Решение по делу № 8Г-22932/2021 [88-239/2022 - (88-21463/2021)] от 10.11.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

88-239/2022 (88-21463/2021)

УИД 51RS0009-01-2021-000440-17

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

       Санкт-Петербург                                 26 января 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

        Председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.

        судей Лепской К.И., Смирновой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело № 2-309/2021 по исковому заявлению ФИО1 к ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», Министерству здравоохранения Мурманской области, о возложении обязанности по финансированию выплат, взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации несвоевременной выплаты заработной платы, компенсации морального вреда

        по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 июля 2021 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Кандалакшская центральная районная больница» (далее - ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Мурманской области о возложении обязанности по финансированию выплат, взыскании невыплаченной части заработной платы, компенсации несвоевременной выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.

Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 30 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по граждански делам Мурманского областного суда от 21 июля 2021 года, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В доводах жалобы заявитель, настаивая на обоснованности иска, полагает, что судами неполно установлены имеющие значение обстоятельства, не дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам и доказательствам, неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 с 6 сентября 2000 г. состоит в трудовых отношениях с ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», исполняет обязанности врача-отоларинголога взрослого поликлинического отделения (1 ставка), и с 13 января 2020 г. врача-отоларинголога хирургического отделения (0,25 ставки).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - Правила № 415).

Указанные Правила № 415 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе ь объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее соответственно - иные межбюджетные трансферты, выплаты стимулирующего характера).

В соответствии пунктом 10 Правил № 415 средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «г»); врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам- анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «ж»).

Согласно пункту 11 Правил № 415 локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. (далее - Правила № 484).

                Пунктом 11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера    осуществляются    медицинским    и иным    работникам,

непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц; б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

    В целях стимулирования работников медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №    415, Правительством

Мурманской области вынесено постановление от 8 апреля 2020 г. N 189-ПП «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее - Постановление № 189-ПП).

Указанным постановлением Правительства Мурманской области № 189-ПП установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, относящимся к лицам чрезвычайно высокого профессионального и высокого профессионального риска, а также фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, оказывающим, участвующим, обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе: первичной медико-санитарной помощи в следующих размерах на 1 ставку: (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30 июня 2020 г. N 471-ПП) врачам подразделений (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам- пульмонологам) и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием - 43 723 рубля.

Пунктом 3 постановления Правительства Мурманской области № 189-ПП предусмотрено, что размер денежных выплат определяется исходя из суммы, установленной на 1 ставку с учетом фактически отработанного времени.

Денежные выплаты медицинским работникам относятся к выплатам стимулирующего характера.

Группы лиц чрезвычайно высокого профессионального риска и высокого профессионального риска устанавливаются приказом Министерства здравоохранения Мурманской области.

Согласно пункту 5 постановления Правительства Мурманской области № 189-ПП денежные выплаты осуществляются в соответствии с локальным правовым актом учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, согласованным с Министерством здравоохранения Мурманской области.

Локальным правовым актом учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, устанавливаются: 1) перечень наименований подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; 2) перечень должностей медицинских работников подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; 3) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью и настоящим постановлением; 4) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

    Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 27 апреля 2020 г. № 225/1 утвержден Порядок реализации постановлений Правительства Мурманской области от 8 апреля 2020 г. № 189-ПП и от 23 апреля 2020 г. № 243-ПП, которым определено, что к лицам чрезвычайно высокого профессионального риска и лицам высокого профессионального риска относятся работники, определяемые Учреждениями в локальных правовых актах, сформированных в соответствии с Постановлением № 189- ПП, на основании действующего федерального законодательства, законодательства Мурманской области, нормативных актов Министерства.

Во исполнение постановления Правительства Мурманской области № 189-ПП, постановления Правительства Мурманской области № 243-ПП ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» издан приказ от 27 апреля 2020 г. № 156, которым утвержден Перечень структурных подразделений и должностей работников структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время. При этом в указанном перечне должности, занимаемые истцом на 1 и 0,25 ставки, не значатся.

Приказом ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» от 28 июля 2020 г. № 293 в вышеуказанный Перечень внесены изменения, в том числе категория «Врачи» с 1 июля 2020 г. дополнена должностью врача-отоларинголога поликлиники.

Полагая действия ответчика по невыплате стимулирующей надбавки за особые условия труда незаконными, ФИО1 указала, что занимает должность врача-отоларинголога взрослого поликлинического отделения, осуществляет квалифицированную медицинскую деятельность, имеет постоянный контакт с гражданами, приходящими на прием, которые относятся к группам риска, то есть люди в возрасте 65 лет и старше, больные хроническими заболеваниями (хронические заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма, хронические заболевания сердца, почек, печени, сахарный диабет, иммуносуппрессии и др., беременные женщины), а также контактирует с пациентами, которым оказывает консультационную помощь в отделениях ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ», в связи с чем ей также положена выплата оспариваемой надбавки.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что работник имеет право требовать, а работодатель имеет корреспондирующую данному праву обязанность выплатить заработную плату, включающую в себя вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты, обязательность оплаты которых устанавливается из коллективного договора, соглашений сторон, локальных нормативных актов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования.

Проанализировав локальные акты ответчика в совокупности с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 415 от 2 апреля 2020 г. № 484, суд правильно установил, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер, учитывая особые условия работы и необходимость повышения эффективности борьбы с новой коронавирусной инфекцией, направлены именно на стимулирование медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Выплата    данных надбавок    обусловлена наличием риска контактирования медицинского работника с гражданами, заболевшими коронавирусом, имеет целевой характер и предназначается не всем медицинским работникам, а лишь тем, кто непосредственно участвует в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в связи с чем юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о назначении и выплате надбавок за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ является характер выполняемой медицинским работником трудовой функции.

В связи    с поступающими    многочисленными обращениями медицинских организаций об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, письмами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 г. № 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 г. № 16-3/И/1 -6965 даны разъяснения, в соответствии с которыми выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373; также указанные выплаты получают медицинские, работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что осуществление ФИО1 приема пациентов, которые относятся к группам риска, не свидетельствует о том, что она имела контакт с лицами, имеющими установленный диагноз COVID-19. За осуществленный прием пациента, у которого был выявлена новая коронавирусная инфекция, ФИО1 в июле 2020 г. была произведена соответствующая выплата в размере 4372,30 руб. (с учетом районного коэффициента и «полярных» надбавок).

Суд апелляционной инстанции, согласился с выводом суда первой инстанции.

Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы истца не опровергаются.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений. Все изложенные в кассационной жалобе доводы уже являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

                                               определила:

решение Кандалакшского городского суда Мурманской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-22932/2021 [88-239/2022 - (88-21463/2021)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Чистякова Ярослава Борисовна
Ответчики
ГОБУЗ "Кандалакшская ЦРБ"
Министерство здравоохранения Мурманской области
Другие
Ковалевский Александр Александрович
Машакова Ольга Владимировна
Соловьева Анна Владимировна
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Лепская Кристина Ивановна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
26.01.2022Судебное заседание
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее