№ 2а-3600/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2018 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.А.,
при секретаре Оганесян К.О.,
с участием представителя заинтересованного лица Генеральной прокуратуры РФ – Рыбниковой Н.С. (по доверенностям от 16.07.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергиенко Владимира Ивановича к Управлению Роскомнадзора по Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении права на свободу получения информации путем ограничения доступа к сайту www.politonline.ru/ в Интернет-сети,
УСТАНОВЛЕНО:
26.06.2018 Сергиенко В.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на нарушение его прав действиями административного ответчика, выразившихся в ограничении ему доступа к сайту www.politonline.ru/ без судебного акта, просит суд: признать незаконными действия управления Роскомнадзора по Белгородской области, выразившиеся в нарушении права Сергиенко В.И., установленного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ на свободу получения информации путем ограничения доступа Сергиенко В.И. в г. Белгороде к сайту в сети Интернет: www.politonline.ru/, при отсутствии требования прокурора о наличии на сайте информации содержащей призыва к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участии в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (л.д. 4).
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили (л.д. 11, 13, 14). В случае неявки административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д. 4). Представитель административного ответчика также ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, суду представил письменный отзыв на административный иск, в котором возражал относительно заявленных требований (л.д. 22-25).
В силу ст. 150, 152 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению административного дела.
Представитель заинтересованного лица полагал необходимым отказать в удовлетворении административного иска.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему выводу.
Право граждан оспаривать действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ.
Как следует из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 1 ст. 9 указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусматривают создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (ч. 1). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, являются в частности: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.п. 1, 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона №149-ФЗ в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Часть 2 ст. 15.3 указанного Закона устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в ч. 1 настоящей статьи, незамедлительно: направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию (п. 1); определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация (п. 2); направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации (п. 3); фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей (п. 4).
Согласно ч. 3 ст. 15.3 упомянутого Федерального закона после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.
Установлено, что доступ к упомянутому в административном иске Интернет ресурсу ограничен на основании требования Генерального прокурора РФ от 21.06.2018 №27-31-2018/Ид5078-18 (л.д. 8, 25).
Требование Генерального прокурора РФ административным ответчиком, соблюдено в силу закона.
Установленные обстоятельства и приведенные выше положения закона опровергают как доводы заявителя о нарушении закона административным ответчиком, так и о том, что по делу не установлены правовые основания для принятия мер по ограничению доступа к информационному ресурсу.
В установленном законом порядке ограничен доступ именно к тому информационному ресурсу, на котором была размещена запрещенная к распространению информация.
Обеспечение возможности возобновить доступ к Интернет ресурсу по указанному адресу в полном объеме зависит не от усмотрения Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а от действий владельца информационного ресурса, вследствие чего утверждения заявителя о незаконном ограничении административным ответчиком в доступе к информации являются надуманными.
Ссылки в представленном отзыве представителя административного ответчика о том, что Управление Роскомнадзора по Белгородской области не является надлежащим ответчиком, суд отклоняет, исходя из разъяснений, данных Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики №1 (2018), а также, поскольку в силу закона (ст. ст. 38, 41 КАС РФ) именно административный истец наделен правом определять административного ответчика.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если имеется одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух обстоятельств: их противоречие закону и нарушение прав гражданина.
На основании изложенного, оценив указанные обстоятельства по представленным доказательствам, суд не усматривает такой совокупности и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Сергиенко В.И.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Сергиенко Владимира Ивановича к Управлению Роскомнадзора по Белгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении права на свободу получения информации путем ограничения доступа к сайту www.politonline.ru/в Интернет-сети - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.