Дело №
УИД: 25RS0№-27
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
c. <адрес> 23 октября 2024 года
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, администрации <адрес> муниципального района <адрес> о возложении обязанности провести техническое обследование здания
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в нарушение норм федерального законодательства образовательной организацией не приняты надлежащие и своевременные меры по содержанию и контролю технического состояния зданий, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в организации, в том числе воспитанников. Не проведение обследования технического состояния здания препятствует оценке возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкций, что не отвечает требованиям закона, а также не обеспечивает защищенность образовательной организации и безопасность граждан. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого до настоящего времени не исполнены. Проведенной прокуратурой района проверкой подготовки образовательной организации к новому учебному году 2024-2025 в августе 2024 года установлено, что представление от ДД.ММ.ГГГГ фактически не исполнено, нарушения не устранены. Просит суд обязать МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> течение 12 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели. Обязать администрацию Михайловского муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> по проведению обследования технического состояния здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 уточнила исковые требования, просила суд обязать МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> течение 24 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели. Обязать администрацию <адрес> муниципального района в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> по проведению обследования технического состояния здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель ответчиков МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, администрации <адрес> муниципального района <адрес> по доверенностям ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, суду представила письменный отзыв, согласно которого ответчики считают исковые требования и.о. прокурора законными и обоснованными. Просит увеличить срок по исполнению исковых требований до 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда и до 24 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ только по образовательным учреждениям Михайловского муниципального района на исполнении находится 38 решений суда вступивших в законную силу, для исполнения которых в период исполнения с 2024 по 2026 год необходимо выделить из местного бюджета около 60 000 000 рублей. Так же в образовательных учреждениях имеется полученных 74 предписания, представления, замечания, выданные контрольно-надзорными органами. По предварительной оценке, на основании ранее реализованных аналогичных мероприятий, а также в ходе изучения конъюнктурного анализа, на их устранение необходимо не менее 35 млн. рублей. Учитывая сложившуюся ситуацию по наличию большого количества предписаний, представлений, решений судов, реализация мероприятий в плановом бюджетном периоде предопределена и может быть направлена только на их исполнение. Реализация всех мероприятий одновременно потребует огромного количества финансовых средств.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, администрации <адрес> муниципального района <адрес> на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям ст. 2, 38 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Частью 1 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Статьей 5 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В силу ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 № 433-ст введен в действие «ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - ГОСТ 31937-2024).
Стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений. Стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 4.1, 4.2 ГОСТа 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
Целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.3 ГОСТа 31937-2024).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства в сфере обеспечения безопасности, выявлено, что в нарушение требований ГОСТа 31937-2024 здание МБОУ «СОШ им. ФИО5 <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, имеет значительный физический износ, однако в течение последних 10 лет не проводилось комплексное обследование технического состояния здания силами специализированных организаций.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> прокуратурой было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
Из ответа директора МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> следует, что в целях устранения допущенных нарушений администрацией учреждения было направлено письмо в вышестоящую организацию для выделения финансовых средств для проведения комплексного обследования технического состояния здания силами специализированных организаций.
Согласно ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса РФ финансирование образовательных учреждений законом возлагается на орган местного самоуправления как собственника и учредителя создаваемых им учреждений.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> является администрация <адрес> муниципального района <адрес>.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению, в соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является администрация <адрес> муниципального района <адрес>.
Таким образом, администрация <адрес> муниципального района <адрес> как собственник имущества МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, в силу ст. 210 ГК РФ, обязана нести бремя его содержания, в связи с чем, обязанность по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния здания образовательного учреждения возлагается на администрацию.
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения - МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Учитывая, что выявленные прокуратурой нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга, посещающих МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес>, нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Предложенный прокурором срок для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание характер обязанности, возложенной на ответчиков, непредставление ответчиками доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в указанный в исковом заявлении срок, срок введения здания дошкольного учреждения в эксплуатацию, последствия - несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания дошкольного учреждения; нарушения прав на безопасные условия содержания детей, суд считает объективным и разумным. Указанный срок - в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда судом определен с учетом разумности и достаточности для решения организационных, финансовых вопросов для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования и.о. прокурора <адрес> - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> муниципального района в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> по проведению обследования технического состояния здания образовательной организации, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать МБОУ СОШ им. <адрес> <адрес> провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес> течение 24 месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 06.11.2024