Решение по делу № 33-1019/2022 от 21.02.2022

    КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    Судья Паршукова Н.В.                                  УИД 39RS0001-01-2021-007484-76

                                                                             Дело № 2-5312/2021 года

                                                                             № 33-1019/2022 года

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    16 марта 2022 года                                                                         г. Калининград

    Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

    председательствующего            Михальчик С.А.,

    судей                                           Никифоровой Ю.С., Королевой Н.С.

    с участием помощника судьи    Ступаковой О.Е.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова Н.И. к ФКУ «Военный комиссариат Калининградской области» о признании права на социальные гарантии и компенсации, понуждении внести изменения в личное дело и удостоверение военного пенсионера с апелляционной жалобой Трофимова Н.И. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 года.

    Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., пояснения истца Трофимова Н.И. и его представителя Пантелеева К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика Ширяевой Е.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

    Трофимов Н.И. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на то, что Приказом Министра обороны Республики Казахстан от              года он уволен с военной службы в воинском звании «полковник» и с 1 июля 2013 года является получателем пенсии за выслугу лет в военном комиссариате Калининградской области. Обратился к ответчику с заявлением, в котором просил признать за ним право на социальные гарантии в порядке п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, однако получил отказ. В связи с этим просил признать за ним право на социальные гарантии в порядке п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязать ответчика внести изменения о праве на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в соответствующий раздел его личного дела и удостоверение военного пенсионера.

        Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от                      2 декабря 2021 года исковые требования Трофимова Н.И. оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе Трофимов Н.И. продолжает настаивать на доводах, изложенных им в обоснование заявленных требований. Обращает внимание на то, что имеет выслугу более 20 лет, является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», до 2017 года испрашиваемые им льготы ему предоставлялись в полном объеме и он не может быть лишен таковых в одностороннем порядке. Также указывает на то, что был переселен в Российскую Федерацию по государственной программе – содействия переселению соотечественников, которая не предусматривала отмены льгот и социальных гарантий, которые он получал по прежнему месту жительства, и не содержала информацию о выходе России из международного соглашения о взаимном признании прав в военнослужащих и членов их семей.

        Выслушав пояснения участвующих в судебном разбирательстве лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Так, судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Трофимов Н.И. проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ.

    Приказом Министра обороны Республики Казахстан (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ полковник Трофимов Н.И. уволен с военной службы в запас по статье 59 п. «а» - по возрасту.

    Приказом начальника главного штаба вооруженных сил Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ (г. Алма-Ата) исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении подлежал направлению на воинский учет в Бостандыкский РВК г. Алматы.

    На пенсионном обеспечении в военном комиссариате Алматинской области Республики Казахстан Трофимов Н.И. находился с ДД.ММ.ГГГГ.

        С 1 июля 2013 года в связи с переездом на постоянное место жительства в Калининградскую область Трофимову Н.И. выплачивается пенсия за выслугу лет в военном комиссариате Калининградской области.

        В рамках настоящего гражданского дела между сторонами возник спор относительно наличия у истца права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных положениями п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

    Разрешая требования Трофимова Н.И., суд первой инстанции, учитывая, что последний проходил военную службу в Вооруженных Сила СССР и Республики Казахстан, уволен в запас приказом Министра обороны Республики Казахстан, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», так как истец не относится к лицам, указанным в п.3 ст. 2 данного Закона, не имеется и международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, регулирующего условия и порядок медицинского обслуживания граждан, проходивших военную службу, в соответствии с которым у Российской Федерации имеется обязанность по предоставлению социальных гарантий и компенсаций, установленных вышеназванным Законом.

    С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

    Так, право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, предусмотрено ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с положениями которой, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

    Абзацем 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 ст. 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 этой статьи.

    В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

    Российской Федерацией были заключены Соглашение стран СНГ от                         13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Соглашение стран СНГ от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств», которые подлежат обязательному применению на территории Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года              «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и статьями 1, 2 Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств», пенсионное обеспечение военнослужащих и граждан государств - участников СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, с зачетом службы (в том числе и на льготных условиях) в Вооруженных Силах государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств.

    Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы предусмотрены Соглашением между государствами - участниками СНГ от 14 февраля 1992 года «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей», положениями ст. 2 которого предусмотрено право лиц, уволенных с военной службы пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения.

    Между тем, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 490-рп, Российская Федерация участником данного соглашения не является.

    Таким образом, данный международный акт на территории Российской Федерации не действует и не применяется.

    Как установлено судом, истец проходил военную службу в вооруженных Силах СССР и Республики Казахстан, уволен с военной службы приказом Министра обороны Республики Казахстан, потому суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на получение льгот и компенсаций, предусмотренных положениями ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

    Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.

    Вопреки указанию в жалобе, судом при рассмотрении искового заявления Трофимова Н.И. были установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, что позволило суду прийти к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

    Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

    Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

        Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 марта 2022 года.

        Председательствующий:

        Судьи:

33-1019/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Трофимов Николай Иванович
Ответчики
Военный комиссариат Калининградской области
Другие
Церетлишвили Владимир Владимирович
Маслеников Дмитрий Юрьевич
Пантелеев Константин Владимирович
Михайлов Артем Викторович
Симонова Екатерина Вадимовна
Ширяева Елена Ивановна
Платонова Валерия Евгеньевна
Сахнюк Юлия Викторовна
Корецкая Яна Юрьевна
Бульсене Марина Вячеславовна
Грицюк Мария Владимировна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Никифорова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
24.02.2022Передача дела судье
16.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2022Передано в экспедицию
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее