Решение по делу № 2а-3600/2018 от 26.06.2018

№ 2а-3600/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2018 года                                                            г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Орловой Е.А.,

при секретаре                  Оганесян К.О.,

с участием представителя заинтересованного лица Генеральной прокуратуры РФ – Рыбниковой Н.С. (по доверенностям от 16.07.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергиенко Владимира Ивановича к Управлению Роскомнадзора по Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении права на свободу получения информации путем ограничения доступа к сайту www.politonline.ru/ в Интернет-сети,

    УСТАНОВЛЕНО:

26.06.2018 Сергиенко В.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на нарушение его прав действиями административного ответчика, выразившихся в ограничении ему доступа к сайту www.politonline.ru/ без судебного акта, просит суд: признать незаконными действия управления Роскомнадзора по Белгородской области, выразившиеся в нарушении права Сергиенко В.И., установленного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ на свободу получения информации путем ограничения доступа Сергиенко В.И. в г. Белгороде к сайту в сети Интернет: www.politonline.ru/, при отсутствии требования прокурора о наличии на сайте информации содержащей призыва к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участии в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (л.д. 4).

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили (л.д. 11, 13, 14). В случае неявки административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д. 4). Представитель административного ответчика также ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, суду представил письменный отзыв на административный иск, в котором возражал относительно заявленных требований (л.д. 22-25).

В силу ст. 150, 152 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению административного дела.

Представитель заинтересованного лица полагал необходимым отказать в удовлетворении административного иска.

Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему выводу.

    Право граждан оспаривать действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ.

    Как следует из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

    Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    В силу п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов    других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусматривают создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (ч. 1). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3).

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, являются в частности: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.п. 1, 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона).

В силу ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона №149-ФЗ в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Часть 2 ст. 15.3 указанного Закона устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в ч. 1 настоящей статьи, незамедлительно: направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию (п. 1); определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация (п. 2); направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации (п. 3); фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей (п. 4).

Согласно ч. 3 ст. 15.3 упомянутого Федерального закона после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.

Установлено, что доступ к упомянутому в административном иске Интернет ресурсу ограничен на основании требования Генерального прокурора РФ от 21.06.2018 №27-31-2018/Ид5078-18 (л.д. 8, 25).

Требование Генерального прокурора РФ административным ответчиком, соблюдено в силу закона.

    Установленные обстоятельства и приведенные выше положения закона опровергают как доводы заявителя о нарушении закона административным ответчиком, так и о том, что по делу не установлены правовые основания для принятия мер по ограничению доступа к информационному ресурсу.

В установленном законом порядке ограничен доступ именно к тому информационному ресурсу, на котором была размещена запрещенная к распространению информация.

Обеспечение возможности возобновить доступ к Интернет ресурсу по указанному адресу в полном объеме зависит не от усмотрения Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а от действий владельца информационного ресурса, вследствие чего утверждения заявителя о незаконном ограничении административным ответчиком в доступе к информации являются надуманными.

Ссылки в представленном отзыве представителя административного ответчика о том, что Управление Роскомнадзора по Белгородской области не является надлежащим ответчиком, суд отклоняет, исходя из разъяснений, данных Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики №1 (2018), а также, поскольку в силу закона (ст. ст. 38, 41 КАС РФ) именно административный истец наделен правом определять административного ответчика.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если имеется одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух обстоятельств: их противоречие закону и нарушение прав гражданина.

На основании изложенного, оценив указанные обстоятельства по представленным доказательствам, суд не усматривает такой совокупности и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Сергиенко В.И.

                   Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сергиенко Владимира Ивановича к Управлению Роскомнадзора по Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении права на свободу получения информации путем ограничения доступа к сайту www.politonline.ru/в Интернет-сети - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

        

2а-3600/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сергиенко В. И.
Ответчики
Управление Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области (Управление Роскомнадзора по Белгородской области)
Другие
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгород
Дело на сайте суда
oktiabrsky.blg.sudrf.ru
26.06.2018Регистрация административного искового заявления
28.06.2018Передача материалов судье
28.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2018Судебное заседание
17.07.2018Судебное заседание
20.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2018Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее