Дело № 12-78/2021
РЕШЕНИЕ
город Ленинск 26 ноября 2021 года
Федеральный судья Ленинского районного суда Волгоградской области Тельбухов В.С., Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Ленина, д. 219,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – председателя СПК «Овощное» С.А.М. на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФНС № по <адрес>, в соответствии с которым С.А.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях к штрафу в размере 20.000 рублей,
установил:
Постановлением ФИО1 ФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – председатель СПК «Овощное» С.А.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, С.А.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание заявитель жалобы, председатель СПК «Овощное» С.А.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела по его жалобе извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации; что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что ФИО1 № по <адрес> проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации в деятельности СПК «Овощное», юридический адрес: <адрес>. В результате проверки установлено, что в СПК «Овощное» по месту нахождения организации ДД.ММ.ГГГГ осуществлена выплата заработной платы нерезидентам - иностранным гражданам, минуя банковские счета в уполномоченных банках (наличными денежными средствами через кассу организации) в общей сумме 57.477,25 рублей.
Определением старшего госналогинспектора ФИО1 № по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, начато проведение административного расследования.
По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя СПК «Овощное» С.А.М. составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
ФИО1 № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – председателя СПК «Овощное» С.А.М. вынесено постановление о назначении административного наказания №,С.А.М. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ к штрафу в размере 20.000 рублей.
В силу ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Вместе с тем, статьей 11 ТК РФ установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с ТК РФ, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона № 173-ФЗ.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В силу положений статьи 1 данного Федерального закона, резидентами являются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 1); физические лица, являющиеся гражданами РФ (пункт «а» пункта 6 части 1 статьи 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство пункт «б» пункта 6 части 1 статьи 1).
Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а, б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ являются нерезидентами (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1).
Использование валюты РФ в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
Согласно пункту 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о принятии председателем СПК «Овощное» С.А.М. необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных норм Закона № 173-ФЗ, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
При заключении трудовых договоров председатель СПК «Овощное» С.А.М. располагал информацией о том, что граждане Республики Узбекистан являются нерезидентами, как и не оспаривалось заявителем в поданной им жалобе.
Совершение административного правонарушения председателем СПК «Овощное» С.А.М. подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, расходным кассовым ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующих о выплате заработной платы резидентом нерезидентам наличными денежными средствами, а также ответом Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, согласно которому гражданине Республики Узбекистан ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, не имеют вида на жительство в Российской Федерации.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, с учетом требования статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ во взаимосвязи со статьями 1.5, 1.6 и 24.1 КоАП РФ, налоговой орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях председателя СПК «Овощное» С.А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанные в жалобе доводы заявителя председателя СПК «Овощное» С.А.М., об отсутствии в протоколе № старшего госинспектора ФИО1 № по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ записи о том, что представителю СПК «Овощное» разъяснялись права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, суд признает не состоятельными.
Согласно ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.
Согласно имеющимся материалам, должностным лицом МИФНС № по <адрес> принимались все необходимые меры к вызову С.А.М., для участия в рассмотрении дела, в том числе путем направления почтовых извещений.
Как следует из материалов дела, С.А.М. ДД.ММ.ГГГГ лично получил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о месте и времени составления протокола по данному совершенному правонарушению, однако С.А.М. для составления протокола не явился, в связи с чем протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие.
Для рассмотрения дела об административном правонарушении С.А.М. было предложено прибыть ДД.ММ.ГГГГ в МИФНС № по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес С.А.М. был направлен указанный протокол об административном правонарушении, а также разъяснение прав и обязанностей лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений.
Таким образом, неявка С.А.М. на составление протокола, является его собственной волей и невыполнением требований, установленных КоАП РФ.
Кроме того, доводы заявителя представителя СПК «Овощное» С.А.М. о том, что, несмотря на сложившуюся ситуацию на фоне распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, СПК «Овощное» своевременно выплачивало заработную плату, исполняя тем самым нормы Трудового кодекса Российской Федерации, судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Доводы жалобы о том, что административным органом при рассмотрении протокола и вынесении постановления о привлечении к ответственности не были учтены и рассмотрены положения ч. 2 ст. 4.4 и ст. 2.9 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу закона, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Вменяемое заявителю правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества как резидента к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, положения статьи 2.9 КоАП РФ, принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения председателя СПК «Овощное» С.А.М. от административной ответственности.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого налоговым органом оспариваемого постановления, жалоба в себе не содержит.
Обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, способных повлечь отмену постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление ФИО1 России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении председателя СПК «Овощное» С.А.М., оставить без изменения, а жалобу председателя СПК «Овощное» С.А.М. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ.
Судья В.С.Тельбухов
Копия верна. Судья: