Дело № 2-1432/2018 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего Коноваловой И.Е.,
при секретаре судебного заседания Токуновой Ж.С.,
с участием представителей ответчиков Сайфуллиной Н.Н., Киреевой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Уральского», Управлению общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района, администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Уральского», Управлению общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района, администрации Чайковского муниципального района о возложении обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства.
В обоснование требований указали, что с 4 мая 2017 по 2 июня 2017 года в отношении МБОУ «СОШ с.Уральского» проведена плановая проверка за соблюдением санитарного законодательства, законов и иных нормативно-правовых актов РФ. В ходе проверки составлен акт № 70 от 2 июня 2017 года, выдано предписание № 90 от 2 июня 2017 года со сроками исполнения до 31 июля 2018 года. С 9 августа 2018 года до 20 августа 2018 года проведена внеплановая проверка в отношении МБОУ «СОШ с.Уральского» с целью установления факта исполнения предписания. В ходе проверки установлено, что пункт № 1 предписания не выполнен. Въезд со стороны хозяйственной зоны до мусоросборников имеет травяной покров, кольцевая дорожка вокруг здания школы в выбоинах, неровная, что не соответствует требованиям п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Пункт № 3 не выполнен. Въезды и входы на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам частично имеют твердое асфальтовое покрытие, которое в выбоинах, ямах, между покрытием растет трава, что не соответствует требованиям п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Просят возложить на МБОУ «СОШ с.Уральского» обязанность устранить нарушения санитарного законодательства: обеспечить въезд со стороны хозяйственной зоны до мусоросборников, кольцевую дорожку вокруг здания МБОУ «СОШ с.Уральского» согласно требованиям п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10. Обеспечить въезды и входы на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам согласно требованиям п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13. Возложит на Управление общего и профессионального образования обязанность обеспечить финансирование затрат, необходимых на устранение нарушений.
Определением суда от 25 сентября 2018 года в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечена администрация Чайковского муниципального района.
Истец – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.
Представитель ответчика администрации Чайковского муниципального района – Сайфуллина Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам возражений. Пояснила, что в 2018 году денежные средства МБОУ «СОШ с.Уральского» выделялись в рамках подпрограммы «Приведение образовательных учреждений в нормативное состояние», исполнение требований истца в полном объеме возможно не ранее 31 августа 2019 года.
Представитель ответчика Управления общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района – Киреева В.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам возражений. Пояснила, что выделенных в 2018 году денежных средств недостаточно для устранения всех недостатков, часть нарушений, указанных в предписании от 2 июня 2017 года были устранены. Бюджетные ассигнования, заложенные в бюджет Чайковского муниципального района в 2018 году для приведения образовательных учреждений в нормативное состояние, исчерпаны. Денежные средства будут выделены в 2019 году. Объективно невозможно исполнить заявленные истцом требования в полном объеме ранее 31 августа 2019 года.
Ответчик – МБОУ «СОШ с.Уральского» о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Суд, заслушав представителей ответчиков, исследовав представленные в обоснование иска доказательства, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях (п. 1.1); устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к территории общеобразовательной организации (п. 1.2); распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня (п. 1.3); являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся (п. 1.4). При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций (п. 1.6).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.1); настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территории (п. 1.2); являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 1.4).
Согласно п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 и п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.
Актом проверки от 2 июня 2017 года установлено, что въезд со стороны хозяйственной зоны до мусоросборников имеет травяной покров, кольцевая дорожка вокруг здания МБОУ «СОШ с.Уральского» вся в выбоинах, неровная. Въезды и входы на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам частично имеют твердое асфальтовое покрытие, которое в выбоинах, ямах (л.д. 16-28).
2 июня 2017 года вынесено предписание должностного лица Роспотребнадзора, согласно которому МБОУ «СОШ с.Уральского» предписано в срок до 31 июля 2018 года обеспечить въезд со стороны хозяйственной зоны до мусоросборников, кольцевую дорожку вокруг здания МБОУ «СОШ с.Уральского» согласно требованиям п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10. Обеспечить въезды и входы на территорию детского сада, проезды дорожки к хозяйственным постройкам согласно требованиям п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13 (л.д. 32-33).
Актом проверки от 20 августа 2018 года установлено, что въезд со стороны хозяйственной зоны до мусоросборников имеет травяной покров, кольцевая дорожка вокруг здания МБОУ «СОШ с.Уральского» вся в выбоинах, неровная. Въезды и входы на территорию детского сада, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам частично имеют твердое асфальтовое покрытие, которое в выбоинах, ямах, между покрытием растет трава (л.д. 29-31).
21 августа 2018 года в отношении директора МБОУ «СОШ с.Уральского» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В объяснении указано, что в Управление общего и профессионального образования Чайковского муниципального района направлена заявка на выделение денежных средств для устранения нарушений, денежные средства выделены не были (л.д. 34-35).
Согласно ч. 1.1 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Уральского», учреждение является некоммерческой образовательной организацией, созданной на неограниченный срок, для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий муниципального образования «Чайковский муниципальный район» в сфере образования. Частью 1.4 Устава, установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.Уральское» реорганизован путем присоединения к МБОУ «СОШ с.Уральского». Часть 1.9 Устава, предусматривает, что учредителем Учреждения является муниципальное образование «Чайковский муниципальный район». Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляются отраслевым органом администрации Чайковского муниципального района – Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района. Часть 1.10 Устава, предусматривает, что собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Чайковский муниципальный район», функции и полномочия собственника осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского муниципального района.
Таким образом, учитывая, что соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных норм и правил к территории образовательного учреждения, дошкольного учреждения является обязательным в силу закона и относится к мерам по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации, иск подлежит удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что в 2018 году не имеется денежных средств, не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанности, поскольку бездействием нарушаются права детей, защита прав которых гарантирована государством.
Принимая во внимание требования закона и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в порядке ст. 46 ГПК РФ, является обоснованным.
В силу абзаца 7 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с установленными обстоятельствами, ответчики обязаны устранить допущенные нарушения требований, установленных законом.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Уральского» устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- обеспечить въезд со стороны хозяйственной зоны до мусоросборников, кольцевую дорожку вокруг здания МБОУ «СОШ с.Уральского», по адресу: <адрес>, согласно требованиям п. 3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;
- обеспечить въезды и входы на территорию детского сада, по адресу: <адрес>, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам согласно требованиями п. 3.21 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Возложить на администрацию Чайковского муниципального района и Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района обязанность обеспечить финансирование затрат, необходимых для устранения нарушений санитарного законодательства в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Уральского».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22.10.2018 года.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья И.Е. Коновалова
Секретарь судебного заседания:
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2-1432/2018
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края