Решение по делу № 2-377/2024 (2-3522/2023;) от 10.11.2023

Дело № 2-377/2024

УИД: 91RS0022-01-2023-004290-02

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года                                                                                               г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                                Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                   Аблязовой Э.Р.,

помощника прокурора                                                  Задорожной А.М.,

истца                                                                                Жданеевой Н.А.,

представителя ответчика                                               Филоненко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах Жданеевой ФИО9 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города ФИО2 Республики ФИО2» и Министерству труда и социальной защиты Республики ФИО2 (третье лицо – Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждение социального обслуживания и занятости Республики Крым») об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение мер социальной поддержки и обязании назначить меры социальной поддержки, -

                                                     УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в интересах Жданеевой Н.А. к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», в котором просит установить факт постоянного проживания Жданеевой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, признать за Жданеевой ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение меры социальной поддержки «Денежная выплата ветеранам войны и жертвам нацистских преследований» в 2020 и 2021 годах и меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», начиная с 01 ноября 2016 года; обязать ответчика назначить Жданеевой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, меру социальной поддержки «Денежная выплата ветеранам войны и жертвам нацистских преследований», начиная с 01 января 2023 года и меру социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», начиная с 01 мая 2023 года.

В обоснование требований указано, что Прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка по обращению Жданеевой Н.А. по вопросу прекращения осуществления ежемесячных денежных выплат по категориям «Ветеран труда» и «Граждане из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет», в ходе которой установлено, что в марте 2023 года Жданеева Н.А. обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» по вопросу оформления компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. 07 апреля 2023 года Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» было принято решение о прекращении назначения Жданеевой Н.А. меры социальной поддержки «Денежная выплата ветеранам войны и жертвам нацистских преследований», а также меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», в связи с поступлением информации о снятии Жданеевой Н.А. 06 октября 2016 года с регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> Кроме того, Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» известило Жданееву Н.А. о необходимости возмещения сумм ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», излишне выплаченных ей в период с 01 ноября 2016 года по 30 апреля 2023 года в размере 39000 рублей, а также сумм ежемесячной денежной выплаты по категории «Граждане из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет», излишне выплаченных ей за 2020 и 2021 годы в размере 2000 рублей, вследствие несвоевременного сообщения Жданеевой Н.А. в Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» информации об обстоятельствах, влекущих прекращение указанных денежных выплат. Согласно информации ОМВД России по г. Феодосии Жданеева Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 22 апреля                   2022 года по настоящее время (ранее была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 22 сентября 2006 года по                   06 октября 2016 года). Кроме того, согласно указанной информации Жданеева Н.А. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 24 мая 2019 года по 21 мая 2022 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Жданеевой Н.А. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Жданеева Н.А. в период с 06 октября 2016 года и по настоящее время фактически проживала по адресу: <адрес> что в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является ее местом жительства, следовательно, имеет право на получение указанных мер социальной поддержки.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения Конституции Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьи 4 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», Постановления Совета министров Республики Крым от 30 марта 2015 года № 141 «Об утверждении Порядка денежной выплаты ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан», Постановления Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 574 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты», статей 12 и 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статей 45 и 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил исковые требования удовлетворить.

В пояснениях на исковое заявление представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – Фисенко В.В., действующий на основании доверенности, просил принять решение на усмотрение суда, с учетом представленных доказательств.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (протокол судебного заседания от 26 декабря 2023 года).

В возражениях на исковое заявление Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» указало, что при наличии у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, выплата производится по одному из оснований по выбору гражданина на основании его личного заявления и правоустанавливающих документов. Согласно информации, полученной от Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Жданеевой Н.А. бессрочно назначена «Ежемесячная денежная выплата ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации с 12 июля 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, Жданеева Н.А. утратила право на получение единовременной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» с 12 июля 2023 года, в связи с получением ежемесячных денежных выплат, предусмотренных федеральным законом. Также, ссылалось на то, что требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах Жданеевой Н.А. в части возложения на Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» обязанности назначить меру социальной поддержки в виде денежной выплаты ветеранам войны по категории «Граждане из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет» излишне заявленными, ввиду того, что Жданеева Н.А. с 2022 года имеет регистрацию по месту жительства на территории Республики Крым, данная мера поддержки будет назначена ей на общих основаниях. Что касается требований в части возложения на Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» назначить меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий            граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», то полагало данные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ввиду того, что полномочия по выплате указанной меры социальной поддержки с 01 апреля 2018 года переданы в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым. Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» просило учесть доводы, указанные в настоящих возражениях, при рассмотрении искового заявления.

