Дело №а-131/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2019 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исламханова С.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации СП «<адрес>» <адрес> РД и МР «<адрес>» РД - об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л :
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> РД ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации СП «<адрес>» <адрес> РД и МР «<адрес>» РД - об устранении нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что во исполнение Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006г. № «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга», Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в <адрес> (далее Роспотребнадзор), осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в <адрес>.
В 2013 году вступили в силу основные положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон).
Законом установлены следующие действия органов местного самоуправления поселений, городских округов в рамках полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения (Приложение №):
1-проведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении,
2-утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов,
3-определение для централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации и зоны ее деятельности,
4-направление гарантирующей организации и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления поселения, городского округа в сети «Интернет» решения о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведенне, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности,
5-согласование вывода объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
6-утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ,
7-внесение изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в случае получения уведомления о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, нормативам качества,
8-согласование с органами Роспотребнадзора плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, разработанного организацией, осуществляющей водоснабжение на основании полученного технического задания,
9-если администрацией МО не определена гарантирующая организации, то она обязана сама разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями
10-участие в проведении и согласование результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Аналогично Закон обязал органы местного самоуправления поселения, городского округа размещать на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и в средствах массовой информации следующее:
11-сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (не реже одного раза в год),
12-информацию о существенном ухудшении качества питьевой воды, в случае выявления такого по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды.
13-организации осуществляющие холодное (горячее) водоснабжение с использованием централизованной системы водоснабжения сел района обязаны информировать органы Роспотребнадзора ежемесячно о факте соответствия или несоответствия качества холодной (горячей) воды установленным требованиям в соответствии с п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
14- Организовать схему оповещения временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения населения, а так же территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течении одной сутки при возникновении аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения, при ухудшении качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения и др. случаях, с последующей обработкой водопровода дезинфицирующими средствами в соответствии ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведенин" ст 21.п 1.1-5 п 2.п3.1-7,10._ф3 № от 30.03.99г ст. № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На сегодня из вышеуказанных пунктов по реализации ФЗ № в рамках полномочии в сфере водоснабжения и водоотведения администрацией муниципального образования АСП «<адрес> » остались не исполненными.
Просит суд признать противоправными действий юридического лица администрации АСП «<адрес> » <адрес> РД в части не выполнения требований санитарных правил и норм ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст 6, 12.21 и 25 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении и понуждения к действиям.
Обязать MP «<адрес>» обеспечить финансирование указанных мероприятий в полном объёме в соответствии Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель административного истца - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, представитель административного ответчика администрации МР «<адрес>» и представитель административного ответчика администрации СП «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ч.7 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исходя из изложенного, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в связи с чем аудиопротоколирование не осуществлялось, протокол в письменной форме не составлялся (п.74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительного рынка.
Право главного государственного санитарного врача и его заместителей на предъявление исков в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В ст.ст.41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы осуществления государственной политики в области санитарно -эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно– эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно -эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу положений статей 1 и 2 данного закона санитарно – эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно -эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно -противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 вышеуказанного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.3 ст.39 указанного федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 2 ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 данного закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Аналогичным образом, в соответствии с п.7 ч.4 ст.40 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» должностные лица государственного надзора имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Вопросы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч.4 ст.38 названного закона, схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
В силу ч.4 ст.40 данного закона, инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
При этом, исходя из ч.5 указанной статьи, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы.
Как следует из представленных материалов, Соглашением администрации МР «<адрес>» полномочия в части организации водоснабжения и водоотведения, переданы администрации СП «<адрес>», последний наделен статусом гарантирующей организации.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы АСП «<адрес>» <адрес> РД направлено уведомление о необходимости устранения требований санитарно эпидемиологического законодательства РФ.
Таким образом, суд исходит из того, что неисполнение муниципальным образованием требований санитарно -эпидемиологического законодательства, создает угрозу нарушения конституционных прав граждан и прежде всего лиц, проживающих на его территории.
Учитывая вышеназванные нормы, а также те обстоятельства, что ответчик не исполняет законные требования Управления, принимая во внимание, что в соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике, которым является администрация АСП «<адрес>», а также то, что Управление уполномочено на принятие мер, направленных на ликвидацию последствий нарушений законодательства в сфере санитарно -эпидемиологического благополучия населения, и предъявление исков в суд при выявлении нарушений санитарного законодательства, учитывая, что меры административного воздействия на ответчика исчерпаны и не дали должных результатов, суд приходит к выводу о том, что обращение Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> в суд с настоящим иском является правомерным, а требования иска подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу п.19 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ч.7 ст.150, ст.ст.157, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации СП «<адрес>» <адрес> РД и МР «<адрес>» РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства - удовлетворить.
Признать противоправными действий юридического лица администрации АСП «<адрес>» <адрес> РД в части не выполнения требований санитарных правил и норм ст. 45 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст 6, 12.21 и 25 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении и понуждения к действиям.
- Обязать администрации МО АСП «<адрес>» прекратить совершение указанных противоправных действий, и в трехмесячный срок после вступления в силу решения суда:
- Осуществлять лабораторно-производственный контроль за качеством и безопасностью питьевой воды подаваемой населению на основании Программы производственного контроля.
- Размещать на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и в средствах массовой информации сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов (не реже одного раза в год).
- Размещать на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и в средствах массовой информации информацию о существенном ухудшении качества питьевой воды, в случае выявления такого по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, о каждом случае не соответствующих проб.
- Разработать проекты ЗСО для источников питьевого водоснабжения в АСП «<адрес> »
- Представлять ежедневно в ТО Роспотребнадзора сведения в случае возникновении на объектах и сооружениях системы холодного (горячего) водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой (горячей) воды и условий водоснабжения населения в соответствии с п.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения и обязать, информировать ТО Роспотребнадзора ежемесячно о факте несоответствия качества холодной (горячей) воды установленным требованиям в соответствии с п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», с предоставлением акта промывки и дезинфекции в ТО <адрес>
- Получить разрешение на спецводопользование на источники водоснабжения в Министерстве экологии и природных ресурсов РД или Дагестанском отделении Роснедр.
- Установить санитарно защитные полосы водовода.
Обязать администрацию MP «<адрес>» РД обеспечить финансирование указанных мероприятий в полном объёме в соответствии Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Унцукульский районный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья С.Ж. Исламханов