Решение по делу № 33-4848/2013 от 03.09.2013

Судья Гусарова М.В. Дело № 33 -4848/2013

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В.

судей Смирновой Н.И. и Костенко Е.Л.

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании 12 сентября 2013 года гражданское дело апелляционным жалобам АМР «Печора» и Министерства образования РК на решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 июня 2013 года, которым

Обязана администрация муниципального района «Печора» исполнить вопросы местного значения посредством финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 83 ОАО «РЖД», в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений.

Обязано Министерство образования Республики Коми профинансировать получение гражданами дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 83 ОАО «РЖД» в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений.

Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., объяснения представителя Министерства образования РК Баранцевой А.В., ОАО «РЖД» Боженовой Е.Ч, прокурора Коровенко А.В.,судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации МР «Печора» исполнить вопросы местного значения посредством финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 83 ОАО «РЖД», в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений; обязании Министерства образования Республики Коми профинансировать получение гражданами дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 83 ОАО «РЖД».

В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора на заявлении настаивала.

Представитель администрации муниципального района «Печора» требования не признала, указав, что финансовое обеспечение детского сада относится к полномочиям субъекта РФ. Считает, что надлежащим ответчиком является Министерство образования Республики Коми.

Представитель Министерства образования Республики Коми, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, считая, что надлежащим ответчиком является орган местного самоуправления.

Представители третьего лица - МДОУ № 83 ОАО «РЖД» требования поддержала, указав, что с августа 2012г. учреждение не финансируется.

Представитель третьего лица - ОАО «РЖД» заявление прокурора поддержала. Считает, что финансирование негосударственного дошкольного образовательного учреждения № 83 ОАО «РЖД» должно обеспечиваться органами местного самоуправления.

Представитель третьего лица - Управления образования муниципального района «Печора» заявление Печорского межрайонного прокурора не признала.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят АМР «Печора» и Министерство образования РК, указывая на его незаконность.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Ст. 44 Конституции Республики Коми предусматривает, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В Республике Коми действуют государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Согласно Уставу негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 83 ОАО «РЖД» учредителем учреждения является ОАО «РЖД».

При проведении Печорской межрайонной прокуратурой проверки установлено отсутствие финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 83 ОАО «РЖД».

Выводы проверки подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Суд, проанализировав, положения Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г., Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пришел к правильному выводу, что финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на субъекты Российской Федерации.

В тоже время администрацией МР «Печора» также не исполняются требования законодательства Российской Федерации в части решения вопросов местного значения посредством финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении № 83 ОАО «РЖД».

Как правильно указал суд в решении суда, указанные нарушения законодательства Российской Федерации, гарантирующего общедоступность образования, недопустимы, поскольку влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного образования, а также равенство прав граждан на обеспечение государственных гарантий в данной сфере.

Доводы апелляционной жалобы Министерства образования РК, сводящиеся к тому, что дошкольные учреждения не являются общеобразовательными, а, следовательно, их финансовое обеспечение не должно осуществляться из регионального бюджета, несостоятельны.

Согласно Закона РФ «Об образовании» дошкольные учреждения входят в систему образования, являются образовательными учреждениями, реализующими одну или несколько общеобразовательных программ и (или) обеспечивающими содержание и воспитание обучающихся воспитанников и, как следствие, имеют право на получение финансовой помощи из средств бюджета субъекта РФ.

Кроме того, судебная коллегия при рассмотрении дела учитывает положения вступившего в законную силу с 01.09.2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно п.1.6 статьи 8 которого к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в частности, относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.

А к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования в соответствии с п.1 Ст.9 вышеуказанного Закона относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Оснований для отмены решения Печорского городского суда РК от 27 июня 2013 года не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда РК от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства Образования РК и Администрации муниципального района «Печора»- без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33-4848/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
12.09.2013Судебное заседание
25.09.2013Дело сдано в канцелярию
25.09.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее