Дело №2-52/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Козьмодемьянск 13 января 2014 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., с участием помощника прокурора Полатовой А.А., при секретаре Зубковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл
в интересах неопределенного круга лиц
(3 лица - ГБУ Республики Марий Эл «Козьмодемьянская центральная районная больница», ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский»)
к Петрищеву С.В.
о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Петрищеву С.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обосновании иска указал, что Петрищев С.В. имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения <адрес> категории <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, в то же время он имеет медицинское противопоказание для управления транспортными средствами.
Согласно справке наркологического кабинета ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская центральная районная больница» Петрищев С.В. состоит на диспансерном учете с диагнозом: «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время стойкая ремиссия отсутствует.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» больные алкоголизмом допускаются к управлению транспортным средством (категории АВС) при наличии стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при предоставлении положительной характеристики – ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел. Больные алкоголизмом допускаются к работе при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Согласно ст. 25 ч. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ №196) право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением.
Частью 1 ст. 28 названного закона установлено, что ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Управление автотранспортным средством Петрищевым С.В., являющимся <данные изъяты>, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинение иного вреда и ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы общества и государства.
В соответствии со ст.55 ч. 3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 17 ч.1 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, действие права Петрищева С.В. на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с ухудшением его здоровья на почве острого алкогольного галлюционоза, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Указанные выше обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением о прекращении действия права ответчика на управление транспортными средствами, поскольку это требуется для защиты прав неопределенного круга граждан, интересов общества и государства.
Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способов защиты гражданских прав пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а так же присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ч.1 ст.45 ГПК просит прекратить действие права Петрищева С.В. на управление транспортными средствами, обязать Петрищева С.В. возвратить водительское удостоверение <адрес> категории <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ в ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский».
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Ответчик Петрищев С.В. в судебное заседание пояснил, что в августе 2012г. он прошел курс <данные изъяты> отделении Козьмодемьянской ЦРБ, куда обратился сам лично после <данные изъяты>. Водительские права на управление транспортными средствами у него просрочены, срок их действия истек в 2012 году, в настоящее время ими не пользуется, находятся у него дома. <данные изъяты>. Против исковых требований не возражает.
Представитель 3 лица – ГБУ Республики Марий Эл «Козьмодемьянская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, согласно которому не возражает против рассмотрения гражданского дела в отсутствии представителя ГБУ РМЭ «Козьмодемьянская ЦРБ» по существу заявленных требований возражений не имеет, оставляет на усмотрение суда.
Представитель 3 лица - ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» просило рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по иску не имеет.
Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Петрищев С.В. имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения <адрес> категории <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральными законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.ст. 4, 5 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" определены основания для прекращения действия права на управление транспортными средствами. Ими являются:
1. истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
2. ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинскими заключением;
3. лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, закон устанавливает определенные требования, при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно вышеизложенному одним из оснований для прекращения действия водительских прав будут являться медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Статья 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определяет, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств и т.д. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Таким образом, для допуска к управлению транспортным средством у водителя не должно быть медицинских противопоказаний либо ограничений к управлению транспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377, определены медицинские психиатрические противопоказания для водителей транспортных средств категорий «В», одним из которых является алкоголизм.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному указанным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377, лица, больные алкоголизмом допускаются к управлению указанными транспортными средствами только при наличии стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств. Вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Согласно ч.6 ст.25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 36 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 установлено, что, водительские удостоверения, выданные до введения в действие настоящих Правил, действительны до истечения указанного в них срока. Если срок действия водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.
Для замены водительского удостоверения в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, в том числе медицинская справка и ранее выданное водительское удостоверение (п.38 Правил).
Судом установлено, что Петрищев С.В. состоит <данные изъяты>. Прошел курс лечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. с диагнозом «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ направлен в отделение медицинской и социальной реабилитации <адрес>. Согласно заключению врача-нарколога у Петрищева С.В. нет ремиссии. В настоящее время срок действия водительского удостоверения истек.
Таким образом, у Петрищева С.В. истек установленный срок действия водительского удостоверения, а имеющееся заболевание препятствует безопасному управлению транспортными средствами, создает опасность как себе так и иным участникам дорожного движения, что является основанием для прекращения действия прав Петрищева С.В. на управление транспортными средствами.
С учетом вышеизложенного исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора о прекращении действия права Петрищева С.В. на управление транспортными средствами категорий «<данные изъяты>» подлежат удовлетворению.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц -населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Прекратить действие права Петрищева С.В. на управление транспортными средствами в связи с ухудшением здоровья и обязать его возвратить водительское удостоверение <адрес> категории <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ в ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий И.М. Малышев