КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Паршукова Н.В. УИД 39RS0001-01-2021-007484-76
Дело № 2-5312/2021 года
№ 33-1019/2022 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.,
судей Никифоровой Ю.С., Королевой Н.С.
с участием помощника судьи Ступаковой О.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова Н.И. к ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» о признании права на социальные гарантии и компенсации, понуждении внести изменения в личное дело и удостоверение военного пенсионера с апелляционной жалобой Трофимова Н.И. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., пояснения истца Трофимова Н.И. и его представителя Пантелеева К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика Ширяевой Е.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трофимов Н.И. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на то, что Приказом Министра обороны Республики Казахстан от № года он уволен с военной службы в воинском звании «полковник» и с 1 июля 2013 года является получателем пенсии за выслугу лет в военном комиссариате Калининградской области. Обратился к ответчику с заявлением, в котором просил признать за ним право на социальные гарантии в порядке п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, однако получил отказ. В связи с этим просил признать за ним право на социальные гарантии в порядке п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязать ответчика внести изменения о праве на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в соответствующий раздел его личного дела и удостоверение военного пенсионера.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 года исковые требования Трофимова Н.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Трофимов Н.И. продолжает настаивать на доводах, изложенных им в обоснование заявленных требований. Обращает внимание на то, что имеет выслугу более 20 лет, является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», до 2017 года испрашиваемые им льготы ему предоставлялись в полном объеме и он не может быть лишен таковых в одностороннем порядке. Также указывает на то, что был переселен в Российскую Федерацию по государственной программе – содействия переселению соотечественников, которая не предусматривала отмены льгот и социальных гарантий, которые он получал по прежнему месту жительства, и не содержала информацию о выходе России из международного соглашения о взаимном признании прав в военнослужащих и членов их семей.
Выслушав пояснения участвующих в судебном разбирательстве лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Трофимов Н.И. проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министра обороны Республики Казахстан (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ № полковник Трофимов Н.И. уволен с военной службы в запас по статье 59 п. «а» - по возрасту.
Приказом начальника главного штаба вооруженных сил Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ № (г. Алма-Ата) исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении подлежал направлению на воинский учет в Бостандыкский РВК г. Алматы.
На пенсионном обеспечении в военном комиссариате Алматинской области Республики Казахстан Трофимов Н.И. находился с ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 июля 2013 года в связи с переездом на постоянное место жительства в Калининградскую область Трофимову Н.И. выплачивается пенсия за выслугу лет в военном комиссариате Калининградской области.
В рамках настоящего гражданского дела между сторонами возник спор относительно наличия у истца права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Разрешая требования Трофимова Н.И., суд первой инстанции, учитывая, что последний проходил военную службу в Вооруженных Сила СССР и Республики Казахстан, уволен в запас приказом Министра обороны Республики Казахстан, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как истец не относится к лицам, указанным в п.3 ст. 2 данного Закона, не имеется и международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, регулирующего условия и порядок медицинского обслуживания граждан, проходивших военную службу, в соответствии с которым у Российской Федерации имеется обязанность по предоставлению социальных гарантий и компенсаций, установленных вышеназванным Законом.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Так, право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с положениями которой, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Абзацем 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 ст. 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 этой статьи.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Российской Федерацией были заключены Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Соглашение стран СНГ от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств», которые подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и статьями 1, 2 Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств», пенсионное обеспечение военнослужащих и граждан государств - участников СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, с зачетом службы (в том числе и на льготных условиях) в Вооруженных Силах государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств.
Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14 февраля 1992 года «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», положениями ст. 2 которого предусмотрено право лиц, уволенных с военной службы пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения.
Между тем, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 490-рп, Российская Федерация участником данного соглашения не является.
Таким образом, данный международный акт на территории Российской Федерации не действует и не применяется.
Как установлено судом, истец проходил военную службу в вооруженных Силах СССР и Республики Казахстан, уволен с военной службы приказом Министра обороны Республики Казахстан, потому суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение льгот и компенсаций, предусмотренных положениями ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Вопреки указанию в жалобе, судом при рассмотрении искового заявления Трофимова Н.И. были установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, что позволило суду прийти к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 марта 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: