. 11.14 главы 1 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках, стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.), наличие гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами поверхности стен и потолков по месту нахождения Виловатовской участковой больницы ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ»;

ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 3.16 СанПин 2.6.1.1192-03: обеспечить наличие гладкой, допускающей проведение влажной уборки поверхности в процедурной рентгеновского кабинета, в комнате управления и процедурной флюорографического кабинета Виловатовской участковой больницы;

ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 3.16 СанПин 2.6.1.1192-03: обеспечить отделку стен в фотолаборатории Виловатовской участковой больницы, допускающую влажную многократную санитарную обработку;

ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: обеспечить площадь процедурной рентгеновского кабинета стационара рентгенодиагностическим комплексом РДК-50/6 в соответствии п. 3.8 Приложения 5 таблицы 1 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»;

ст. 11, ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», п.п. 1.7, 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)»: обеспечить эксплуатацию источников ионизирующего излучения - рентгеновских аппаратов: аппарат рентгеновский маммографический МР01 ТМО (заводской ), комплекс рентгеновский диагностический стационарный РДК-50/6 (заводской ), аппарат рентгеновский диагностический РУМ-20М (заводской ,), аппарат рентгеновский диагностический передвижной Polimobil III (заводской ), аппарат рентгеновский диагностический передвижной 9Л5 (заводской ), аппарат рентгеновский дентальный Х-Genusdc (заводской ), аппарат рентгеновский графический ФЦ-01 «Электрон» (заводской ), аппарат диагностический стационарный Multix Рго (заводской ), аппарат рентгеновский флюорографический 12Ф7 (заводской ), аппарат рентгеновский диагностический Рентген-40 (заводской ), аппарат рентгеновский диагностический Рентген-30-01 (заводской ), расположенных в стационаре, в поликлинике, в Микряковской участковой больнице, в Озеркинской амбулатории при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий труда с перечисленными источниками ионизирующего излучения санитарным правилам в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Марий Эл во исполнение указанного решения суда на основании выданного Горномарийским районным судом Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа в отношении ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен 5-дневный срок.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем к должнику-организации предъявлено требование исполнить названное решение суда и устранить указанные в нем нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, руководитель должника предупрежден об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст. 315 УК РФ.

Ввиду неисполнения в установленный срок решения суда в полном объеме постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов Управления ФССП России по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ с ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).

Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведённых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, что ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» является некоммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл (пункты 1.5, 1.6 Устава). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл (пункт 5.1 Устава). Имущество учреждения является собственностью Республики Марий Эл и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (пункт 5.2 Устава).

Несмотря на финансовую зависимость административного истца от бюджетного финансирования, им принимались все необходимые меры для исполнения решения суда: неоднократно направлялись запросы главному распорядителю бюджетных средств в сфере здравоохранения о выделении денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований (письма от от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Предприняты меры по исполнению решения за счет собственных средств (пожертвований), частично проведен ремонт в ряде помещений больницы (в отделении реанимации, коридоре, ординаторской, около палаты , санитарной комнате, в палате ), что следует из акта проверки судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу на обращение административного истца Минздрава РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ ввиду дефицита бюджетных средств последние на ремонт помещений больницы до настоящего времени не выделены, что не предусматривает возможность исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

О причинах невозможности исполнения решения суда полностью в установленный срок судебный пристав-исполнитель был проинформирован.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об исчерпывающем характере предпринимаемых административным истцом мер по исполнению судебного акта, а значит, об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Следовательно, исходя из приведенных выше положений закона и разъяснений Верховного Суда РФ, у суда имеются основания для освобожденияГБУ РМЭ «Козьмодемьянская МБ» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» удовлетворить.

Освободить государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Козьмодемьянская межрайонная больница» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Горномарийского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Федоровой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                            Шахова К.Г.

решение принято в окончательной форме 01 июля 2019 г.

2а-1-611/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУ РМЭ "Козьмодемьянская межрайонная больница"
Ответчики
УФССП по Республике Марий Эл
Другие
Горномарийский РОСП УФССП по Республике Марий Эл Федорову С.М.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМЭ
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Шахова Ксения Георгиевна
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
13.06.2019Регистрация административного искового заявления
13.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее