Судья Рубинская О.С. Дело № 2-3726/2023 (1 инстанция)
Дело № 33-4924/2024 (2 инстанция)
УИД 52RS0007-01-2023-001997-18
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 16 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Заварихиной С.И., судей Соколова Д.В., Шутова А.В.
при секретаре судебного заседания Самойловой А.И.
с участием истца Брызгалова С.А., представителя ответчика и третьего лица Боченева М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3
на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 ноября 2023 года
по иску ФИО3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Нижегородской области о признании отказа о назначении пенсии незаконным, возложении обязанности включить стажировку в стаж службы, дающий право на назначении пенсии и взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился с иском к ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором просил суд:
- признать отказ ответчика в назначении пенсии по выслуге лет незаконным;
- обязать ответчика включить в стаж службы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет стажировку по должности инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД ОВД по Балахнинскому району Нижегородской области;
- взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что 7 ноября 2022 года приказом ГУФСИН России по Нижегородской области от 01.11.2022 [номер] он уволен из ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Нижегородской области по достижении предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе с выслугой в календарном исчислении 15 лет 1 месяц 23 дня. В соответствии с приказом ГУФСИН России по Нижегородской области от 28.11.2022 [номер]-лс ему изменена выслуга, которая стала составлять в календарном исчислении 12 лет 9 месяцев.
Как указывает истец, 20 января 2023 года он обратился в адрес ответчика с просьбой разъяснить, в связи с чем при необходимой выслуге и общем трудовом стаже в течение продолжительного времени ему не начисляют пенсию. Ответом ГУФСИН России по Нижегородской области от 08.02.2023 [номер] отказано в назначении пенсии по выслуге лет по причине того, что стажировка не входит в стаж службы (выслугу лет) дающую право на назначение пенсии.
Истец полагает, что данный вывод отдела пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Нижегородской области основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 ноября 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, указывая на отсутствие мотивов принятого решения об отказе в удовлетворении иска и ссылки суда первой инстанции на нормы права, не подлежащие применению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика и третьего лица возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что приказом ГУФСИН России по Нижегородской области от 01.11.2022 [номер] с ФИО3, начальником отдельного поста ведомственной пожарной охраны ФКУ «ИК-5 ГУФСИН по Нижегородской области», расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и он уволен со службы по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Выслуга лет по состоянию на 7 ноября 2022 года составила в календарном исчислении – 15 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении - 19 лет 5 месяцев 27 дней. Общий трудовой стаж составил 30 лет 9 месяцев 16 дней (л.д.77).
Приказом ГУФСИН России по Нижегородской области от 28 декабря 2022 года [номер] в приказ от 01.11.2022 [номер] внесены изменения в соответствии с которым выслуга лет ФИО3 определена в календарном исчислении 12 лет 9 месяцев, в льготном 17 лет 1 месяц 4 дня (л.д.79).
10 января 2023 года в отдел пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Нижегородской области поступили документы, содержащие материалы для назначения ФИО3 пенсии за выслугу лет. Произведен расчет выслуги лет, которая составила 12 лет 5 месяцев. В выслугу лет включен период службы по призыву с 19.09.1989 по 15.10.1990 (1 год 11 месяцев 28 дней), период службы в МВД с 06.04.2007 по 09.06.2014 (7 лет 2 месяца 3 дня) и период службы в УИС с 08.08.2019 по 07.11.2022 (3 года 2 месяца 29 дней). Период стажерства по должности инспектора ДПС милиции ГИБДД по Балахнинскому району с 06.12.2006 по 06.04.2007 (4 месяца) исключен из стажа выслуги лет и учтен только как трудовая деятельность. Общий трудовой стаж составил 30 лет 9 месяцев 16 дней. Поскольку стаж военной службы составил менее 12 лет 6 месяцев, в назначении пенсии за выслугу лет ФИО3 отказано (л.д.44-46).
20 января 2023 года ФИО3 направил в ГУФСИН России по Нижегородской области обращение относительно назначения ему пенсии за выслугу лет. Данное обращение рассмотрено ответчиком и в ответе на обращение от 08.02.2023 в назначении пенсии за выслугу лет истцу отказано. Период стажерства по должности инспектора ДПС милиции ГИБДД по Балахнинскому району с 06.12.2006 по 06.04.2007 (4 месяца) исключен из выслуги лет (л.д.26-28).
Претензия истца от 09.02.2023 направленная в адрес ответчика, также осталась без удовлетворения, по ранее изложенным и правомерным, по мнению ответчика, основаниям (л.д.29, 51-55).
Указанные обстоятельства явились для истца основанием для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд первой инстанции, не усмотрев оснований для включения в стаж выслуги лет периода стажерства по должности инспектора ДПС ГИБДД ОВД по Балахнинскому району Нижегородской области с 06.12.2006 по 06.04.2007 (4 месяца) пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суд первой инстанции по следующим мотивам и основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, иных категорий лиц и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 данного Закона Российской Федерации пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, указанным в статье 1 названного Закона (в том числе лицам, уволенным с военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации), если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более.
Пункт «б» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 закрепляет право указанных граждан на получение пенсии за выслугу лет на льготных условиях.
Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации (пункт «б» часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
Таким образом, для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта «б» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается.
Такое право предоставлено лицам:
- уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- достигшим на день увольнения 45-летнего возраста;
- имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах внутренних дел.
В заявленные для исчисления в льготном порядке периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (далее - Положение о службе).
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» установлен единый порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 (абзац четвертый) постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается: служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Согласно статье 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 данной статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ.
В силу пункта 11 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, периоды службы в качестве стажера по соответствующим должностям могут быть включены в выслугу лет в календарном исчислении (пункт 11 части 2 и пункт 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ).
Как следует из материалов дела после прохождения стажировки по должности инспектора ДПС ГИБДД ОВД по Балахнинскому району с 06.12.2006 по 06.04.2007, истец приказом ГУВД Нижегородской области от 06.04.2007 [номер]-лс назначен на должность инспектора ДПС ГИБДД ОВД по Балахнинскому району (л.д.71).
Суд первой инстанции не принял во внимание вышеуказанные положения законодательства, а также то, что период стажировки на должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел относится к службе в органах внутренних дел. Несмотря на то, что на время испытательного срока кандидат назначается стажером по должности без присвоения специального звания и на него в этот период распространяется действие трудового законодательства, он при этом выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой должностью и условиями контракта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия признает незаконным отказ ГУ ФСИН России по Нижегородской области в назначении ФИО3 пенсии за выслугу лет и возлагает на ответчика обязанность включить в стаж службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет период испытательного срока (стажерства) по должности инспектора ДПС ГИБДД ОВД по Балахнинскому району Нижегородской области с 06.12.2006 по 06.04.2007.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец пояснил, что им заявлены требования только о признании незаконным отказа ответчика в назначении пенсии за выслугу лет и включении спорного периода в стаж выслуги лет, требования о назначении пенсии за выслугу лет им не заявляются и предметом спора не являются, просил вопрос о назначении пенсии не рассматривать, вследствие чего на основании части 3 статьи 196 ГПК РФ судом рассмотрены только заявленные требования.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, судебная коллегия находит их подлежащими частичному удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.
Своевременное назначение пенсии за выслугу лет направлено на создание достойных условий жизни, поддержание жизнедеятельности сотрудника проходившего службу, сохранение его здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим - на обеспечение достоинства его личности.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на назначение пенсии за выслугу лет, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Как следует из объяснений истца после увольнения со службы из уголовно-исполнительной системы, он рассчитывал на получение пенсии за выслугу лет в целях материальной поддержки необходимого жизненного уровня, однако на неоднократные его обращения к ответчику в целях назначения пенсии за выслугу лет получал необоснованные отказы в ее назначении.
Учитывая изложенное судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, при определении размера которого судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства дела и незаконные действия ответчика, неоднократные безрезультатные обращения истца к ответчику по вопросу назначения пенсии за выслугу лет, длительность нарушения прав истца, до их восстановления, возраст истца, требования разумности и справедливости, в связи с чем приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
Таким образом, исковые требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 15 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Нижегородской области в назначении ФИО3 пенсии за выслугу лет.
Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказания России по Нижегородской области включить в стаж службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет период испытательного срока (стажерства) по должности инспектора ДПС ГИБДД ОВД по Балахнинскому району Нижегородской области с 06.12.2006 по 06.04.2007.
Взыскать с Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Нижегородской области (ИНН 5262042215) в пользу ФИО3 (паспорт [номер]) компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 апреля 2024 года.