10RS0011-01-2022-000197-32 Дело № 2-1286/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Величко С.А.
при секретаре Новосёловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьева С.Ф. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
Дементьева С.Ф. обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Исковые требования мотивированы тем, что 22.10.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОПФР по РК от 24.11.2021 в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (15 лет 06 мес. 17 дн.) при требуемом 17 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера (02 года 00 мес. 21 день) при требуемом 12 лет. Истец Дементьева С.Ф. полагает, что достигла возраста 50-лети, родила двоих детей – 31.12.1993 г.р. и 03.09.2009 г.р., имеет страховой стаж более 20 лет, достигла необходимой величины ИПК, а также имеет необходимый стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и работы в районах Крайнего Севера. По подсчетам истца период работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, при его переводе с применением коэффициента трансформации в стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 11 лет 07 мес. 28 дн., периоды работы в районах Крайнего Севера 02 года 00 мес. 21 дн., итого в результате суммирования стаж работы истца в районах Крайнего Севера составляет 13 лет 08 мес.09 дн., то есть достаточный для назначения заявленной пенсии. Истец ссылается на то, что с 01.01.2022 с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 10.09.2021 №1532 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2,6,7 ч.1 ФЗ «О страховых пенсиях» изменилось правовое регулирование спорных правоотношений. Согласно указанному нормативному акту исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2,6,7 ч.1 ФЗ «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, которые, в свою очередь, в подп. 11 п. 2 предусматривают суммирование работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Истец не согласен с вышеназванным решением, в связи с чем просит возложить на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01.01.2022.
В судебное заседание истец Дементьева С.Ф. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца Иссар Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно сообщила, что истец 28.12.2021 повторно обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по тому же основанию (п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ), 18.01.2022 ответчиком вынесено решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то есть по тому же основанию, что и ранее вынесенное решение от 24.11.2021.
Представитель ответчика Фролова К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в решениях об отказе в назначении пенсии и отзыве на исковое заявление.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, материалы выплатного дела, приходит к следующим выводам.
Порядок исчисления и назначения пенсии с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части 3 статьи 35 данного Закона) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что Дементьева С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь матерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5,
ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась 22.10.2021 и 28.12.2021 в ОПФР по Республике Карелия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.
Решениями ОПФР по Республике Карелия № 204718/2021 от 24.11.2021 и № 244754/2021 от 18.01.2022, соответственно, истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по заявленному основанию в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и работы в районах Крайнего Севера. Страховой стаж истца составляет 23 года 05 месяцев 27 дней, при требуемом стаже – 20 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 15 лет 06 месяцев 17 дней, что меньше требуемого стажа – 17 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера составил 02 года 21 день, при требуемом стаже 12 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
При этом ответчик согласно указанным решениям не включил в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, несколько периодов по изложенным в решении основаниям. В указанной части решения ответчика истцом не оспариваются.
Выражая несогласие с вышеуказанными решениями ответчика об отказе в установлении пенсии, истец ссылается на наличие правовых оснований для суммирования с применением коэффициента трансформации стажа работы в районах Крайнего Севера и периода работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, при исчислении продолжительности стажа работы, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Данный вывод, по мнению суда, является ошибочным.
Из вышеприведенных положений Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ следует, что страховая пенсия по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 32 названного Федерального закона, назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет.
В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по данному основанию правило о приведении стажа, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера) не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанный Федеральный закон, равно как и иные нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают (определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2021 № 88-10006/2021).
Учитывая изложенное, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что истец не имеет требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ календарного стажа работы в районах Крайнего Севера (15 лет 06 месяцев 17 дней, что меньше требуемого стажа – 17 лет) или стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (02 года 21 день при требуемом стаже 12 лет), ответчиком правомерно отказано в назначении Дементьевой С.Ф. досрочной страховой пенсии по старости по заявленному ею основанию.
Доводы истца о том, что с 01.01.2022 в связи с изменением правового регулирования спорных правоотношений допускается суммирование стажа работы в особых климатических условиях применительно к его исчислению для целей установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, судом отклоняются как основанные на неправильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства от 10.09.2021 №1532, вступившим в силу с 01.01.2022, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2,6,7 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила №1532).
Пунктом 2 Правил № 1532 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии, в том числе с п.2 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее - Правила № 516), с учетом особенностей, установленных пунктом 3 Правил № 1532.
Пунктами 2, 3 Правил № 516 установлен порядок суммирования периодов различных работ. Виды работ указаны в пункте 2, в числе которых значатся работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 11 пункта 2), а порядок суммирования периодов работ установлен в пункте 3 данных Правил, согласно которому суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил осуществляется, в частности, путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11 пункта 2 Правил периодов работ, указанных в подпунктах 1-10, 16-18 пункта 2 Правил.
Таким образом, Правила № 516 предусматривают возможность суммирования работ, указанных в различных подпунктах пункта 2 данных Правил, и не позволяют, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, производить суммирование периодов работы в районах Крайнего Севера и работы в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, то есть периодов работы, указанной в рамках одного подпункта пункта 2 Правил.
В силу изложенного, вопреки доводам истца, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Правилами № 516 и Правилами № 1532 не предусмотрено суммирование периодов работы в районах Крайнего Севера и периодов работы в приравненных к районам Крайнего Севера местностях.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, установив отсутствие у истца требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ стажа работы в особых климатических условиях, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить испрашиваемую досрочную страховую пенсию по старости, вследствие чего в удовлетворении иска Дементьевой С.Ф. надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Величко
Решение изготовлено в окончательной форме 04.03.2022