Решение по делу № 33а-249/2021 от 09.12.2020

Дело № 33а-249/2021;

Дело № 2а-643/2020

Судья Добрыднева Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2021 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Шалагиновой Е.В.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

- по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 11 июня 2020 года, которым постановлено:

«Административный иск Кротова Вячеслава Сергеевича удовлетворить частично.

Признать решение Краснокамского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 26.12.2019 №** незаконным.

Обязать Управление Росреестра по Пермскому краю решить вопрос в соответствии с законом о постановке на государственный кадастровый учет здания - жилого дома и государственной регистрации права собственности Кротова Вячеслава Сергеевича в установленном порядке и сроки»;

- по частной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на определение Краснокамского городского суда Пермского края от 27 июля 2020 года об исправлении описки.

Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения административного истца Кротова В.С., представителя административного истца Баракина А.Е., представителя административного ответчика Моисеевой Т.А., изучив материалы дела судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Кротов В.С. обратился к суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 26.12.2019 № ** и возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учёт здания – жилого дома, расположенного по адресу: ****, в границах участка **, на земельном участке с кадастровым номером **, на основании технического плана здания от 18.11.2019, подготовленного кадастровым инженером А., и провести государственную регистрацию права собственности Кротова В.С. на созданный жилой дом.

В обоснование требований указано, что 11.12.2019 административный истец обратился через МФЦ в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом, расположенный по адресу: ****, в границах участка **, с кадастровым номером **, предоставив заявление установленного образца, технический план здания, чек об уплате государственной пошлины. По результатам рассмотрения его заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав Краснокамским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Пермскому краю было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении о приостановлении от 26.12.2019. Причиной приостановления указано основание, предусмотренное в п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ему предложено предоставить документ, подтверждающий перевод земельного участка из одной категории в другую с установлением вида разрешенного использования, а также представить подлинник доверенности. Данное решение считает незаконным. В соответствии со сведениями ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка зарегистрирован как «Садовые и дачные дома». Поскольку на дату подачи заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав разрешенное использование «садовые и дачные дома» не ограничено, в судебном порядке не оспорено, то доводы административного ответчика о незаконности внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений являются недопустимыми. Считает, что созданный объект – жилой дом, соответствует виду разрешенного использования и категории земельного участка, на котором он создан.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление Росреестра по Пермскому краю, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, не проанализировав указанное государственным регистратором основание для приостановления, не дав ему надлежащую правовую оценку. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером ** образован из земельных участков с разрешенным использованием: для использования в сельскохозяйственном производстве, то земельный участок с кадастровым номером **, принадлежащий на праве собственности заявителю, относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. На исходных земельных участках с установленной категорией «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства, без права возведения зданий и строений» возможность возведения объектов капитального строительства не предусматривалась. Невозможность размещения на земельном участке с кадастровым номером ** объектов капитального строительства обусловлена тем, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям. Для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены. Учитывая изложенное, Правила землепользования и застройки, предусматривающие возведение жилых домов на сельскохозяйственных угодьях, противоречат целевому назначению земельного участка. В настоящее время оспариваемое уведомление является неактуальным, срок приостановления истек 26.03.2020, в связи с чем признание незаконным уведомления о приостановлении от 26.12.2019 не приведет к осуществлению заявленных действий, восстановлению нарушенных, по мнению заявителя, прав и законных интересов истца.

Определением Краснокамского городского суда Пермского края от27.07.2020 исправлены описки, допущенные в решении Краснокамского городского суда Пермского края от 11.06.2020.

Не согласившись с данным определением суда Управлением Росреестра по Пермскому краю подана частная жалоба с просьбой отменить определение суда, поскольку в данном случае под понятие «описки» подведена допущенная юридическая ошибка, которая может быть исправлена только путем апелляционного обжалования.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Моисеева Т.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Административный истец Кротов В.С. и его представитель Баракин А.Е. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения административного истца и его представителя, объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кротов В.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от 13.09.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садовые и дачные дома, площадью 1000 +/- 22 кв. м, расположенного по адресу: **** (л.д.26-27).

11.12.2019 Кротов В.С. обратился через МФЦ в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание - жилой дом, расположенный по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером **, предоставив заявление установленного образца, технический план здания, чек об уплате государственной пошлины.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, 26.12.2019 Краснокамским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Пермскому краю было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в срок до 26.03.2020, изложенное в уведомлении о приостановлении № ** (л.д.16-17).

Причиной приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужило основание, предусмотренное п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку земельный участок с кадастровым номером **, в границах которого находится дом, имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садовые и дачные дома. В целях осуществления государственно кадастрового учета и государственной регистрации права Кротову В.С. было предложено предоставить документ, подтверждающий перевод земельного участка с кадастровым номером ** в другую категорию в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Оверятского городского поселения земельный участок по адресу: **** с кадастровым номером ** полностью расположен в территориальной зоне Ж-5 «Ведение дачного хозяйства». К основным видам разрешенного использования для данной территориальной зоны относится, в том числе, размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.1, ч.1 ст.3, ст.7, ст.8, ст.14, ст.15, ч.2 ст.18, ст.21, ст.26, ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.2 ст.7, ст.42, ч.1 ст.77, ч.1 ст.78, ч.3 ст.11.2, п.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст.1, ст.4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером ** расположен в территориальной зоне Ж-5 «Ведение дачного хозяйства», к основным видам разрешенного использования которой относится в том числе размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей), согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок с 2016 года имеет вид разрешенного использования «Садовые и дачные дома», содержащиеся в ЕГРН сведения о разрешенном использовании земельного участка в установленном порядке не оспорены, недействительными не признаны, и пришел к выводу о необоснованности решения административного ответчика о приостановлении государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с необходимостью перевода земельного участка в другую категорию.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 указанного Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (ч.2 ст.23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 г. N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Из приведенных норм следует, что не требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома на дачном земельном участке.

Согласно ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Судебная коллегия исходит из того, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ** и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства. Тот факт, что спорный земельный участок образован из земельных участков, которые ранее образованы из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права истца на владение и пользование принадлежащим ей земельным участком.

При соблюдении административным истцом порядка обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией права собственности, действия регистрирующего органа по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не могут быть признаны обоснованными.

Проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч.6 ст.79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не в при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о нарушении административным истцом положений ч.6 ст.79 ЗК РФ, выразившемся в возведении жилого дома на земельном участке, относящемся к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч.3 ст.3 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Доводы частной жалобы Управления Росреестра по Пермскому краю о незаконности определения суда об исправлении описки от 27.07.2020 не свидетельствуют исходя из следующего.

В силу ч.2 ст.184 КАС РФ суд, принявший решение по административному делу, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может исправить допущенные в этом решении описки, опечатки, явные арифметические ошибки независимо от того, вступило ли решение суда в законную силу.

Как следует из материалов дела, решением Краснокамского городского суда Пермского края от 11.06.2020 частично удовлетворены административные исковые требования Кротова В.С.

При этом в описательно-мотивировочной части решения допущены описки в части указания кадастрового номера земельного участка (вместо правильного номера ** указан номер **) и основания приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (вместо п.7 ч.1 ст.26 указан п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ), также допущена описка в виде ссылки на отказ органа, который предметом оспаривания не являлся.

Поскольку в решении допущены описки технического характера, были неверно указаны кадастровый номер земельного участка и пункт нормативно-правового акта, послуживший основанием для принятия оспариваемого решения, суд правомерно устранил допущенные описки.

Исправление описки в решении суда не повлияло на суть принятого решения, поскольку административные исковые требования удовлетворены частично с приведением мотивов принятого решения.

Довод частной жалобы о том, что в данном случае допущена юридическая ошибка, которая не может быть признана опиской, основан на неверном толковании норм процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 316 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 11 июня 2020 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.

Определение Краснокамского городского суда Пермского края от 27 июля 2020 года, оставить без изменения, частную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий - подпись

Судьи - подписи


33а-249/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кротов Вячеслав Сергеевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Администрация Краснокамского городского округа
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
10.12.2020Передача дела судье
13.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2021Передано в экспедицию
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее