дело 2а-250/2019
24RS0052-01-2019-000314-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года с. Туруханск Красноярского края
Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Житниковой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Таёкиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Аристановой Татьяне Владимировне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Налоговый орган в лице межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю обратился в суд с административным иском к Аристановой Т.В., о взыскании недоимки по страховым взносам и пени. Свои требования мотивировал тем, что административный ответчик Аристанова Т.В. ИНН №, до 11.04.2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, однако страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, уплачивала не в полном размере, в связи с чем, за 2015 год образовалась задолженность в размере 22 774, 59 руб. Аристановой Т.В. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2015 год № № от 09.01.2017 года, однако административный ответчик требование не исполнил. На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Аристановой Т.В. недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере 25 480, 28 рублей, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии в размере 22 774, 59 рублей; пени по страховым взносам по состоянию на 31.12.2016 года в размере 2 705, 69 рублей.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в силу ч.8 ст.96 КАС РФ, посредством размещения информации на сайте суда. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик – Аристанова Т.В. в судебном заседании административный иск признала частично, пояснив суду, что она не согласна с суммой страховых взносов, поскольку являлась индивидуальным предпринимателем с 13.10.2015 года по 11.04.2016 года, то есть не полный год в 2015 году и неполный год в 2016 году.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав административного ответчика, огласив и исследовав в полном объеме материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), действовавшего до 1 января 2017 г., индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 11 статьи 14 Закона о страховых взносах сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; в случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за всеми индивидуальными предпринимателями, а в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ имеется ссылка лишь на размер максимальной списываемой недоимки (восьмикратный МРОТ *12).
В судебном заседании установлено, что Аристанова Т.В., 13.10.2015 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 11.04.2016 года прекратила предпринимательскую деятельность на основании собственного решения, что подтверждается выпиской ЕГРП от 28.02.2019 года (л.д.23).
Согласно представленному налоговым органом расчету, размер задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии за 2015 год составляет 22 774, 59 рублей; задолженность по пеням по страховым взносам по состоянию на 31.12.2016 года составляет 2 705, 69 рублей.
При таких обстоятельствах, применяя положения части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ, и учитывая, что задолженность по страховым взносам, на которые истцом начислены пени, образовалась за 2015 год, сумма указанной задолженности не превышает размер, определяемый как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, количества месяцев и календарных дней осуществления деятельности, суд приходит к выводу о необходимости признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимку по страховым взносам за 2015 год в размере 22 774, 59 руб., истекшие до 1 января 2017 г., а также задолженность по пеням по страховым взносам в размере 2 705, 69 рублей.
Кроме того, административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока обращения в суд с указанным иском.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 24.03.2017 года Аристановой Т.В. было направлено требование № № об уплате в срок до 01.04.2017 года недоимки по страховым взносам за 2015 год на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии, пени на страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии (л.д.15-17).
Однако данное требование административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.
С заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с Аристановой Т.В. задолженности по страховым взносам налоговый орган обратился 27.08.2018 года, то есть по прошествии 1 года 4 месяцев с даты указанной в налоговом требовании (л.д.11-14).
Судебный приказ по административному делу № № от 12.09.2018 года, о взыскании с Аристановой Т.В. задолженности по страховым взносам и пени 11.02.2019 года отменен определением мирового судьи судебного участка №126 в Туруханском районе Красноярского края (л.д. 10), в связи с чем шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании обязательных налоговых платежей истек 10.08.2019 года (с учетом выходных дней 12.08.2019 года)..
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю было подано лишь 16.08.2019 года, что подтверждается почтовым конвертом (л.д.4, 24).
В силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 11.02.2019 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. №381-ОП, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, принимая во внимание, что с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным иском Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю обратилось в суд за пределами шестимесячного срока, ходатайств о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по страховым взносам материалы дела не содержат, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении приказа и с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, суд приходит к выводу что несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Аристановой Татьяне Владимировне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Житникова