Решение по делу № 2-704/2024 от 27.09.2024

Дело

УИД: 25RS0-27

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

c. <адрес>                        23 октября 2024 года

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи             Ивановой М.Ю.,

при секретаре судебного заседания            ФИО2,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>                        ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности провести техническое обследование здания

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в нарушение норм федерального законодательства образовательной организацией не приняты надлежащие и своевременные меры по содержанию и контролю технического состояния зданий, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в организации, в том числе воспитанников. Не проведение обследования технического состояния здания препятствует оценке возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций, что не отвечает требованиям закона, а также не обеспечивает защищенность образовательной организации и безопасность граждан. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого до настоящего времени не исполнены. Проведенной прокуратурой района проверкой подготовки образовательной организации к новому учебному году 2024-2025 в августе 2024 года установлено, что представление от ДД.ММ.ГГГГ фактически не исполнено, нарушения не устранены. Просит суд обязать МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> течение 12 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели. Обязать администрацию Михайловского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> по проведению обследования технического состояния здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 уточнила исковые требования, просила суд обязать МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> течение 24 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели. Обязать администрацию <адрес> муниципального района в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> по проведению обследования технического состояния здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель ответчиков МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, администрации <адрес> муниципального района <адрес> по доверенностям ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, суду представила письменный отзыв, согласно которого ответчики считают исковые требования и.о. прокурора законными и обоснованными. Просит увеличить срок по исполнению исковых требований до 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда и до 24 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ только по образовательным учреждениям Михайловского муниципального района на исполнении находится 38 решений суда вступивших в законную силу, для исполнения которых в период исполнения с 2024 по 2026 год необходимо выделить из местного бюджета около 60 000 000 рублей. Так же в образовательных учреждениях имеется полученных 74 предписания, представления, замечания, выданные контрольно-надзорными органами. По предварительной оценке, на основании ранее реализованных аналогичных мероприятий, а также в ходе изучения конъюнктурного анализа, на их устранение необходимо не менее 35 млн. рублей. Учитывая сложившуюся ситуацию по наличию большого количества предписаний, представлений, решений судов, реализация мероприятий в плановом бюджетном периоде предопределена и может быть направлена только на их исполнение. Реализация всех мероприятий одновременно потребует огромного количества финансовых средств.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, администрации <адрес> муниципального района <адрес> на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав старшего помощника прокурора, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям ст. 2, 38 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Частью 1 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ).

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

Статьей 5 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В силу ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие «ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - ГОСТ 31937-2024).

Стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений. Стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 4.1, 4.2 ГОСТа 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).

Целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.3 ГОСТа 31937-2024).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства в сфере обеспечения безопасности, выявлено, что в нарушение требований ГОСТа 31937-2024 здание МБОУ «СОШ им. ФИО5 <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, имеет значительный физический износ, однако в течение последних 10 лет не проводилось комплексное обследование технического состояния здания силами специализированных организаций.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> прокуратурой было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Из ответа директора МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> следует, что в целях устранения допущенных нарушений администрацией учреждения было направлено письмо в вышестоящую организацию для выделения финансовых средств для проведения комплексного обследования технического состояния здания силами специализированных организаций.

Согласно ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса РФ финансирование образовательных учреждений законом возлагается на орган местного самоуправления как собственника и учредителя создаваемых им учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> является администрация <адрес> муниципального района <адрес>.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению, в соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является администрация <адрес> муниципального района <адрес>.

Таким образом, администрация <адрес> муниципального района <адрес> как собственник имущества МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, в силу ст. 210 ГК РФ, обязана нести бремя его содержания, в связи с чем, обязанность по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния здания образовательного учреждения возлагается на администрацию.

Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения - МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Учитывая, что выявленные прокуратурой нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга, посещающих МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.

Предложенный прокурором срок для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание характер обязанности, возложенной на ответчиков, непредставление ответчиками доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в указанный в исковом заявлении срок, срок введения здания дошкольного учреждения в эксплуатацию, последствия - несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания дошкольного учреждения; нарушения прав на безопасные условия содержания детей, суд считает объективным и разумным. Указанный срок - в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда судом определен с учетом разумности и достаточности для решения организационных, финансовых вопросов для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования и.о. прокурора <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> по проведению обследования технического состояния здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> течение 24 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    М.Ю. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 06.11.2024

2-704/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Михайловского муниципального района
Ответчики
МБОУ СОШ им. Крушанова с. Михайловка Михайловского района Приморского края
Администрация Михайловского муниципального района
Суд
Михайловский районный суд Приморского края
Судья
Иванова Мария Юрьевна
Дело на странице суда
mihaylovsky.prm.sudrf.ru
27.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2024Передача материалов судье
30.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2024Подготовка дела (собеседование)
23.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2024Судебное заседание
06.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее