РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2019 года г.Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Жувагина А.Г.,
при секретаре Григорьевой А.В.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадникова А.Е.,
представителя административного ответчика МУП «ВКХ в г.Алексин» по доверенности Федоровой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области гражданское дело № 2а-959/2019 по иску Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке сточных вод, обязании проводить санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод и их обезвреживание,
установил:
Тульский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МУП «ВКХ в г.Алексин» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по очистке сточных вод, обязании проводить санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод и их обезвреживание. В обоснование заявленных требований истец указал, что проведенной контрольной проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства Муниципальным унитарным предприятием МО город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» установлено, что собственником системы водоотведения, очистных сооружений г. Алексина является администрация МО г.Алексин.
В соответствии с договором № от 21.03.2018 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» очистные сооружения находятся на праве хозяйственного ведения у МУП «ВКХ г.Алексин». В соответствии с уставом МУП «ВКХ г.Алексин», утвержденным постановлением администрации МО город Алексин от 29.01.2018 №, основным видом деятельности предприятия является осуществление деятельности по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения в г.Алексин, удовлетворение потребностей населения и прочих потребителей в питьевой воде и отведении сточных вод.
В соответствии с информацией МУП «ВКХ г.Алексин», городские очистные сооружения полной биологической очистки построены в 1957-1965 годах, реконструированы в 1981-1983 годах. Проектная производительность 64 тыс. м3/сутки. Средний износ очистных сооружений составляет 80 %. Очистные сооружения состоят из двух аэротенка-смесителей, один - в эксплуатации, второй аэротенк в нерабочем состоянии. МУП «ВКХ г. Алексин» осуществляет пользование поверхностными водными объектами - р.Ока, Мышега при сбросе сточных вод выпусками № (ОСК г.Алексин) и № (железобетонный отстойник <адрес>), выпуском № (очистные сооружения <адрес>).
В ходе ранее проведенной природоохранной прокуратурой проверки, специалистами филиала ЦЛАТИ по Тульской области 01.08.2018 отобраны пробы воды на выпуске от очистных сооружений, а также природной воды р.Мышега. Согласно заключению Филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 06.08.2018 №, 12 на сбросе сточных вод в р.Мышега МУП «ВКХ г.Алексин» превышается допустимая концентрация загрязняющих веществ в сравнении с ПДК для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №: по БПК5 - в 17 раз, ионам аммония - в 41 раз, фосфору фосфатов - в 25,5 раза, нитрит-ионам - в 5,75 раза. Данные превышения приводят к изменению показателей качества реки ниже сброса по сравнению с качеством реки выше сброса, а именно увеличивается содержание БПК5 с 9,2 до 14,4 мг О2/дм3. Ниже сброса МУП «ВКХ г.Алексин» в р.Мышега также превышается допустимая концентрация загрязняющих веществ по сравнению с ПДК для рыбохозяйственных водоемов: по ионам аммония - в 6,6 раз, фосфору фосфатов - в 11,75 раза, нитрит-ионам - в 9,5 раза.
По результатам проверки 16.08.2018 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица МУП «ВКХ г.Алексин», руководителю внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Аналогичные нарушения выявлены при проведении проверки природоохранной прокуратурой в 2019 году. По результатам данной проверки Тульским природоохранным прокурором 09.04.2019 руководителю МУП «ВКХ г.Алексин» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Кроме того, в соответствии с информацией Управления Росприроднадзора по Тульской области, Управлением на основании информации начальника Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС» ФИО1 от 30.07.2019 №, от 31.07.2019 №, от 05.08.2019 №, от 07.08.2019 №, от 08.08.2019 №, от 09.08.2019 №, неоднократно зафиксировано превышение ПДК по БПК5 в пробах воды, отобранных в створе № в черте г.Алексина Алексинского района Тульской области.
В соответствии с определением Управления Росприроднадзора от 16.08.19 возбуждено дело об административном правонарушении и открыто административное расследование. На основании распоряжения от 16.08.2019 №, сотрудниками Управления 19.08.2019 проведен рейд.
В ходе проведения административного расследования 19.08.2019 отобраны пробы сточных вод, поступающих в реку Мышега: на выпуске № с очистных сооружений МУП «ВКХ г.Алексин» и в контрольном створе №.
Согласно заключению, утвержденному Руководителем филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 26.08.2019 №, по результатам проведенных лабораторных исследований на выпуске № с очистных сооружений МУП «ВКХ г.Алексин» установлено превышение концентрации загрязняющего вещества БПК5 - 4,19ПДК. В настоящее время материалы проверочных мероприятий находятся в работе, административное расследование контролирующим органом не завершено.
Контрольной проверкой установлено, что фактически ответы на ранее внесенные Тульским природоохранным прокурором представления не содержат сведений о выполнении требований прокурора в части прекращения сброса недостаточно очищенных сточных вод в водный объект - р.Мышега, то есть нарушение закона не устранено. Непринятие МУП «ВКХ г.Алексин» исчерпывающих мер по очистке сточных вод от населения г.Алексин, фактический сброс неочищенных сточных вод в р.Мышега создают угрозу причинения вреда окружающей среде, загрязнению почв, подземных вод в результате поступления неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водный объект, а также санитарно- эпидемиологической обстановке в г.Алексин. Данные стоки оказывают негативное воздействие на окружающую среду и сохранение жизненно важных интересов проживающих там лиц, препятствует рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, являются источником микробного и химического загрязнения почвы, водного объекта, подземных вод.
Просили признать бездействие МУП «ВКХ г.Алексин», выразившееся в непринятии мер по очистке сточных вод, сбрасываемых с комплекса очистных сооружений в р. Мышега, незаконным, обязать МУП «ВКХ г.Алексин» производить санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод от населения г.Алексин Тульской области и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В судебном заседании:
Представитель Тульского природоохранного прокурора Тульской области помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Кадников А.Е. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика МУП «ВКХ в г.Алексин» по доверенности Федорова О.Л. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. В письменных возражениях указала, что в настоящее время водоотведение в городе осуществляется сетью самотечно- напорных коллекторов. Основная часть сточных вод от существующих жилых и общественных зданий, а также промышленные стоки после локальной очистки по системе коллекторов поступают на насосные станции перекачки, далее по напорным трубопроводам подаются на городские очистные сооружения полной биологической очистки с доочисткой на биопрудах. Комплекс очистных сооружений состоит из 3 очистных сооружений, в том числе: городские очистные сооружения полной биологической очистки были построены в 1957-1965 годах, реконструированы в 1981-1983 годах Проектная производительность 64 тыс т3/сут. Работают на половину своей мощности- 2-я половина-аэротенк и вторичный отстойник находятся в нерабочем состоянии, необходима реконструкция; механические очистные сооружения <адрес> производительностью 200м3/сут (1961г. постройки), в них производится механическая очистка стоков от жилого сектора <адрес> и Алексинской воспитательной колонии. Не могут обеспечить требуемых современных параметров очистки стоков, в результате чего недостаточно очищенные стоки сбрасываются в реку Оку. Требуется реконструкция; механические очистные сооружения(отстойник) <адрес> производительностью 100 мЗ/сут (1961г. постройки), предназначен для приема стоков от жилого сектора <адрес> и котельной ООО «АТЭК». Не могут обеспечить требуемых современных параметров очистки стоков, в результате чего недостаточно очищенные стоки сбрасываются в реку Мышега. Требуется реконструкция.
Канализационные насосные станции перекачки сточных вод - 11 шт., канализационные сети протяженностью 125,373 км, год постройки 1938-1994. Городские очистные сооружения полной биологической очистки были построены в 1957-1965 годах, реконструированы в 1981-1983 годах. В настоящее время они не могут обеспечить современных требований очистки стоков. При проектной мощности 64 тыс.м3/сутки через очистные сооружения фактически проходит менее 20 тыс.м3/сутки, то есть промстоки предприятий города не разбавляются должным образом хозфекальными стоками, для очистки которых и были в свое время спроектированы и построены городские очистные сооружения. На предприятии разработан и утвержден постоянный технологический регламент очистных сооружений, в котором имеется описание технологического процесса очистки сточных вод, весь процесс очистки сточных вод. Все стадии, методы и способы очистки сточных вод, на которые рассчитаны существующие очистные сооружения предприятием выполняются в полной мере. Существовавшая на тот момент нормативная база не содержала требований по глубокой очистке сточных вод от биогенных элементов, а ограничивались полной биологической очисткой от органических загрязнений по БПК и взвешенным веществам (2 показателя). В настоящее время предъявляются требования к очистке стоков по 17 показателям. Также за истекший период были построены новые промышленные предприятия, на которых применяются новые технологии, то есть полностью изменился химический состав стоков, на прием которых не были рассчитаны действующие очистные сооружения. В настоящее время требуется реконструкция очистных сооружений с целью изменения параметров очистки стоков, удовлетворяющих современным требованиям. Бухгалтерский износ сооружений и коммуникаций очистных сооружений в настоящее время составляет 94%.
В настоящее время МУП «ВКХ г.Алексин» разработало и приступило к реализации программы - «Программы модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения МУП «ВКХ г.Алексин» на 2020-2024 годы», утвержденная директором МУП «ВКХ г.Алексин» и согласованная с главой администрации МО город Алексин. В рамках реализации данной Программы предприятием приобретено оборудование на общую сумму 6 470 685,29 руб., в том числе за счет собственных средств на сумму 2 939 270,63 руб., за счет средств муниципального бюджета - 3 531 414,66 руб. В 2018 году в рамках производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП «ВКХ г.Алексин» за счет собственных средств проведен ряд мероприятий, направленных на восстановление и поддержание в технически исправном состоянии сетей, сооружений водопровода и канализации на общую сумму 1601,9 тыс.руб., в том числе: по водопроводу - 717,95 тыс.руб, по канализации - 883,95 тыс.руб., в 1 полугодии 2019 года на общую сумму 829,3 тыс.руб., в том числе: по водопроводу - 430,2 тыс.руб, по канализации - 399,1 тыс.руб. С целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и нанесения вреда очистным сооружениям канализации города Алексин МУП «ВКХ г.Алексин» совместно со специализированной аккредитованной лабораторией постоянно проводит работы в рамках программы производственного контроля за сбросами загрязняющих веществ на очистные сооружения канализации промышленными предприятиями города. Одним из важнейших, первоочередных мероприятий «Программы модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения МУП «ВКХ г.Алексин» на 2020-2024 годы» является разработка проекта реконструкции городских очистных сооружений. В рамках реализации данной Программы предприятием проведен конкурс на предпроектное обследование городских очистных сооружений канализации. По результатам конкурса заключен контракт с ООО «ГЕНЕРАТОР» г.Калининград, выполненные работы в размере 285,0 тыс.руб. оплачены предприятием из собственных средств. 17.09.2019 МУП «ВКХ г.Алексин» с ООО «Генератор» заключен договор на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция очистных сооружений Муниципального унитарного предприятия МО город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г.Алексин» с внедрением блока локальной очистки сточных вод промышленного стока» сроком на семь месяцев, стоимость работ составляет 8 840 000 (восемь миллионов восемьсот сорок тысяч) рублей. В настоящее время предприятием произведена оплата 30% стоимости от общей стоимости выполненных работ в размере 2 652 000 руб. После выполнения проектных работ, ориентировочно осенью 2020 года, МУП «ВКХ г.Алексин» совместно с администрацией МО г.Алексин будет направлено в Правительство Тульской области обращение о включении работ по реконструкции централизованной системы водоотведения города Алексина в программы бюджетного финансирования.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ – единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также имеет право на охрану здоровья.
В силу п.4 ч.1 ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п.19 ч.1 ст. 1 Водного кодекса РФ).
В силу ч.1 ст.5 Водного кодекса РФ, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, в том числе на поверхностные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) (п.2 ч.2 ст. 5 Водного кодекса РФ).
Из ч.1 ст. 8 Водного кодекса РФ следует, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая Воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Исходя из ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МУП «ВКХ г.Алексин», утвержденным постановлением администрации МО город Алексин от 29.01.2018 №, основным видом деятельности предприятия является осуществление деятельности по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения в г.Алексин, удовлетворение потребностей населения и прочих потребителей в питьевой воде и отведении сточных вод.
В соответствии с договором № от 21.03.2018 очистные сооружения находятся на праве хозяйственного ведения у МУП «ВКХ г. Алексин».
В соответствии с информацией МУП «ВКХ г.Алексин», городские очистные сооружения полной биологической очистки построены в 1957-1965 годах, реконструированы в 1981-1983 годах. Проектная производительность 64 тыс.м3/сутки. Средний износ очистных сооружений составляет 80%. Очистные сооружения состоят два аэротенка-смесителя, один - в эксплуатации, второй аэротенк в нерабочем состоянии.
Как видно из представления и.о.Тульского природоохранного прокурора № от 15.08.2018, Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства Муниципальным унитарным предприятием МО город Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин». Проверкой установлено, что МУП «ВКХ г.Алексин» эксплуатирует городские очистные сооружения. На промышленной площадке очистных сооружений расположены следующие объекты: приемная камера очистных сооружений, первичные отстойники, аэротенки, вторичные отстойники. МУП «ВКХ г.Алексин» осуществляет пользование поверхностными водными объектами - р.Ока, Мышега при сбросе сточных вод выпусками № (ОСК г.Алексин) и № (железобетонный отстойник <адрес>), выпуском № (очистные сооружения <адрес>). В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки, специалистами филиала ЦЛАТИ по Тульской области 01.08.2018 были отобраны пробы воды на выпуске от очистных сооружений, а также природной воды р. Мышега. Согласно заключению Филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 06.08.2018 №, 12 на сбросе сточных вод в р. Мышега МУП «ВКХ г. Алексин» превышается допустимая концентрация загрязняющих веществ в сравнении с ПДК для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 №: по БПК5 - в 17 раз, ионам аммония - в 41 раз, фосфору фосфатов -в 25,5 раза, нитрит-ионам - в 5,75 раза. Данные превышения приводят к изменению показателей качества реки ниже сброса по сравнению с качеством реки выше сброса, а именно увеличивается содержание БПК5 с 9,2 до 14,4 мг О2/дм3. Ниже сброса МУП «ВКХ г. Алексин» в р. Мышега также превышается допустимая концентрация загрязняющих веществ по сравнению с ПДК для рыбохозяйственных водоемов: по ионам аммония - в 6,6 раз, фосфору фосфатов - в 11,75 раза, нитрит-ионам - в 9,5 раза. Перечисленные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками администрации МКП «ВКХ г.Алексин», ответственными в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, отсутствия должного контроля со стороны руководства предприятия.
По результатам проверки 16.08.2018 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица МУП «ВКХ г.Алексин», руководителю внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Аналогичные нарушения выявлены при проведении проверки природоохранной прокуратурой 07.03.2019.
Согласно заключению филиала «ЦЛАТИ по Тульской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 12.03.20.2019 №,12, по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора установлено: при сбросе сточных вод выпуском № в р.Мышега МУП «ВКХ г.Алексин» наблюдается наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, а именно: по БПК5 в 21,05раза (концентрация 42,1 мг/дм3); ионам аммония в 42,4раза (21,2 мг/дм3); железу общему в 4,2 раза (0,42 мг/дм3); фосфору фосфатов в 9,9раза (1,98 мг/дм3); АПАВ в 21,3 раза (2,13 мг/дм3); нефтепродуктам в 1,28 раза (0,064 мг/дм3), что превышает показатели «Нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»; в реке Мышега выше выпуска сточных вод после очистных сооружений наблюдается превышение концентраций загрязняющих веществ по следующим ингредиентам: по БПК5 в 2,2 раза (концентрация 4,4 мг/дм3); ионам нитритов в 8,5раза (0,68 мг/дм3); железу общему в 3,8раза (0,38 мг/дм3), что также превышает показатели «Нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения; в реке Мышега ниже выпуска сточных вод после очистных сооружений наблюдается превышение концентраций загрязняющих веществ ио следующим ингредиентам: по БПК5 в 6,1 раза (концентрация 12,2 мг/дм3); ионам нитритов в 7,63 раза (0,61 мг/дм3); железу общему в 4,0раза (0,4 мг/дм3); фосфору фосфатов в 2,9 раза (0,58 мг/дм3), что также превышает показатели «Нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
По результатам данной проверки Тульским природоохранным прокурором руководителю МУП «ВКХ г.Алексин» внесено представление № от 09.04.2019, которое рассмотрено и удовлетворено, что подтверждается информацией от 13.05.2019 №.
В соответствии с информацией Управления Росприроднадзора по Тульской области, Управлением на основании информации начальника Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС» ФИО1 от 30.07.2019 №, от 31.07.2019 №, от 05.08.2019 №, от 07.08.2019 №, от 08.08.2019 №, от 09.08.2019 №, неоднократно зафиксировано превышение ПДК по БПК5 в пробах воды, отобранных в створе № в черте г.Алексина Алексинского района Тульской области.
В соответствии с определением Управления Росприроднадзора от 16.08.2019 возбуждено дело об административном правонарушении и открыто административное расследование. На основании распоряжения от 16.08.2019 №, сотрудниками Управления 19.08.2019 проведен рейд. В ходе проведения административного расследования 19.08.2019 отобраны пробы сточных вод, поступающих в реку Мышега: на выпуске № с очистных сооружений МУП ВКХ «г. Алексин» и в контрольном створе №.
Согласно заключению, утвержденному руководителем филиала ЦЛАТИ по Тульской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 26.08.2019 №, по результатам проведенных лабораторных исследований на выпуске № с очистных сооружений МУП ВКХ «г.Алексин» установлено превышение концентрации загрязняющего вещества БПК5 -4,19ПДК.
Таким образом в ходе контрольной проверки, проводимой Тульской природоохранной прокуратурой в отношении МУП «ВКХ г.Алексин» установлено, что фактически ответы на ранее внесенные Тульским природоохранным прокурором представления не содержат сведений о выполнении требований прокурора в части прекращения сброса недостаточно очищенных сточных вод в водный объект - р.Мышега.
В соответствии с ч.1, ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты
Согласно п.5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса (ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ).
Как следует из ч.1, ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ, право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
В силу п. 2 ч.1, ч. 3 ст. 22 Водного кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 844 (ред. от 20.03.2018) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из п. 10, п.11 вышеуказанного постановления Правительства РФ следует, что к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод прилагаются документы, в составе которых должна присутствовать информация о намеченных заявителем мероприятиях по охране водного объекта, о размере и источниках средств, необходимых для их реализации, а также сведения о наличии аппаратуры для контроля качества сбрасываемых сточных вод.
Из п. 26 вышеуказанного Постановления Правительства РФ следует, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод кроме сведений, указанных в пункте 24 настоящих Правил, должно содержать: указание места сброса сточных вод; объем сброса сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.
Согласно ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, МУП «ВКХ г.Алексии» осуществляет водопользование в целях сброса сточных вод в водный объект - р.Мышега с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ для водоемов рыбохозяйственного назначения, что влечет загрязнение водного объекта, исчерпывающих мер по очистке сточных вод от населения г.Алексин, не принято. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно- эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона, граждане имеют права, в числе которых право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 вышеуказанного Федерального закона).
Из ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 3 Водного кодекса РФ закреплено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что непринятие МУП «ВКХ г.Алексин» исчерпывающих мер по очистке сточных вод от населения г.Алексин, фактический сброс неочищенных сточных вод в р.Мышега, создают угрозу причинения вреда окружающей среде, загрязнению почв, подземных вод в результате поступления неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водный объект, а также санитарно- эпидемиологической обстановке в г.Алексин. Данные стоки оказывают негативное воздействие на окружающую среду и сохранение жизненно важных интересов проживающих там лиц, препятствует рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, являются источником микробного и химического загрязнения почвы, водного объекта, подземных вод.
Следовательно, бездействие МУП «ВКХ г.Алексин», выразившееся в непринятии мер по очистке сточных вод, сбрасываемых с комплекса очистных сооружений в р. Мышега, является незаконной.
Доводы административного ответчика о том, что в настоящее время МУП «ВКХ г.Алексин» разработало и приступило к реализации программы - «Программы модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения МУП «ВКХ г.Алексин» на 2020-2024 годы», не свидетельствуют о том, что в настоящее время вышеприведенные требования закона соблюдены.
Иные доводы административного ответчика не свидетельствуют о незаконности, необоснованности заявленных требований.
При таких обстоятельствах, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
признать бездействие МУП «ВКХ г.Алексина», выразившееся в непринятии мер по очистке сточных вод, сбрасываемых с комплекса очистных сооружений в р.Мышега, незаконным.
Обязать МУП «ВКХ г.Алексина» производить санитарную очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод от населения г.Алексина Тульской области и их обезвреживание (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2019 года.
Судья