В судебном заседании помощник прокурора – Задорожная А.М. и истец – Жданеева Н.А. исковые требования поддержали в полном объеме, и дали суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» – Филоненко М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.

Ответчик – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств не заявил.

Третье лицо – Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило и о причинах его неявки суду не сообщило, каких-либо ходатайств не заявило.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку ответчик – Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и третье лицо – Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных ответчика и третьего лица.

Заслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье. Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 7 и части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления социального обеспечения, государственные пенсии и социальные пособия согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом.

В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от                  17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» ветеранам труда, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям – при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставляется мера социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года               № 574 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты» утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, согласно пункту 1 которого он определяет правила предоставления ежемесячной денежной выплаты, установленной законами Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», от 18 февраля 2016 года № 218-ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», от 30 марта 2016 года № 232-ЗРК/2016 «О ветеранах труда Республики Крым» (далее – ежемесячная денежная выплата).

Подпунктом 2.2 пункта 2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты установлено, что в соответствии с настоящим Порядком ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Крым – ветеранам труда из числа лиц, указанных в части первой статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года № 307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым», Государственной программой Республики Крым «Социальная поддержка граждан Республики Крым», утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 3 декабря 2020 года № 751, Совет министров Республики Крым своим постановлением от 30 марта 2015 года № 141 «Об утверждении Порядка денежной выплаты ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан» утвердил Порядок денежной выплаты ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан.

Согласно пункту 2 Порядка денежной выплаты ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан право на денежную выплату имеют, в частности, граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет, постоянно проживающие на территории Республики Крым.

Подпунктом 3 пункта 4 Порядка денежной выплаты ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан установлено, что денежная выплата ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан проводится в следующих размерах: гражданам из числа лиц, которым на      время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет, –       1000 рублей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29 июня 2015 года         Жданеева Н.А. обратилась Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».

Согласно удостоверению ветерана серии , выданному 23 апреля 2015 года Министерством труда и социальной защиты Республики Крым на имя Жданеевой ФИО13, она является Ветераном труда и имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах»; указанное удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Российской Федерации.

Жданеевой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлялась мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты по категории «Ветеран труда», в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года           № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» и Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 574, с 23 апреля 2015 года – в размере 450 рублей, и с 04 апреля 2016 года, в связи с внесенными в Закон Республики Крым от                17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» изменениями, по 30 апреля 2023 года – в размере 500 рублей (протокол о принятии решения о назначении МСП «Ежемесячная денежная выплата» от 30 июня 2015 года).

Также Жданеевой Н.А. предоставлялась мера социальной поддержки в виде денежной выплаты по категории «Граждане из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет» ежегодно, начиная с 2020 года в размере 1000 рублей, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 30 марта 2015 года № 141 «Об утверждении Порядка денежной выплаты ветеранам войны, жертвам нацистских преследований и другим категориям граждан».

Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» осуществляло назначение и выплаты мер социальной поддержки по март 2018 года. С 01 апреля 2018 года полномочия по выплате мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» были переданы Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, а по выплате мер социальной поддержки в виде денежной выплаты по категории «Граждане из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет» – Государственному казенному учреждению Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждение социального обслуживания и занятости Республики Крым».

16 марта 2023 года в ходе личного приема специалистом Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» было выявлено, что Жданеева Н.А. не имела регистрации по месту жительства на территории Республики Крым с 06 октября 2016 года по 22 апреля 2022 года, а с 22 апреля 2022 года и по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>

На основании указанной информации, 07 апреля 2023 года Муниципальным казенным учреждением «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» приняты протоколы о прекращении назначения Жданеевой Н.А. меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата» по категории «Ветеран труда» в сумме 500 рублей с 01 ноября 2016 года по причине – по законодательству не положено и меры социальной поддержки по категории «Граждане из числа лиц, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет» с 01 января 2020 года и с 01 января 2021 года по причине – по законодательству не положено.

Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации серии , выданного 17 сентября 2014 года на имя Жданеевой ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 22 сентября 2006 года по 06 октября 2016 года ее место жительства было зарегистрировано по адресу: <адрес> с               22 апреля 2022 года по 26 октября 2023 года – по адресу: <адрес>; с 26 октября 2023 года по настоящее время – по адресу: <адрес>

Аналогичная информация представлена ОМВД России по г. Феодосии в сообщении от 25 октября 2023 года .

Также Жданеева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 24 мая 2019 года по 21 мая 2022 года была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное 24 мая 2019 года Отделом по вопросам миграции ОМВД России по городу Феодосии).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от              12 апреля 2022 года, Жданеевой Н.А. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

По информации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Феодосийский медицинский центр» за исх. от 27 октября 2023 года согласно медицинской документации обособленного структурного подразделения «Психиатрическая больниц» Жданеева ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете у врача-психиатра и врача психиатра-нарколога не состоит. На лечении в стационарном отделении не находилась, за медицинской помощью не обращалась. Одновременно Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым «Феодосийский медицинский центр» представлены: распечатка из ЕГИСЗ Республики Крым о диагнозах, с которыми Жданеева Н.А. состоит на диспансерном учете; распечатка посещений из ЕГИСЗ Республики Крым с 2017 года по настоящее время; выписка из амбулаторной карты Жданеевой Н.А. за период с 2015 года по 2016 год, из содержания которых следует, что Жданеева Н.А. состоит на диспансерном учете в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым «Феодосийский медицинский центр» с 30 мая 2013 года с диагнозом: Первичная открытоугольная глаукома, с 16 апреля 2021 года с диагнозом: Церебральный атеросклероз, с 20 декабря 2022 года с диагнозом: Другие формы стенокардии, с 08 июля 2023 года с диагнозом: Гипертензивная (гипертоническая) болезнь с преимущественным поражением сердца без (застойной) сердечной недостаточности, а также, что она постоянно в период с 2015 года по 2023 год посещала врачей поликлиники, в связи с наличием вышеуказанных диагнозов.

В силу статей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2005 года              № 93-Г05-7 установлено, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными, исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указал, что регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Учитывая установленные обстоятельства, и доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Жданеева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 06 октября 2016 года по 22 апреля 2022 года проживала по адресу: <адрес>.

Как следует из возражений Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» на исковое заявление согласно информации, полученной от Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Жданеевой Н.А. бессрочно назначена «Ежемесячная денежная выплата ветеранам, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации с 12 июля 2023 года в соответствии с Федеральным законом от             24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и истец.

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от               23 декабря 2014 года № 574, гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – ежемесячная денежная выплата за счет средств федерального бюджета), и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной законами Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий», от 30 марта 2016 года № 232-ЗРК/2016 «О ветеранах труда Республики Крым», ежемесячная денежная выплата производится на основании личного заявления и правоустанавливающих документов при предъявлении документального подтверждения о неполучении гражданином ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.

То есть при наличии у гражданина права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, выплата производится по одному из оснований по выбору гражданина на основании его личного заявления и правоустанавливающих документов.

Учитывая вышеприведенное, суд приходит к выводу, что Жданеева Н.А.     утратила право на получение единовременной денежной выплаты по категории «Ветеран труда» с 12 июля 2023 года, в связи с получением ежемесячных денежных выплат, предусмотренных федеральным законом.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что Жданеева Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 06 октября 2016 года по 22 апреля 2022 года проживала по адресу: <адрес>, и в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиками суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания за Жданеевой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение меры социальной поддержки «Денежная выплата ветеранам войны и жертвам нацистских преследований» в 2020 и 2021 годах и меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», начиная с 01 ноября 2016 года по 11 июля 2023 года, и возложения на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обязанности назначить Жданеевой Н.А. меру социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», начиная с 01 мая 2023 года по 11 июля 2023 года, и, как следствие, о частичном удовлетворении исковых требований Заместителя в интересах Жданеевой Н.А.

Мотивированное решение составлено 27 февраля 2024 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Иск Заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым в интересах Жданеевой ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), – удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Жданеевой ФИО18,                ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), по адресу: <адрес> с 06 октября 2016 года по 22 апреля 2022 года.

Признать за Жданеевой ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), право на получение меры социальной поддержки «Денежная выплата ветеранам войны и жертвам нацистских преследований» в 2020 и 2021 годах и меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», начиная с 01 ноября 2016 года по 11 июля 2023 года.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (ИНН ОГРН назначить Жданеевой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), меру социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», начиная с 01 мая 2023 года по 11 июля 2023 года.

В удовлетворении остальной части требований Заместителя прокурора                    города Феодосии Республики Крым в интересах Жданеевой ФИО21,                   ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии ), – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись                                         Чибижекова Н.В.

2-377/2024 (2-3522/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора города Феодосии
Жданеева Нина Александровна
Ответчики
МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым"
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Другие
ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым"
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2023Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее