Дело №2 – 883/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 января 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Тицкой О.А.,
с участием истца Жуковой К.С., ее представителя - Гладких В.Н., по доверенности, представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, - Слепченко Т.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жуковой Ксении Сергеевны к ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учёта,
УСТАНОВИЛ:
Жукова К.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области в котором указала, что при проведении кадастровых работ в отношении здания - Трансформаторная подстанция-ТП-РП-13, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в рамках Договора подряда №290 от 23.03.2016 г., заключенного между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» и ОАО «Бирземпроект», истицей подготовлен технический план здания, который был направлен для проведения кадастрового учета в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области. На поданное заявление о проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости за №28-0-1-87/3301/2016-2626 от 03.08.2016 г., Филиалом было принято Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости за №Ф 28/16-20652 от 10.08.2016 г., так как заявленный на кадастровый учет технический план объекта недвижимости с кадастровым номером ***, находящийся в собственности Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания», располагается частично в границах земельного участка с кадастровым номером *** и частично на землях кадастрового квартала ***, что в соответствии с положениями статей 552, 273, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации по мнению Филиала, один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках. Истица полагает решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости необоснованным, поскольку статьи 552, 273 ГК РФ регулируют переход прав на объекты недвижимости, а в данном случае осуществлены кадастровые работы по уточнению границ объекта недвижимости, а так же не корректна ссылка на статью 222 ГК РФ «Самовольная постройка» в отношении объекта недвижимости построенного в 1985 году и находящегося в собственности Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания», тем более, что площадь уточняемого объекта недвижимости не изменилась; утверждение Филиала о том, что один объект недвижимости может быть размещен только на одном земельном участке, противоречит пункту 15 приказа Минэкономразвития от 01.09.2010 г. №403 « Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке»; ссылка Филиала на п.3 ч.2 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» не применяется в отношении кадастровых работ по уточнению границ объекта недвижимости.
На основании изложенного, истица просит суд признать незаконным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 10.08.2016 г. №Ф 28/16-20652, принятое Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области.
В судебном заседании истец Жукова К.С., ее представитель - Гладких В.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивали; поддержали свои пояснения, данные в ранее состоявшихся судебных заседаниях.
Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, - Слепченко Т.В. заявленные требования не признала, привела позицию, изложенную в письменном отзыве.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – АО «ДРСК», ОАО «Бирземпроект», администрации города Райчихинска, третье лицо ведущий инженер ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области Короткова Е.В., извещенные о судебном заседании надлежащим образом; представитель администрации города Райчихинска ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ходатайство Коротковой Е.В. об отложении слушания дела было судом отклонено; остальные лица о причинах неявки суду не сообщили. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ определил дело рассмотреть при данной явке.
Выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» принадлежит на праве собственности трансформаторная подстанция РП-13 инв.***, литер А, площадью 109,6 кв.м., кадастровый номер *** (ранее номер кадастровый номер ***), расположенная по адресу ***, район больничного городка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2006 года. ***
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, с категорией земель - «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования - «под трансформаторную подстанцию», площадью 156 кв.м, координаты характерных точек границ которого содержатся в ГКН, однако сведения о точности их определения в ГКН отсутствуют, право собственности не зарегистрировано. Данный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости на основании заявки о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет от 01.08.2002 года № 1- 04/02-495 с приложением утвержденного Чертежа границ от 27.02.2002 г., выполненного ООО «Префект» и технического паспорта под здание трансформаторной подстанции РП — 13, составленного Райчихинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 29.11.2001 г. Сведения о здании с кадастровым номером *** внесены в государственный кадастр недвижимости на основании технического паспорта под здание трансформаторной подстанции РП — 13, составленного Райчихинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 29.11.2001 г.
Между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» и ОАО «Бирземпроект» заключен договор подряда №290 от 23.03.2016 года на проведение кадастровых работ в отношении вышеуказанного объекта - трансформаторной подстанции.
При проведении кадастровых работ кадастровым инженером Жуковой К.С., истицей по настоящему делу, подготовлен технический план здания.
По сведениям, содержащимся в техническом плане здания от 29.07.2016 г., заявленное на государственный кадастровый учет здание располагается на земельном участке с кадастровым номером *** и землях кадастрового квартала 28:08:010306. Из раздела «Схема расположения здания (части здания) на земельном участке» Технического плана усматривается (отображено), что здание с кадастровым номером 28:08:010306:117 выходит за границы земельного участка с кадастровым номером ***.
В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана указано, что при проведении кадастровых работ в отношении здания с КН ***, было уточнено его местоположение на земельном участке с КН ***, границы которого установлены неверно и требуют уточнения.
03.08.2016 года в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области представителем АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ДЕ подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ***:0017 в связи с изменением сведений о местоположении здания, при этом к заявлению был приложен технический план здания, компакт – диск и доверенность на представителя.
10.08.2016 года Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области принято решение №Ф28/16-20652 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в соответствии с п.3 ч.2 ст.27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости». В обоснование со ссылками на положения ст.ст.273,552 ГК РФ указано, что согласно предоставленного технического плана здания, заявленный на кадастровый учет объект недвижимости с кадастровым номером ***, располагается частично в границах земельного участка с кадастровым номером *** и частично на землях кадастрового квартала ***. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации пересечение границ здания и границ земельных участков, на которых расположены здание, строение, сооружение, является препятствием для оформления в установленном законодательством порядке земельно-правовых отношений. Учитывая изложенное, один объект недвижимости (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, предоставленном для строительства, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, строения, сооружения на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации. Расположение объекта капитального строительства за границами заявленного земельного участка не допускается.
Оценивая данный отказ ответчика в учете изменений объекта недвижимости, суд приходит к следующему.
На момент возникновения спорных правоотношений (обращения с заявлением в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области) действовали положения Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03.07.2016 года №53) который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер) (ч.4 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости»).
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (ч.4.1 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости»).
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (ч.4.2 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно чч.1,2 ст.16 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно анализа положений ст.22 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для кадастрового учета изменений объекта недвижимости документами представляемыми заявителем вместе с заявлением в данном конкретном случае являются: технический план здания, документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
Основания отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрены ст.27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», согласно части 2 которой орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) утратил силу с 1 октября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план, акт обследования или карта-план территории заверены подписью лица, не являющегося кадастровым инженером в соответствии с требованиями части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона;
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
9) на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.
Указанный перечень оснований отказа в осуществлении кадастрового учета является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из оспариваемого решения, основанием к отказу в учете изменений объекта недвижимости - трансформаторной подстанции РП-13 с кадастровым номером *** послужило то обстоятельство, что здание, заявленное к кадастровому учету, располагается частично в границах земельного участка с кадастровым номером *** и частично на землях кадастрового квартала 28:08:010306, в связи с чем на основании п.3 ч.2 ст.27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» отказано в осуществлении кадастрового учета.
Вместе с тем, статья 27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета. Такое основание как указал ответчик в своем решении – расположение объекта капитального строительства за границами заявленного земельного участка - в Законе отсутствует, а кроме того п.3 ч.2 ст.27 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. предусматривает совершенно иное основание для отказа в осуществлении кадастрового учета нежели чем то которое вменяется в оспариваемом решении.
Ссылки в обжалуемом решении на положения ст.222 ГК РФ согласно которой самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, необоснованны, поскольку право собственности на трансформаторную подстанцию зарегистрировано в установленном законе порядке, в настоящее время никем не оспорено.
С учетом изложенных выше положений законодательства суд приходит к выводу, что основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ***:0017 у ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, отсутствовали, в связи с чем решение ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 10.08.2016 г. № Ф 28/16-20652 является незаконным.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела усматривается, что истцом уплачена государственная пошлина за подачу иска в суд в размере 300 рублей. Данные расходы подлежат взысканию с ответчика в порядке возврата.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Жуковой Ксении Сергеевны - удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала по Амурской области, об отказе в осуществлении кадастрового учёта от 10.08.2016 г. № Ф 28/16-20652.
Взыскать с ФГБУ «ФКП Росреестра» в пользу Жуковой Ксении Сергеевны возмещение судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме изготовлено 01 февраля 2017 года