УИД № 42OS0000-01-2021-000192-33
№ 66а-1168/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Новосибирск 21 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.,
судей Роженцевой Ю.В., Войтко С.Н.,
при секретаре Крикуновой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Грецкой Яны Владимировны к Правительству Кемеровской области-Кузбасса об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционными жалобами административного ответчика Правительства Кемеровской области-Кузбасса и представителя административного истца Грецкой Я.В. – Щербакова М.Ю. на решение Кемеровского областного суда от 13 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 года № 271) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты (далее - Порядок определения размера арендной платы).
Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47, от 05 июня 2017 года № 271 приняты в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 года № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области», и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru, 17 февраля 2010 года и 07 июня 2017 года соответственно.
Индивидуальный предприниматель Грецкая Я.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с даты принятия подпункта 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы в части применения в формуле коэффициента перехода (Кпр) множителя 1,6695.
Требования мотивированы тем, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (арендодатель) и ИП Грецкой Я.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 23 августа 2016 года № сроком действия до 09 августа 2031 года, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предприятия, базы, склады, сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры с СЗЗ 50-100 м, расположенный по адресу: <адрес>
Ввиду ненадлежащего исполнения арендатором обязательств по внесению арендных платежей решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2020 года по делу № с ИП Грецкой Я.В. в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа взыскана задолженность по арендной плате за период с 01 октября 2017 года по 18 февраля 2020 года в размере 190276,42 рублей, неустойка в размере 22050,86 рублей.
Расчет размера задолженности по арендной плате произведен на основании договора аренды с применением коэффициента перехода, рассчитанного по формуле, предусмотренной подпунктом 2.9.1 Порядка определения размера арендной платы, содержащей множитель 1,6695. Однако, данный множитель как коэффициент инфляции включен и в основную формулу расчета арендной платы. Таким образом, в формуле дважды используется множитель 1,6695, не имеющий экономического обоснования.
По мнению административного истца, формула расчета коэффициента перехода противоречит основным принципам определения арендной платы, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, а именно принципу экономической обоснованности и принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Решением Кемеровского областного суда от 13 июля 2021 года признан недействующим подпункт 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты» (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 года № 271) со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Кемеровского областного суда от 31 августа 2021 года исправлена описка, допущенная при изготовлении решения суда от 13 июля 2021 года, резолютивная часть изложена следующим образом: признать недействующим подпункт 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты» (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 года № 271) в части применения в формуле коэффициента перехода (Кпр) множителя 1,6695 со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Кемеровской области-Кузбасса просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, не соответствует действительности вывод суда о том, что множитель 1,6695 дважды используется в формуле расчета арендной платы - в формуле для определения Кпр (коэффициента перехода) и в качестве показателя Ки (произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции). При расчете показателей Кпр и Ки используются коэффициенты инфляции в разные периоды времени. Применение в расчете Кпр произведения коэффициентов инфляции обосновано необходимостью учета инфляционных процессов в целях актуализации размера кадастровой стоимости, действовавшей с 2009 года.
Представитель административного истца Грецкой Я.В. - Щербаков М.Ю. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать не действующим с даты принятия подпункт 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы в части применения в формуле коэффициента перехода (Кпр) множителя 1,6695.
Прокуратурой Кемеровской области-Кузбасса на апелляционную жалобу Правительства Кемеровской области-Кузбасса поданы возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
До начала рассмотрения судом апелляционной инстанции административного дела по существу от представителя административного истца Грецкой Я.В. - Щербакова М.Ю. поступил письменный отказ от апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствие со статьей 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Право отказаться от апелляционной жалобы, представления является одним из распорядительных полномочий, составляющих содержание принципа диспозитивности в административном процессе.
Учитывая, что от представителя административного истца Грецкой Я.В. - Щербакова М.Ю. до вынесения судом апелляционного определения поступило заявление об отказе от апелляционной жалобы, отказ совершен в процессуальной форме, которая не противоречит закону, обстоятельств, препятствующих прекращению производства по данной апелляционной жалобе не имеется, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять отказ представителя административного истца Грецкой Я.В. - Щербакова М.Ю. от апелляционной жалобы и прекратить по ней апелляционное производство.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из подпункта 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 июня 2017 года № 271) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, сроков и условий ее уплаты.
В силу подпункта 8 статьи 3 Закона Кемеровской области от 04 июля 2002 года № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» (на дату принятия оспариваемого постановления) Коллегия Администрации Кемеровской области устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Кемеровской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, опубликован и по этим основаниям не обжалуется.
Указанный нормативный правовой акт устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области, передаваемых в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
Пунктом 2.5 Порядка определения размера арендной платы установлена формула определения размера годовой арендной платы в отношении земельных участков, не указанных в пункте 2.2 Порядка определения размера арендной платы, представляющая собой произведение показателей кадастровой стоимости земельного участка (КС), коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка (Кв), коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка (Ку), коэффициента, учитывающего особые категории арендаторов (Кк), коэффициента, учитывающего уровень инфляции (Ки), коэффициента, применяемого для расчета арендной платы за земельные участки, используемые субъектами малого и среднего предпринимательства (Кп) и коэффициента перехода (Кпр), используемого в случаях, предусмотренных пунктом 2.9 Порядка определения размера арендной платы.
Подпунктом 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы установлена формула определения коэффициента перехода при заключении договоров аренды, дополнительных соглашений к договорам аренды, направлении уведомлений об изменении размера арендной платы, выполнении расчетов арендной платы в отношении земельных участков из земель населенных пунктов, в случае если размер арендной платы, рассчитанный на основании кадастровой стоимости земель населенных пунктов, превышает более чем в 1,058 раза размер арендной платы, рассчитанной в 2016 году на основании кадастровой стоимости, Кпр = КС1*1,6695/КС2, где:
КС1 – кадастровая стоимость, действующая до 26 ноября 2015 года;
КС2 – кадастровая стоимость, действующая на 01 января 2017 года.
В последующем постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 вносились изменения, при этом редакция подпункта 2.9.1 Порядка определения размера арендной платы в части установления множителя в размере 1,6695 изменений не претерпела.
Как усматривается из материалов административного дела, ИП Грецкая Я.В. на основании договора аренды земельного участка № 8175 от 23 августа 2016 года, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа, является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для использования в целях предприятия, базы, склады, сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры с СЗЗ 50-100 м, расположенного по адресу: <адрес> Срок действия договора аренды определен сторонами с 09 августа 2016 года по 09 августа 2031 года.
Размер арендной платы по договору установлен в приложении № 3 к договору и рассчитывается в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 года № 47 по вышеуказанной формуле, установленной пунктом 2.5 Порядка определения размера арендной платы с применением коэффициента перехода, рассчитанного по формуле, указанной в подпункте 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы.
Удовлетворяя административное исковое заявление о признании не действующим в оспариваемой части нормативного правового акта, суд первой инстанции исходил из того, что Порядок определения арендной платы противоречит правилам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», к числу которых относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии экономического обоснования применения коэффициента перехода, входящего в состав формулы определения годовой арендной платы, поскольку введение коэффициента перехода (Кпр) произведено в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Как верно отметил суд первой инстанции числовое значение коэффициента перехода (Кпр), рассчитанного без применения множителя 1,6695, будет ниже, в связи с чем применение данного множителя при расчете Кпр приводит к нарушению прав административного истца, обязанного уплачивать арендные платежи в завышенном, экономически необоснованном размере.
Учитывая изложенное, оспариваемая редакция подпункта 2.9.1 пункта 2.9 раздела 2 Порядка определения размера арендной платы установлена в нарушение принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, а именно принципа экономической обоснованности и принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку оспариваемый нормативный акт применялся, права граждан и организаций, в том числе административного истца были реализованы, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемое положение подлежит признанию не действующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы Кемеровского областного суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ представителя административного истца Грецкой Я.В. – Щербакова М.Ю. от апелляционной жалобы на решение Иркутского областного суда от 27 апреля 2021 года, прекратив производство по указанной апелляционной жалобе.
Решение Кемеровского областного суда от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Правительства Кемеровской области-Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 октября 2021 года