Дело № 2-485/2019
УИД: 70RS0009-01-2019-000553-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Карабатовой Е.В.,
при секретаре Лавриненко А.П.,
с участием
представителя истца Администрации ЗАТО Северск Капитоновой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Администрации ЗАТО Северск к Пименову А.Г. о предоставлении доступа в жилое помещение,
установил:
Администрация ЗАТО Северск обратилась в суд с иском к Пименову А.Г., в котором просит обязать ответчика обеспечить доступ в квартиру по адресу[адрес] для проведения осмотра на предмет выявления незаконной перепланировки (переустройства) жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что в адрес Администрации ЗАТО Северск поступило заявление председателя Специализированного потребительского управленческого кооператива «Трилистник» (далее - СПУК «Трилистник») П. от 01.10.2018 о проверке законности перепланировки квартиры, расположенной по [адрес], собственником которой является Пименов А.Г. Сотрудниками Администрации ЗАТО Северск, совместно с П., осуществлен выход по указанному адресу с целью выявления факта наличия (отсутствия) незаконной перепланировки в данной квартире. Собственник квартиры Пименов А.Г. был уведомлен по телефону о дате и времени проведения осмотра, однако доступ в жилое помещение не обеспечил, о чем составлен акт о невозможности осмотра обследования жилого помещения от 10.10.2018 № **. Кроме того, Пименову А.Г. дважды направлялись письма о предоставлении доступа в жилое помещение, а именно 11.10.2018 и 15.11.2018, которые были возвращены в адрес Администрации ЗАТО Северск. 18.01.2019 на номер телефона ответчика был осуществлен звонок о необходимости предоставить жилое помещение для осмотра, но Пименов А.Г. отказался предоставить доступ в жилое помещение. Также в адрес истца поступило обращение врио начальника Федерального государственного казенного учреждения «Специальное Управление Федеральной противопожарной службы № 8 МЧС России» (далее- ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России) от 05.10.2018 № ** о перенаправлении заявления председателя СПУК «Трилистник» П. о нарушении требований пожарной безопасности. В данном заявлении указано, что собственник вышеуказанной квартиры во время незаконной перепланировки квартиры замуровал люк на полу лоджии, чем создана угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан в случае возникновения пожара. В Администрацию ЗАТО Северск заявления о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры по [адрес] не поступало. Истец полагает, что существует объективная необходимость осмотра представителями Администрации ЗАТО Северск указанного жилого помещения, так как нарушаются нормы жилищного законодательства, а также права других граждан, которые проживают в данном доме.
В судебном заседании представитель Администрации ЗАТО Северск Капитонова Г.А., действующая на основании доверенности № ** от 15.01.2019, сроком действия по 31.12.2019, настаивала на удовлетворении заявленных требований, по изложенным в иске доводам и основаниям, дополнительно пояснила, что в Администрацию ЗАТО Северск заявления Пименова А.Г. о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры по [адрес] не поступало. В случае произведенной ответчиком перепланировки имеется угроза безопасности жильцов указанного дома. На уведомления о предоставлении доступа в квартиру Пименов А.Г. не отреагировал, доступ в квартиру не предоставил.
Ответчик Пименов А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен заблаговременно надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела телеграммой, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Кроме того, суд предпринял все меры к извещению ответчика о времени и месте проведения подготовок дела к судебному заседанию. Между тем, судебные уведомления с извещениями о датах подготовки к судебному заседанию, направленные по месту регистрации ответчика ([адрес]) возвратились в суд с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения.
В силу положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Правильное рассмотрение и разрешение дел означает, что они должны быть исследованы всесторонне и объективно, с учетом интересов всех участвующих лиц.
При этом в соответствии со ст. 12 ГПК РФ суду необходимо соблюдать принципы равенства сторон, гласности и состязательности судопроизводства.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца Администрации ЗАТО Северск Капитоновой Г.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичное положение закреплено и в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Между тем, следует учитывать, что осуществление прав одними гражданами не должно приводить к нарушению прав других.
В силу положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане должны добросовестно осуществлять свои гражданские права и не злоупотреблять ими.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
На основании ч. 1, 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7, 9.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 1, 2).
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с главами III и IV Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, СП 54.13330.2016 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.12.2016 №883/пр, в целях обеспечения сохранности и безопасной эксплуатации жилищного фонда ЗАТО Северск, разработан Порядок выявления и приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние или в состояние, соответствующее проекту переустройства и (или) перепланировки, утвержденный постановлением Администрации ЗАТО Северск от 30.01.2018 №100 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1 ч. 3 данного Порядка он распространяется, в том числе, на собственников жилых помещений.
Согласно указанному Порядку самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные: 1) при отсутствии решения уполномоченного органа о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; 2)с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, представленного в уполномоченный орган, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки (ч. 4 Порядка).
В соответствии с п. 5 Порядка - уполномоченный орган, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения – Администрация ЗАТО Северск в лице Комитета архитектуры и градостроительства (КАиГ).
Согласно п. 6 Порядка при поступлении обращений от физических и юридических лиц в Администрацию ЗАТО Северск и ее структурные подразделения об осуществлении собственником или нанимателем жилого помещения самовольных переустройства и (или) перепланировки специалист Администрации ЗАТО Северск в течение 3 рабочих дней со дня регистрации обращения направляет сведения в КАиГ.
Комитет архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск после получения информации: 1)рассматривает поступившую информацию; 2)в течение 3 рабочих дней проверяет наличие (отсутствие) решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (п. 7 вышеуказанного Порядка).
В соответствии с п. 7 Порядка на основании поступившей информации об осуществлении собственником или нанимателем жилого помещения самовольных переустройства и (или) перепланировки и собранных документов КАиГ: 1)направляет собственнику или нанимателю заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает под подпись информационное письмо о необходимости проведения обследования жилого помещения с указанием даты и времени проведения обследования (но не более 10 календарных дней); 2)составляет акт по форме 1 о невозможности проведения обследования при необеспечении собственником доступа в жилое помещение для осмотра и установления факта наличия (отсутствия) переустройства и (или) перепланировки; 3)направляет в течение 3 рабочих дней повторное письмо (заказное с уведомлением) об обследовании жилого помещения и (или) готовит в течение 3 рабочих дней документы в судебные органы для подачи искового заявления о понуждении собственника или нанимателя предоставить доступ в жилое помещение для обследования в случае, если письмо о необходимости проведения обследования жилого помещения (заказное с уведомлением), направленное ранее, не получено адресатом и со дня отправления такого письма прошло 30 календарных дней.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что собственником квартиры, расположенной по [адрес] является Пименов А.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 13.02.2019 (л.д. 13-15).
С заявлением о перепланировке указанного жилого помещения Пименов А.Г. в Администрацию ЗАТО Северск не обращался, что в судебном заседании не оспаривалось.
01.10.2018 в Администрацию ЗАТО Северск поступило заявление председателя СПУК «Трилистник» П. о незаконной перепланировке квартиры, расположенной по [адрес] (л.д. 5).
Кроме того, 08.10.2018 в адрес Главы Администрации ЗАТО Северск поступило обращение врио начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России», с приложенной к нему копией заявления председателя СПУК «Трилистник», для рассмотрения данного заявления в части касающейся незаконной перепланировки. В обращении содержится указание о необходимости направления информации о принятых мерах в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России», а также заявителю (л.д. 11, 12).
10.10.2018 сотрудниками Комитета архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск, в присутствии председателя СПУК «Трилистник» П., был составлен акт № ** о невозможности проведения обследования жилого помещения по [адрес]. В акте указано, что доступ в жилое помещение не был осуществлен по причине отсутствия кого-либо в жилом помещении, дверь никто не открыл. Собственник Пименов А.Г. был уведомлен о дате и времени осмотра квартиры (л.д. 6).
Кроме того, в адрес Пименова А.Г. 11.10.2018 и 15.11.2018 Комитетом архитектуры и градостроительства направлялись уведомления № ** и **, соответственно, о необходимости предоставления доступа в жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу с целью проведения визуального обследования и составления акта обследования жилого помещения на предмет наличия (отсутствия) переустройства и (или) перепланировки. Также Пименов А.Г. был уведомлен, что в случае не предоставления доступа, Администрация ЗАТО Северск будет вынуждена обратиться в суд с соответствующим иском (л.д. 7,9).
Указанные уведомления ответчиком получены не были, вернулись отправителю (истцу) в связи с истечением срока хранения (л.д. 8-10).
Более того, представителем Администрация ЗАТО Северск Капитоновой Г.А. 18.01.2019 по телефону было сообщено ответчику о необходимости осуществить осмотр, принадлежащего ему жилого помещения на предмет наличия или отсутствия самовольных переустройств и (или) перепланировки, необходимости согласовать дату и время осмотра. Пименов А.Г. пояснил, что ему известно о наличии заявления, о необходимости проведения осмотра, однако в свою квартиру никого не впустит, сказал, чтобы Администрация ЗАТО Северск Томской области обращалась в суд с иском, впустит истца в квартиру только по решению суда.
Как установлено в судебном заседании, следует из пояснений представителя истца, на уведомления о предоставлении доступа в квартиру Пименов А.Г. не отреагировал, доступ в указанную квартиру не предоставил до настоящего времени.
Поскольку полномочиями по согласованию перепланировок и переустройству жилых помещений в г. Северске Томской области наделена Администрация ЗАТО Северск, она фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью. Тем самым истец обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию.
При этом только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнить возложенные на него функции.
Таким образом, истец Администрация ЗАТО Северск просит суд обязать ответчика обеспечить доступ в жилое помещение с целью реализации своих полномочий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан.
Поскольку содержание собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме и неразрывно связанного с другими помещениями и инженерными системами, в ненадлежащем состоянии может привести к нарушению прав других лиц, при наличии поступивших в Администрацию ЗАТО Северск сведений о незаконной перепланировке в принадлежащем ответчику жилом помещении, требование об обеспечении доступа в жилое помещение ответчика для проведения обследования является законным и обоснованным.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставление доступа представителям Администрации ЗАТО Северск в целях проверки сообщения о перепланировке в квартире ответчика Пименова А.Г. может привести к нарушению законных прав ее собственника, не установлено.
Иск заявлен Администрацией ЗАТО Северск с целью реализации возложенных на истца функций, в рамках имеющихся полномочий, и не может расцениваться как ограничение прав ответчика на неприкосновенность жилища.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик Пименов А.Г., будучи уведомленным Администрацией ЗАТО Северск о необходимости предоставить допуск в квартиру, уклоняется от совершения указанных действий, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика обеспечить представителям Администрации ЗАТО Северск доступ в жилое помещение, расположенное по [адрес], принадлежащее ответчику на праве собственности, для проведения осмотра на предмет выявления незаконной перепланировки (переустройства) жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку истец на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, за требование неимущественного характера в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ [░░░░░] ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░