УИД-05RS0№-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес> «28» августа 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре ФИО5, с участием представителя истцов ФИО2 и ФИО2 - адвоката ФИО11, представителя ответчика ФИО1 - ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока принятия наследства и признании принявшими наследство, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании права собственности каждого на 1/6 долю наследственного имущества,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с уточненными исковыми требованиями к ФИО1 о восстановлении пропущенного срока принятия наследства, открывшегося после смерти 19 марта 2020 года их отца ФИО4, признании принявшими наследство, признании недействительным свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности каждого на 1/6 долю наследственного имущества в виде нежилого здания (магазин), находящегося в <адрес>, проезд 1, <адрес>, строение 8.
В обосновании исковых требований ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец - ФИО4, после смерти которого открылось наследство, состоящее из нежилого здания (магазин), находящегося в <адрес>, проезд 1, <адрес>. Они являются наследниками первой очереди. Наследником первой очереди также является и ответчик - ФИО1 (супруга ФИО4). С отцом ФИО4 истцы в разное время совместно проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, проезд 7, <адрес>. Срок для принятия наследства пропущен ими по уважительным причинам, так как о смерти отца истец ФИО2 узнала от ФИО1, которая при разговоре сообщила, что ее отец все имущество по завещанию оставил ей как супруге. Так как отец при жизни состоял в хороших отношениях с ФИО1, во всем ее поддерживал, доверял, ФИО2 обоснованно допускала, что такова была воля отца, завещание действительно составлено на имя ответчика, в связи с чем, к нотариусу для подачи заявления о вступлении в наследство не обращалась. В апреле 2022 года она случайно узнала о том, что отец не оставлял никакого завещания и, что ответчик ФИО1 в 2022 году получила у нотариуса <адрес> свидетельство о праве на наследство по закону на здание (магазин), находящееся в <адрес>, проезд 1, дом.1 «б», строение 8. В связи с тем, что ответчик ввела ФИО2 в заблуждение относительно наследственного имущества, истцами ФИО2 и ФИО2 пропущен 6-месячный срок для подачи заявления нотариусу. По этой причине нотариус отказал истцам в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Истец ФИО2 о смерти отца узнал от сестры ФИО2 по приезду в Республику Дагестан в октябре 2022 г., так как с родственниками, в том числе и с истцом ФИО2 не общался последние 4 года, с 2018 г. В настоящее время проживает в <адрес> по месту регистрации, в связи с чем также пропустил 6-ти месячный срок для подачи заявления нотариусу.
В судебном заседании представитель истцов ФИО11 исковые требования поддержал полностью по изложенным выше основаниям, пояснив далее, что истец ФИО2 с 2018 г. по настоящее время проживает в <адрес> по месту регистрации. О смерти отца узнал от сестры - ФИО2 по приезду в Республику Дагестан в октябре 2022 г., так как с родственниками, отцом, в том числе и с истцом ФИО2, не общался последние 4 года, так как потерял все номера мобильной связи, перенес тяжелую операцию, болел. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска истцами срока для принятия по 1/6 доли наследства в виде магазина площадью 107,77 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, проезд 1, <адрес>, строение 8,
Ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. Её представитель ФИО6 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступила в брак с наследодателем ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ между наследодателем ФИО4 и ФИО7 был заключен договор купли-продажи, по условиям которого принадлежащий продавцу - ФИО8 объект в виде магазина площадью 107,77 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, проезд 1, <адрес>, строение 8, продан ФИО4 Ранее ДД.ММ.ГГГГ на приобретение указанного строения покойному ФИО4 ответчиком ФИО1 как его супругой выдано нотариально заверенное согласие. ДД.ММ.ГГГГ на указанное строение ФИО4 зарегистрировал свое право собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности №<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в отношении спорного имущества нотариусом <адрес> выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на указанное имущество, о чем в ЕГРН внесена запись 05:41:000212:106-05/192/2022-2. Доводы представителя истца ФИО2 о том, что последняя с момента открытия наследства до апреля 2022 года заблуждалась по поводу того, что имеется завещание от отца на ответчицу ФИО1, и по этой причине не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска ею срока для принятия наследства, поскольку не является обстоятельством, объективно исключающим возможность ей обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок. Истец ФИО2 могла легко убедиться об отсутствии факта оставления ФИО4 завещания. Кроме того, каких-либо документально-подтвержденных сведений об этом помимо слов истицы не имеется и суду не представлено. Истец ФИО2 сам не желал поддерживать отношения с отцом, тогда как при проявлении обычной заинтересованности жизнью наследодателя мог своевременно узнать о его смерти и принять наследство в срок.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус ФИО9, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
В силу положений ст. 1114 ГК РФ, временем открытия наследства является момент смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день и момент смерти, указанные в решении суда.
Согласно свидетельству о смерти П-БД № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти ФИО4 открылось наследство, состоящее из имущества, принадлежавшего ему при жизни на праве собственности, в том числе и нежилого здания (магазина) общей площадью 107,77 кв.м., расположенного по адресу: РД, <адрес>, проезд 1, <адрес>, строение 8, с кадастровым номером 05:41:000212:106.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из представленных суду свидетельств о рождении следует, что истцы ФИО2 и ФИО2 являются детьми ФИО4
На момент смерти он состоял в зарегистрированном браке с ФИО1, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-БД № от ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст. 1153 ГК РФ).
Согласно ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно материалам наследственного дела №, к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась ФИО1, на имя которой были выданы:
- свидетельство о праве на наследство по закону №<адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, находящийся по адресу: РД, <адрес>, проезд 7;
- свидетельство о праве на наследство по закону №-н/05-2021-1-428 от ДД.ММ.ГГГГ на автобус марки ГАЗ- A65R35, per. знак №НУ05;
- свидетельство о праве о праве на наследство по закону №-н/05-2022-1-848 от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание (магазин), расположенный по адресу: РД, <адрес>, проезд 1, <адрес>, строение 8, №-н/05-2022-1-848 от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя истцов, о смерти своего отца ФИО2 не знал, поскольку проживал за пределами Республики Дагестан, потерял все номера телефонов, перенес тяжелую операцию, болел по этим причинам не мог общаться ни с кем из родственников. О смерти отца и об открытии наследства узнал от ФИО2 В свою очередь ФИО2 об открытии наследства узнала сразу, была на похоронах отца ФИО4, однако была введена в заблуждение ответчиком ФИО1, что ФИО4 оставил завещание, в котором все имущество передал супруге - ФИО1 По указанным основаниям истцы полагают, что срок для принятия наследства был пропущен по уважительной причине.
В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По смыслу указанной нормы, основанием восстановления в судебном порядке срока, установленного для принятия наследства, закон признает обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока принятия наследств. В числе указанных обстоятельств уважительного характера могут быть такие, которые воспрепятствовали возникновению у наследника намерения принять наследство, и такие, которые создали невозможность своевременного осуществления наследником имеющегося у него намерения принять наследство. То есть, суд может восстановить срок принятия наследства, если наследник не знал и (по конкретным) обстоятельствам дела) не должен был знать (жил в другом городе, не поддерживал отношений с родственниками) об открытии наследства.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 40 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Из приведенных норм закона и разъяснений Пленума следует, что к числу уважительных причин пропуска для восстановления наследнику срока для принятия наследства такого срока могут быть отнесены обстоятельства, связанные с личностью наследника.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам.
При этом отсутствие общения с наследодателем в течение длительного периода времени лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда Российской Федерации к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истца ФИО2.
С учетом изложенного несообщение ФИО2 другими лицами о смерти отца также нельзя отнести к уважительным причинам пропуска им срока для принятия наследства.
При этом незнание истцом об открытии наследства само по себе не может являться основанием для восстановления пропущенного срока. Отсутствие у ФИО2 сведений о смерти наследодателя не относится к числу юридически значимых обстоятельств, с которыми закон связывает возможность восстановления срока для принятия наследства.
Реализация наследственных прав неразрывно связана с принятием наследства после его открытия, обусловленного смертью наследодателя.
Проявление должной осмотрительности и заботливости в отношении наследодателя предполагает осведомленность о его судьбе, состоянии здоровья, наличие общения.
При таком поведении наследник мог и должен был знать о смерти наследодателя, об открытии наследства, о действиях наследников в отношении наследственного имущества.
Доводы представителя истца ФИО2, что последняя с момента открытия наследства до апреля 2022 года была введена ответчиком ФИО1 в заблуждение по поводу наличия завещания отца, в котором все имущество завещал ответчику, в связи с чем не обращалась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, не свидетельствуют об уважительности причин пропуска ею срока для принятия наследства, поскольку не является обстоятельством, объективно исключающим возможность ей обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок, и связанным с ее личностью.
В случае отсутствия отношений с наследодателем наследник несет риск негативных последствий, связанных с отсутствием сведений о смерти наследодателя и невозможностью в установленный законом срок принять наследство.
Обстоятельств, связанных с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), истцами ФИО2 и ФИО2 приведено не было и судами не установлено, в материалах дела такие сведения также отсутствуют.
Как на доказательство, подтверждающее уважительность причины пропуска срока принятия наследства, истец ФИО2 и его представитель ссылаются на болезнь и перенесенную тяжелую операцию. Между тем, согласно выписке из медицинской карты стационарного больного ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на амбулаторном лечении у хирурга. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на стационарном лечении в хирургическом отделении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на амбулаторном лечении у хирурга, то есть эти обстоятельства имели место до смерти ДД.ММ.ГГГГ наследодателя ФИО4, соответственно до открытия наследства, и юридически значимым обстоятельством для данного дела не являются.
Доказательств уважительности причин пропуска срока принятия наследства ФИО2 суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что он не знал и не должен был знать об открытии наследства.
Истцы ФИО2 и ФИО2 должны были проявлять интерес к судьбе своего отца, и при наличии такого интереса могли своевременно узнать о времени и месте открытия наследства и о наличии или отсутствии завещания, соответственно, реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном порядке и в установленный законом срок.
Кроме того, действующее законодательство не возлагает на наследника ФИО1 обязанности сообщать нотариусу сведения о других наследниках наследодателя.
Оценивая причины уважительности пропуска срока принятия наследства, суд принимает во внимание характер взаимоотношений между наследодателем и истцами, отсутствие объективных причин, препятствовавших истцам ФИО2 и ФИО2 своевременно узнать о смерти отца и принять меры для принятия наследства, а обстоятельства, на которые истцы ссылались, указывая, что они препятствовали своевременному принятию наследства, не связаны с их личностью, потому отсутствуют основания для восстановления срока для принятия наследства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 и ФИО2 к ФИО1 о восстановлении срока для принятия наследства после смерти ФИО4 и признании принявшими наследство не имеется и суд в их удовлетворении отказывает. В связи с отказам в иске о восстановлении срока для принятия наследства и признании наследника принявшим наследство, подлежат отказу в удовлетворении исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, признании их право собственности на спорное строение в порядке наследования по 1/6 доли каждому.
В соответствии со статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные права и законные интересы.
В этой связи, ввиду значительного пропуска истцами срока для принятия наследства без уважительных причин суд не находит право ФИО2 и ФИО2 нарушенным, в связи с чем отказывает в его защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3 к ФИО1 о восстановлении срока для принятия наследства и признании принявшими наследство после смерти отца - ФИО4; признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <адрес> ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ; признании за ФИО2 право на 1/6 долю в наследственном имуществе в виде нежилого здания (магазин), находящегося по адресу: <адрес>, проезд 1, <адрес>, строение 8; признании за ФИО3 право на 1/6 долю в наследственном имуществе в виде нежилого здания (магазин), находящегося по адресу: <адрес>, Ростов-Баку, проезд 1, <адрес>, строение 8, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И. Хадисова