УИД 62RS0004-01-2022-002510-21 судья Эктов А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Рязань
14 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего Морозовой Н.В., судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.Н., при секретаре Ждановой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Рязани от 09 февраля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 (паспорт <скрыто>) к Министерству здравоохранения Рязанской области (ИНН №) о признании права на обеспечение медицинскими препаратами и расходными материалами к ним и возложении обязанности по обеспечению медицинскими препаратами и расходными материалами к ним удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов).
Возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность за счёт средств бюджета Рязанской области обеспечивать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения медицинскими изделиями - ланцетами (наконечниками для ручек- скарификаторов) в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., возражения представителя Министерства здравоохранения Рязанской области Широковой Н.А., возражавшей по доводам апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Рязанской области о признании права на обеспечение медицинскими препаратами и расходными материалами к ним и возложении обязанности по обеспечению медицинскими препаратами и расходными материалами к ним.
В обоснование иска истец ФИО1 указала, что является инвалидом с детства 3 группы, с 2013 г. у нее диагностирован <скрыто>.
В рамках оказания высокотехнологической помощи ей была установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed Paradigm Real-Time MMT-722. Для корректной работы инсулиновой помпы должна использоваться система непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008, которая является расходным материалом для инсулиновой помпы (1 шт. на 6 дней).
Использование инсулиновой помпы без датчиков непрерывного мониторинга глюкозы не позволяет использовать прибор в полной мере и обеспечивать его правильную и стабильную работу.
Только применение системы непрерывного мониторинга уровня гликемии может предотвратить риск развития негативных состояний, грозящих жизни и здоровью истца.
Выписным эпикризом ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» № от 22 июля 2021г. с учетом молодого репродуктивного возраста пациентки, планирования беременности, высокого риска развития гипогликемических состояний, высокой вариабельности гликемии в течение суток рекомендовано по жизненным показаниям обеспечить ФИО1 инсулинами - инсулин Аспарат в поликлинике, инфузионными наборами, а также сенсорами непрерывного мониторинга гликемии Enlite ММТ-7008 по месту жительства с целью достижения стойкой компенсации гликемии, снижения риска развития гипогликемических состояний и иных острых осложнений сахарного диабета первого типа.
У истца отмечен HbAlC (гликированный гемоглобин) на уровне 7,8 %.
Согласно выписному эпикризу № от 04 апреля 2022 г. уровень составляет 7,7 %, что подтверждает факт высокого уровня гликированного гемоглобина на протяжении многих лет.
Учитывая, что система непрерывного мониторинга Enlite ММТ-7008 является неотъемлемой частью инсулиновой помпы, а ее использование жизненно необходимо, истец обратилась в Министерство здравоохранения Рязанской области с заявлением, в котором просила обеспечить ее необходимыми медицинскими изделиями, трансмиттером Medtronic MiniLink (ММТ-7703) и ланцетами (наконечниками для ручки-скарификатора).
Письмом ответчика от 31 августа 2022г. истцу отказано в обеспечении данными расходными материалами.
Считает действия ответчика незаконными и необоснованными и указывает, что отказ в обеспечении медицинскими изделиями ставит под угрозу ее жизнь и здоровье.
Использование одноразовых игл для прокалывания пальца (ланцетов) является неотъемлемым элементом процедуры диагностики.
Полагает, что расходные элементы (датчики, сенсоры) для системы непрерывного мониторинга, как средства диагностики, должны быть предоставлены ей бесплатно, равно как и ланцеты.
В связи с тем, что ответчик не обеспечивает ее необходимыми медицинскими изделиями, истец ФИО1 просила суд признать за ней право на бесплатное обеспечение ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов), датчиками для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008, трансмиттером для инсулиновой помпы Medtronic MiniLink (ММТ-7703), зарядным устройством для трансмиттера (ММТ- 7705W) и возложить на Министерство здравоохранения Рязанской области обязанность за счёт средств бюджета Рязанской области обеспечивать её медицинскими изделиями - ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов) в количестве, соответствующем установленному медицинской организацией количеству замеров уровня глюкозы в крови, обеспечивать датчиками для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008, исходя из расчета один сенсор на 6 дней, а также обеспечить трансмиттером Medtronic MiniLink (ММТ-7703) и зарядным устройством для трансмиттера (MMT-7705W).
Решением суда исковые требования истца удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда в части отказа в признании права на ее обеспечение датчиками для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008, трансмиттером для инсулиновой помпы Medtronic MiniLink (ММТ-7703) и зарядным устройством для трансмиттера (MMT-7705W) и возложении на ответчика обязанности по обеспечению данными изделиями отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, необоснованность вывода суда первой инстанции о частичном отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием заключения врачебной комиссии о назначении медицинских изделий по жизненным показаниям, не применении судом при вынесении обжалуемого решения положений Стандарта оказания медицинской помощи при сахарном диабете 1 типа взрослым пациентам, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 01.102020 №1053н, Клинических рекомендаций Министерства здравоохранения РФ по лечению сахарного диабета 1 типа, на отсутствие надлежащей оценки в решении суда медицинских документов, представленных истцом, а именно выписных эпикризов № от 22.07.2021г. и №4709 от 04.04.2022г., выданных ФГБУ «НМИЦ эндокринологии».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства здравоохранения Рязанской области Широкова Н.А. полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, ссылаясь на п.2 ч.З ст.89 Закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», указывает, что вопросы о наличии показаний к применению того или иного медицинского изделия и расходных материалов к нему относится к исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации по месту наблюдения и лечения, истец не обращался в указанное медицинское учреждение с просьбой о проведении врачебной комиссии, назначенное лечащим врачом лечение без использования системы непрерьюного мониторинга глюкозы не оспорено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца главный врач ГБУ РО «Рыбновская РБ» Гуреев Ю.В. указывает о несогласии с доводами апелляционной жалобы, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда без изменения.
В суд апелляционной инстанции не явились: истец ФИО1, представитель третьего лица - ГБУ РО «<скрыто> РБ», о слушании дела извещены, об отложении дела не просили. Представитель ФИО1 - ФИО9 не допущен к участию в деле в связи и истечением срока действия доверенности. На основании ч.З ст. 167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.
В соответствии с положениями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч.2 той же статьи, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного решения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что ФИО1 является совершеннолетней, имеет инвалидность 3 группы, состоит на учете в ГБУ РО «<скрыто> районная больница».
Согласно выписным эпикризами ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России №, №, №, в январе 2013г. у нее диагностирован сахарный диабет 1 типа, инициирована инсулинотерапия в базисно-болюсном режиме инсулинами НовоРапид + Лантус, через неделю после стабилизации гликемии переведена на помповую инсулинотерапию в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии инсулина ультракороткого действия Аспарт ипсулиновым дозатором «Medtronic 715», далее «Medtronic 722».
В рамках оказания высокотехнологической помощи истцу была установлена инсулиновая помпа Medtronic MiniMed Paradigm Real-Time MMT-722.
Эпикризами ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России истцу рекомендовано: нормокалорийное питание с количественной оценкой углеводов по системе «хлебных единиц»; ежедневный самоконтроль гликемии не менее 4 раз в день в разное время, полный гликемический профиль не менее 1 раза в неделю, ведение «дневника самоконтроля»; помповая инсулинотерапия в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина ультракороткого действия (инсулин Аспарт, Лизпро или Глулизин) с помощью инсулиновой помпы «Medtronic 722», исходя из индивидуальных настроек прибора, физической активности и результатов самоконтроля гликемии; с учетом молодого репродуктивного возраста пациентки, планирования беременности, высокого риска развития гипогликемических состояний, высокой вариабельности гликемии в течение суток рекомендовано по жизненным показаниям обеспечить инсулинами - инсулин Аспарат в поликлинике, инфузионными наборами («Quick-set» 9 мм или «Sure-Т» 6 мм или «Silhouette» 13мм), а также сенсорами непрерывного мониторинга гликемии Enlite ММТ-7008 по месту жительства с целью достижения стойкой компенсации г ликемии, снижения риска развития гипогликемических состояний и иных острых осложнений сахарного диабета первого типа; наблюдение эндокринологом по месту жительства.
По результатам обследования врачом-эндокринологом ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России от 9 декабря 2022г. истцу рекомендовано постоянное использование флешь мониторинга (НМГ).
В настоящее время истец обеспечивается резервуарами и инфузионными наборами к помпе, а также тест-полосками.
Истец обратился в Министерство здравоохранения Рязанской области с заявлением, в котором просил обеспечить необходимыми медицинскими изделиями: сенсорами мониторинга глюкозы Medtronic ММТ-7008, исходя из расчета один сенсор на 6 дней вплоть до отмены использования помпы и системы непрерывного мониторинга), а также трансмиттером Medtronic MiniLink и ланцетами One Touch Delica (наконечниками для ручки- скарификатора) для глюкометра One Touch Select Plus из расчета не менее 4 шт. на один день.
Письмом ответчика от 31 августа 2022г. ФИО1 сообщено, что обеспечение ее сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы и ланцетами за счет средств федерального и регионального бюджетов не представляется возможным, поскольку данные медицинские изделия не относятся к средствам диагностики, разъяснено, что использование системы непрерывного мониторинга глюкозы является альтернативным способом измерения уровня глюкозы по отношению к измерению с помощью глюкометра.
Разрешая исковые требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. № 715, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497, которым утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505, постановлением Правительства Рязанской области от 28 декабря 2022 года № 537, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, которым утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Частично удовлетворяя исковые требования истца, и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению ФИО1 бесплатно медицинскими изделиями - ланцетами (наконечниками для ручек-скарификаторов), районный суд исходил из права истца на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями для самоконтроля гликемии в виде тест-полосок для глюкометра, использование которых невозможно без ланцетов (наконечников для ручек-скарификаторов).
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем не является предметом апелляционной проверки в силу положений ч.2 ст.327.1 ГПК РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца в части обеспечения истца бесплатно ответчиком датчиками для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite
ММТ-7008, исходя из расчета один сенсор на 6 дней, трансмиттером Medtronic MiniLink (ММТ-7703) и зарядным устройством для трансмиттера (MMT-7705W), суд первой инстанции исходил из того, что указанные медицинские изделия являются расходными материалами системы непрерывного мониторинга глюкозы, вместе с тем, решения врачебной комиссии о назначении ФИО1 такого вида лечения (диагностики) не выносилось по медицинским показаниям, с заявлением о назначении ей такого лечения (диагностики) истец в свое лечебное учреждение не обращался, назначенное лечащим врачом лечение не оспаривал.
Судебная коллегия по гражданским делам находит указанные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Согласно ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 323-ФЭ).
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЭ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ф3).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЭ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЭ предусмотрено, что оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЭ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ф3).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЭ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона № 323-ФЭ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004г. №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (код заболевания по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10 - Е 14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон №178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р. В указанный перечень включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц- ручки, инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ф3).
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ф3 предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЭ).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области №90 от 09.06.2008г., Министерство здравоохранения Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.12.2020 №386 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Приложением № 3 к указанной территориальной программе утвержден «Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниями в соответствии со стандартами медицинской помощи с учётом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания (по желанию пациента)», в соответствии с которым назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания граждане обращаются в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь (далее - медицинская организация).
Медицинские организации определяют потребность прикрепленного населения в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и специализированных продуктах лечебного питания для лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, а также размещают на информационных стендах информацию об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение по назначению врача.
В свою очередь Министерство здравоохранения Рязанской области: осуществляет закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания; координирует деятельность медицинских и аптечных организаций в сфере лекарственного обеспечения граждан; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, закупленными по государственным контрактам; информирует медицинские организации об аптечных организациях, расположенных на территории Рязанской области, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, в соответствии с заключенными государственными контрактами.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020г. №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.г.
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно», указана, в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь. При этом инсулиновая помпа относится к перечню медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Датчики для системы непрерывного мониторинга глюкозы Enlite ММТ-7008, трансмиттер Medtronic MiniLink (ММТ-7703) и зарядное устройство для трансмиттера (MMT-7705W) не поименованы в числе расходных материалов, предоставляемых гражданам бесплатно.
Как установлено материалами дела, истец ФИО1 наблюдается по своему заболеванию - сахарный диабет в лечебном учреждении ГБУ РО «Рыбновская РБ», ни лечащим врачом, ни врачебной комиссией не принималось решение о назначении ей по жизненным показаниям применение системы непрерывного мониторинга глюкозы, расходными материалами которой являются вышепоименованные медизделия. С заявлением о рассмотрении такого вопроса врачебной комиссией в свое лечебное учреждение ФИО1 не обращалась.
Из представленных в материалы дела писем компетентных организаций следует, что инсулиновая помпа, установленная истцу, работает как с использованием системы непрерывного мониторинга глюкозы, так и без нее.
Доказательств необходимости применения системы непрерывного мониторинга глюкозы истцу по жизненным показаниям в материалы дела не представлено.
Согласно ответу ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России № от 10 октября 2022г., использование системы непрерывного мониторинга глюкозы не исключает традиционный самоконтроль гликемии и является дополнительным методом определения уровня глюкозы крови при определенных показаниях. ФИО1 использование НМГ было рекомендовано с учетом наличия диабетической автономной полинейропатии с нарушением распознавания гипогликемии.
Вместе с тем, допрошенная в качестве свидетеля лечащий врач-эндокринолог истца ФИО10 дала показания суду первой инстанции, согласно которым целесообразным способом контроля уровня глюкозы в крови для ФИО1 является измерение с помощью глюкометра, использование системы непрерывного мониторинга глюкозы не исключает обязательного контроля с помощью глюкометра и является вспомогательным средством, мониторинг глюкозы не может быть использован как средство постоянного контроля, он необходим для подбора терапии, его необходимость устанавливается врачебной комиссией, которая также определяет сроки его применения; врачебной комиссии по вопросу обеспечения истца истребуемыми медицинскими изделиями не проводилось; истцу назначен самоконтроль гликемии, который может осуществляться глюкометром путем получения капли крови с помощью ланцета для прокалывания кожи, без которого проколоть палец и определить уровень глюкозы невозможно, инсулиновая помпа, установленная истцу работает без использования системы непрерывного мониторинга глюкозы.
В правовой позиции лечебного учреждения истца - ГБУ РО «<скрыто> РБ» указано на то, что обеспечение ФИО1 сенсорами для системы непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям согласно выписке из истории болезни № от 22.07.2021г. ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» МЗ РФ не представляется возможным в связи с отсутствием рассмотрения данного вопроса врачебной комиссией данного учреждения, обращений ФИО1 в ГБУ РО «<скрыто> РБ» для рассмотрения вопроса о нуждаемости в данных средствах диагностики, в том числе по жизненным показаниям, не зарегистрировано.
Принимая во внимание, что сенсор, трансмиттер, зарядное устройство к нему системы непрерывного мониторинга глюкозы не входят в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018г. № 3053-р, то, исходя из смысла положений ч.15 ст.37, п.2 ч.З ст.80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", их назначение и применение допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, т.е. действующим законодательством предусмотрено бесплатное предоставление данных медицинских изделий только по решению врачебной комиссии. Поскольку такое решение врачебной комиссией в отношении истца не принималось, и за разрешением данного вопроса истец не обращался в лечебное учреждение, в котором он наблюдается, то оснований для удовлетворения исковый требований в данной части, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца и оценкой установленных обстоятельств, и, по сути, сводятся к несогласию с установленным истцу лечебным учреждением лечением, вместе с тем, они не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. По мнению судебной коллегии, суд в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на рекомендации ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» не могут служить поводом к отмене решения в обжалуемой части, поскольку эти рекомендации не заменяют собой решения врачебной комиссии, в которую истец не обращался по вопросу установления системы непрерывного мониторинга глюкозы по жизненным показаниям, что не оспаривалось им ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 9 февраля 2023 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Громовой Юлии Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 июня
2023г.