Решение по делу № 2-30/2019 от 26.11.2018

Дело № 2-30/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Киров 16 января 2019 года

Нововятский районный суд города Кирова в составе:     

судьи Панина Н.В.,

при секретаре Оленёвой Т.Е.,

с участием заместителя прокурора Нововятского района г.Кирова Окулова Е.А.,

представителя ответчика ООО «УК «Лесхоз» по доверенности Шангиной И.Н.,

представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Блинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Лесохозяйственная управляющая компания» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «УК «Лесхоз», просит возложить на ООО «УК «Лесхоз» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов в лесных массивах: 1) в 18 м от осевой линии дороги - подъезда к пгт. Мурыгино на правой обочине асфальтовой дороги в лагерь «Мир» в лесу (координаты: 58?44"13,10"с.ш. (58.736927), 49?29"19,63" в.д. (49.488785); 2) на расстоянии 185 - 260 м от осевой линии подъезда к пгт. Мурыгино, по обе стороны лесной дороги, идущей в детский лагерь «Мир» (координаты 4 мест: 58?44"19,19" с.ш. (58.738664), 49?29"21,63" в.д. (49.489343). Первое место находится справа от дороги, имеет длину 10 м вдоль дороги и ширину 6 м (площадь 60 кв.м). Второе место располагается слева длиной 14 м вдоль дороги и шириной 12 м. Третье место располагается на правой стороне лесной дороги. Четвертое место - слева от дороги на лесной просеке длиной 18 м вдоль просеки и шириной 10 м.; 3) на расстоянии около 400 м от дороги - подъезд к пгт. Мурыгино, справа от дороги, ведущей в лагерь «Мир», у пересечения дорог (координаты 58?44"25,90"с.ш. (58.740529), 49?29"24,80" в.д. (49.490223).

В обоснование требований указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлены несанкционированные свалки отходов в лесных массивах. В составе отходов использованная бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, листы гофрокартона, старые потерявшие эксплуатационные свойства предметы домашнего быта, старые доски от разборки здания. Указанные лесные участки предоставлены в аренду ООО «УК «Лесхоз» на основании договора аренды лесного участка №37-133 от 10.01.2012. Подпунктом «з» пункта 11 договора аренды лесного участка №37-133 от 10.01.2012 закреплена обязанность арендатора по осуществлению за свой счет мероприятий, направленных на очистку предоставленного лесного участка от захламления. Поскольку несанкционированные свалки расположены на землях лесного фонда, обязанность по их ликвидации лежит на ответчике – арендаторе земельного участка. Указывает, что в данном случае прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, так как наличие свалки отходов в лесном фонде нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Впоследствии исковые требования уточнил, просил возложить на ООО «УК «Лесхоз» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельных участках, входящих в состав лесного участка с кадастровым номером 43:00:000000:1354.

В судебном заседании заместитель прокурора Нововятского района г.Кирова Окулов Е.А. уточненные исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «УК «Лесхоз» по доверенности Шангина И.Н. исковые требования не признала, пояснила, что согласно ст.ст. 60.2, 60.3 Лесного кодекса РФ санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 37-133 от 10.01.2012 санитарно - оздоровительного мероприятия, как уборка несанкционированных свалок не предусмотрены. Договором аренды лесного участка, предусмотрена обязанность арендатора за свой счет, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объеме и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении № 6 к договору аренды. Приложение № 6 также не содержит санитарно - оздоровительного мероприятия, как уборка несанкционированной свалки. Местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий. Тот факт, что в границу муниципального образования включены земли иных категорий, в частности федеральные земли лесного фонда, не освобождает администрацию от выполнения установленных законодательством обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора. Возникновение свалок бытовых отходов не связано с деятельностью ООО «УК «Лесхоз». Свалка состоит из отходов производства и потребления, которые образовались в результате жизнедеятельности населения муниципального образования. Лицом, обязанным устранять нарушение, является администрация Загарского сельского поселения.

В судебное заседание представитель соответчика администрации Загарского сельского поселения Юрьянского района Кировской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Кировской области Блинов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду.

Положениями ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно ст.60.12 ЛК РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из пунктов 1, 2, 4, 5 Правил санитарной безопасности в лесах, Утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. N 607 следует, что настоящие Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается: а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - Федеральным агентством лесного хозяйства; б) в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности; в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; г) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются:

а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду,

- лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;

б) на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду:

- в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

- в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

- в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

- в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Юрьянской районной прокуратурой совместно со специалистом отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Юрьянскому району КОГБУ «Областной природоохранный центр» выявлены места несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда 1) в 18 м от осевой линии дороги - подъезда к пгт. Мурыгино на правой обочине асфальтовой дороги в лагерь «Мир» в лесу (координаты: 58?44"13,10"с.ш. (58.736927), 49?29"19,63" в.д. (49.488785). Земельный участок размером 18 х 18 м (площадью 324 кв.м) захламлён ТКО общим объёмом не менее 2 куб.м. В составе отходов - использованная бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, листы гофрокартона, негодные пластиковые детали бампера легкового автомобиля. 2) на расстоянии 185 - 260 м от осевой линии подъезда к пгт. Мурыгино, по обе стороны лесной дороги, идущей в детский лагерь «Мир» (координаты 4 мест: 58?44"19,19" с.ш. (58.738664), 49?29"21,63" в.д. (49.489343). Первое место находится справа от дороги, имеет длину 10 м вдоль дороги и ширину 6 м (площадь 60 кв.м). Размещено не менее 6 куб.м. ТКО (использованная бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, старые потерявшие эксплуатационные свойства предметы домашнего быта) Второе место располагается слева длиной 14 м вдоль дороги и шириной 12 м. площадью 168 кв.м. На почвенном покрове размещено не менее 15 куб.м ТКО (в составе - использованная бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, старые потерявшие эксплуатационные свойства предметы домашнего быта). В 8 м от этой кучи ТКО в глубь леса на участке размерами 5 х 3 м (площадь 15 кв.м) имеется куча старых досок от разборки здания объёмом не менее 6 куб.м. Третье место располагается на правой стороне лесной дороги. Площадь захламленного участка 16 кв.м, здесь на почвенном покрове размещено не менее 2 куб.м ТКО (использованная бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, старые потерявшие эксплуатационные свойства предметы домашнего быта). Четвертое место - слева от дороги на лесной просеке длиной 18 м вдоль просеки и шириной 10 м.; На почвенном покрове размещено не менее 5 куб.м ТКО (бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты, старые потерявшие эксплуатационные свойства предметы домашнего быта) и старые доски и брусья от разборки здания объёмом не менее 3 куб.м. 3) на расстоянии около 400 м от дороги - подъезд к пгт. Мурыгино, справа от дороги, ведущей в лагерь «Мир», у пересечения дорог (координаты 58?44"25,90"с.ш. (58.740529), 49?29"24,80" в.д. (49.490223). На почвенном покрове на участках размерами 3х1м и 6х3, общей площадью 21 кв.м., размещено не менее 1 куб.м ТКО (использованная бумажная, металлическая, стеклянная и пластиковая тара, полиэтиленовые пакеты) и не менее 1 куб.м древесных отходов (сучья, ветки), старая дверь и 4 старые оконные рамы.

Земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки ТКО, входит в состав лесного участка с кадастровым номером 43:00:000000:1354. Указанный земельный участок находится в федеральной собственности, на территории Загарского сельского поселения в просеке между 71 и 72 кварталами Медянского участкового лесничества.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой № 49 от 07.11.2018 КОГБУ «Областной природоохранный центр», актом осмотра от 07.11.2018.

Арендатором указанных лесных участков на основании договора аренды № 37-133 от 10.01.2012, заключенного с Департаментом лесного хозяйства Кировской области, является ООО «УК «Лесхоз», срок действия договора установлен 49 лет с даты государственной регистрации.

Подпунктом «з» пункта 11 договора аренды лесного участка №37-133 от 10.01.2012 закреплена обязанность арендатора по осуществлению за свой счет санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на очистку предоставленного лесного участка от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, что подразумевает под собой также ликвидацию несанкционированных свалок биологических отходов.

ООО «Лесохозяйственная управляющая компания «Кировлес» переименована в ООО «УК «Лесхоз».

Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемых лесных участках установлена как нормативными актами, так и договором. Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ООО «УК «Лесхоз», то обязанность по их ликвидации лежит на ответчике ООО «УК «Лесхоз».

Доводы представителя ООО «УК «Лесхоз», что ответчиком по делу является также администрация Загарского сельского поселения Юрьянского района Кировской области, а также отсутствие в проекте основания лесов обязанности у ООО «УК «Лесхоз» в ликвидации несанкционированных свалок, что фактически освобождает ответчика от обязанности устранить выявленные нарушения, суд отклоняет по следующим основаниям.

Издержки на восстановление окружающей среды должны нести субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на неё негативное воздействие, и использующие леса. Законодатель обязывает юридических и физических лиц обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды и проводить мероприятия по восстановлению природной среды. Обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена специальными нормами права, регулирующими правоотношения по использованию лесов, и не зависит от времени их образования.

Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст.8 ЛК РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ: согласно ст.83 ЛК РФ к ним относятся в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п.4 ч.1 и ч.3).

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из ч.1 ст.84 ЛК РФ, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством РФ Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Из изложенного следует, что ликвидация несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках, входящих в состав лесного фонда, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления муниципального района не предусмотрена.

Лица, виновные в размещении бытовых отходов не установлены.

С учетом представленных доказательств суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры освобождены от уплаты госпошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поскольку истец в силу положений ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, госпошлина подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования «Город Киров» с ответчика ООО «УК «Лесхоз».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Лесохозяйственная управляющая компания» обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные на земельных участках, входящих в состав лесного участка с кадастровым номером 43:00:000000:1354:

1) в 18 м от осевой линии дороги - подъезда к пгт. Мурыгино на правой обочине асфальтовой дороги в лагерь «Мир» в лесу (координаты: 58?44"13,10"с.ш. (58.736927), 49?29"19,63" в.д. (49.488785);

2) на расстоянии 185 - 260 м от осевой линии подъезда к пгт. Мурыгино, по обе стороны лесной дороги, идущей в детский лагерь «Мир» (координаты 4 мест: 58?44"19,19" с.ш. (58.738664), 49?29"21,63" в.д. (49.489343). Первое место находится справа от дороги, имеет длину 10 м вдоль дороги и ширину 6 м (площадь 60 кв.м). Второе место располагается слева длиной 14 м вдоль дороги и шириной 12 м. Третье место располагается на правой стороне лесной дороги. Четвертое место - слева от дороги на лесной просеке длиной 18 м вдоль просеки и шириной 10 м.;

3) на расстоянии около 400 м от дороги - подъезд к пгт. Мурыгино, справа от дороги, ведущей в лагерь «Мир», у пересечения дорог (координаты 58?44"25,90"с.ш. (58.740529), 49?29"24,80" в.д. (49.490223).

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесохозяйственная управляющая компания» государственную пошлину в бюджет МО «Город Киров» в размере 6000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Нововятский районный суд города Кирова в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись Н.В.Панин

Мотивированное решение составлено 17 января 2019.

2-30/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Юрьянского района Кировской области
Ответчики
администрация Загарского сельского поселения Юрьянского района Кировской области
ООО "Лесохозяйственная управляющая компания"
Другие
КОГБУ "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования"
Министерство лесного хозяйства Кировской области
Суд
Нововятский районный суд г. Кирова
Судья
Панин Николай Васильевич
Дело на странице суда
novovyatsky.kir.sudrf.ru
02.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2020Дело оформлено
16.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее