Дело № 2а-581/2020 председательствующий-судья Овчинникова О.В.
УИД № 32RS0023-01-2021-001076-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-170/2022
(33а-3775/2021)
гор. Брянск 25 января 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Апокиной Е.В.,
судей областного суда Горбарчука С.А., Кулешовой Е.В.,
при секретаре Скрипиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Грищенко А.В. на решение Почепского районного суда Брянской области от 27 августа 2021 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области к Грищенко Александру Владимировичу о взыскании недоимки.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России № 7 по Брянской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что административный ответчик Грищенко А.В. является адвокатом и военным пенсионером, в силу ст. 419 НК является плательщиком страховых взносов. В связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за налоговый период 2020 года по сроку уплаты до 31.12.2020 года, в адрес ответчика было направлено требование о необходимости уплаты задолженности в размере 41 065,08 рублей, которое Грищенко А.В. до настоящего времени не исполнено. Просил суд взыскать с Грищенко А.В. в пользу МИФНС России № 7 по Брянской области задолженность в размере 41 065,08 рублей, которая состоит из задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год, в размере 32 448 рублей и пени по названным страховым взносам за 2020 год за период с 01.01.2021года по 02.02.2021 года в размере 151,69 руб., а также задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 8 426 рублей и пени по указанным страховым взносам за 2020 год за период с 01.01.2021 года по 02.02.2021 года в размере 39,39 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области - Баева О.Н. в судебном заседании поддержала административные исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик Грищенко А.В. с административным иском в части взыскания с него страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование согласился. В части требований о взыскании с него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени по таким взносам считал их необоснованными, просил в данной части иска отказать. Пояснил, что он с 9 июня 2003 года является военным пенсионером МВД и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1. Является адвокатом. За периоды 2018 и 2019 года им уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, однако, в связи с внесениями изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на основании постановления Конституционного Суда N 5-П и Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ, он, как адвокат, являющийся военным пенсионером и получающий пенсию в соответствии с Законом РФ №4468-1, освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
Решением Почепского районного суда Брянской области от 27 августа 2021 года административный иск удовлетворен. Суд взыскал с Грищенко А.В. в пользу МИФНС России № 7 по Брянской области задолженность:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за 2020 год в размере 32 448 рублей и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год за период с 01.01.2021 года по 02.02.2021 года в размере 151,69 рублей;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2020 год в размере 8426 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год за период с 01.01.2021 года по 02.02.2021 года в размере 39,39 рублей, а всего взыскать на общую сумму задолженность в размере 41065,08 рублей.
С Грищенко А.В. в доход бюджета Почепского муниципального района Брянской области взыскана государственная пошлина в размере 1 431 рубль 95 копеек.
В апелляционной жалобе административный ответчик Грищенко А.В. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, ввиду неправильного применение судом норм материального права. Не согласен с решением суда в части взыскания с него страховых взносов на обязательное пенсионной страхование. Ссылается на то, что после принятия Конституционным Судом РФ постановления № 5-П от 28 января 2020 года, у законодателя возникла обязанность без промедления внести соответствующие изменения в закон, однако из-за бюрократических проволочек такие изменения внесены только с 2021 года. Считает, что после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 502-ФЗ, уплаченные им платежи перестали быть для него возмездными, их нахождение в ПФР становится необоснованным, оно вступает в противоречие с конституционно-правовой природой платежей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Грищенко А.В., представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области не явились. Судебная коллегия в силу ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно нормами этой главы расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 названной статьи в частности установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.
Во исполнение постановления Конституционного Суда N 5-П Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ) в статью 6 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения.
При этом Федеральный закон N 502-ФЗ вступил в силу 10 января 2021 г. и не содержит положений, предусматривающих обратную силу.
Судом установлено, что административный ответчик Грищенко А.В. не является индивидуальным предпринимателем, имеет статус адвоката, зарегистрирован в реестре адвокатов Брянской области (регистрационный №).
Кроме того, Грищенко А.В. является пенсионером УВД Брянской области, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона РФ № 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Как следует из материалов дела, административным ответчиком в установленный законом срок (не позднее 31 декабря 2020 года) не была произведена уплата страховых взносов за налоговый период 2020 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии по сроку уплаты 31.12.2020 года в размере 32 448 рублей и не произведена уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 31.12.2020 года в размере 8426 рублей.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов, налоговый орган начислил административному ответчику к уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год за период с 01.01.2021 года по 02.02.2021 года в размере 151,69 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год за период с 01.01.2021 года по 02.02.2021 года в размере 39,39 рублей.
11.02.2021 года в адрес Грищенко А.В. в установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок административным истцом направлено требование № 544 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 03.02.2021 года, со сроком исполнения до 24.03.2021 года.
В указанное требование включены недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии по сроку уплаты 31.12.2020 года в размере 32 448 рублей и пени по страховым взносам на обязательное (пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 151,69 рублей, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское (страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по сроку уплаты 31.12.2020 года в размере 8426 рублей и пени по страховым взносам на (обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2020 год в размере 39,39 рублей, всего на сумму задолженности в размере 41065,08 рублей.
Названное требование административным ответчиком получено 18.02.2021 года и не было исполнено.
МИФНС России № 7 по Брянской области обращалось к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанных в требовании платежей.
Вынесенный мировым судьей судебного участка №48 Почепского района Брянской области судебный приказ №2а-357/2021 от 14.05.2021 года о взыскании с Грищенко А.В. в пользу МИФНС России №7 по Брянской области задолженности в размере 41 065,08 рублей отменен определением мирового судьи от 01.06.2020 года.
Согласно справке МИФНС России №7 по Брянской области от 06.08.2021 года, административный ответчик не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 11 января 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, отметив, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ, то есть с 10.01.2021 и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в фиксированном размере 32 448 рублей плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 2020 года.
Установив, что ответчиком обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетный период 2020 года и начисленных в связи с этим пени не исполнена, в результате неисполнения должником обязанности по уплате страховых взносов у административного ответчика образовалась задолженность, проверив и признав правильным расчет задолженности, отметив отсутствие контррасчета, нашел административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ и исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, вступили в силу с 10 января 2021 года и на предыдущие правоотношения не распространяются, следовательно, внесение в закон указанных изменений не могут являться основанием для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за прошлый период, в частности, за 2020 год.
По изученным материалам административного дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда и о незаконности решения не свидетельствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Почепского районного суда Брянской области от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Грищенко А.В. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Почепский районный суд Брянской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.В.Апокина
Судьи С.А.Горбарчук
Е.В.Кулешова
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
01 февраля 2022 года.