Судья Сафонов Р.С. стр. 121г. г/п. 150 руб. 00 коп.
Докладчик Кучьянова Е.В. Дело № 33-7599/2018 28 ноября 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Поташевой Р.-М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе Павленко Людмилы Васильевны на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 9 августа 2018 г., которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Павленко Людмилы Васильевны к Администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, возложении обязанности включить в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы отказать».
Заслушав доклад судьи Кучьяновой Е.В., судебная коллегия
установила:
Павленко Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении ее и членов ее семьи ФИО и ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., возложении обязанности включить их в списки участников указанной подпрограммы.
Требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> и фактически проживала вместе с членами семьи в данном населенном пункте с момента регистрации. Решением Архангельского областного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № *** поселок Поморье Приморского района Архангельской области упразднен (закрыт). В связи с невозможностью проживания в данном населенном пункте она выехала в другое место жительства. При этом иного жилья, кроме находящегося в п. Поморье, она не имеет. Полагала, что имеет право на получение жилищной субсидии как лицо, выезжающее из закрывшегося населенного пункта. На ее обращение в администрацию МО «Приморский муниципальный район» по вопросу постановки на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением, получила отказ во включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. С данным решением она не согласна.
Определением суда от 30 мая 2018 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управления по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» на надлежащего – администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район».
Представитель истца Зайцева Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представители ответчика администрации МО «Приморский муниципальный район» Щипакова О.В. и Зайцева А.Н. возражали относительно удовлетворения искового заявления.
Третье лицо Павленко П.П. поддержал заявленные требования.
Истец Павленко Л.В. и представитель третьего лица министерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебное заседание не явились.
Судом принято указанное решение, с которым не согласна Павленко Л.В. и просит его отменить.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что, несмотря на нахождение офиса <данные изъяты> в г. Архангельске, все геологоразведочные работы производились на территории Приморского района, соответственно, работники предприятия проживали и работали в Приморском районе. Должность истца в <данные изъяты> не связана с офисной работой, поэтому она также работала в полевых условиях.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что местом рождения ее дочери в ДД.ММ.ГГГГ значится пос. Поморье, следовательно, в этот период местом жительства истца является этот поселок.
В ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывала новорожденного ребенка, не работала и периодически выезжала из поселка для получения медицинской помощи себе и ребенку, т.к. в поселке отсутствовали функционирующие медицинские учреждения. В связи с этим о составлении списков на переселение жителей пос. Поморье истцу не было известно, но это не свидетельствует об отсутствии факта проживания в поселке.
Более того, суд первой инстанции не учел, что бывший работодатель не может располагать полной информацией о месте проживания истца. Само по себе выбытие из поселка не свидетельствует о выселении из него. Также в отношении истца и членов ее семьи не предпринимались попытки со стороны местной администрации признать утратившими право пользования занимаемым в поселке жилым помещением.
Указывает, что регистрация по месту жительства в пос. Поморский является достаточным основанием для включения в список участников подпрограммы.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Приморский муниципальный район» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из полномочий, определенных ст. 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции, рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. Составляющей ее частью является подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее – Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Согласно вышеуказанной Подпрограмме право на улучшение жилищных условий в рамках основного мероприятия имеют граждане Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец Павленко Л.В. обратилась в администрацию МО «Приморский муниципальный район» с заявлением о включении ее вместе с членами семьи в состав участников Подпрограммы по тому основанию, что была зарегистрирована в упраздненном (закрытом) ДД.ММ.ГГГГ поселке Поморье Приморского района Архангельской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Комиссией по реализации на территории муниципального образования «Приморский муниципальный район» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. заявление Павленко Л.В. было рассмотрено, принято решение об отказе в признании ее участником подпрограммы и в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Как следует из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ***, основанием для отказа в удовлетворении заявления истца послужило несоответствие гражданина требованиям, указанным в пп. «и» п. 5 Правил, и неполное представление документов, указанных в пп. «ж» п. 19 Правил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе наличие у истца регистрации по месту жительства в закрытом населенном пункте – пос. Поморье при отсутствии надлежащих доказательств фактического проживания на его территории на дату закрытия, не свидетельствует о наличии у Павленко Л.В. права на участие в Подпрограмме и на получение социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он сделан при правильном применении и толковании норма материального и процессуального права и основан на имеющихся в деле доказательствах, которые в судебном решении получили надлежащую оценку.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» право на получение жилищных субсидий имеют граждане: выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах; проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан.
В силу пп. «и» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В пп. «ж» п. 19 Правил (в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции), закреплен перечень документов, которые необходимо подать для участия в Подпрограмме гражданам, указанным в пп. «и» п. 5 Правил, а именно: заявление (рапорт) об участии в Подпрограмме по форме согласно приложению № 1; документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1 (1) с приложением следующих документов: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий проживание по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из закрывающихся населенных пунктов, о постановке гражданина на указанный учет; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
При этом основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (п. 22 Правил).
Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм права в совокупности, следует, что для признания гражданина участником Подпрограммы и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат по основаниям п.п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 г. № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», юридически значимым обстоятельством является установление факта его проживания в населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о его закрытии.
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что решением Архангельского областного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № *** поселок Поморье Приморского района Архангельской области упразднен (закрыт).
Истец Павленко Л.В. была зарегистрирована в п. Поморье с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом до ДД.ММ.ГГГГ она являлась работником <данные изъяты> которая располагалась в п. Поморье Приморского района Архангельской обл.
Согласно сведениям из похозяйственной книги Павленко Л.В. вместе с членами семьи выбыла на работу в г. Архангельск в ДД.ММ.ГГГГ
Из трудовой книжки истца усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты> находившемся в г. Архангельске.
В следующий период с ДД.ММ.ГГГГ. Павленко Л.В. работала в <данные изъяты> в должности техника-контролера.
При этом из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> находилось в Приморском районе и имело офис в г. Архангельске.
Согласно письму директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № *** Павленко Л. В. входит в число <данные изъяты>, прописанных, но не проживающих в настоящее время по месту прописки в поселке Поморье и не выписавшихся после увольнения.
В списке на переселение жителей поселка Поморье Приморского района Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ Павленко Л.В. и члены ее семьи не значатся.
В судебном заседании третье лицо Павленко П.П. пояснял, что после рождения второй дочери в ДД.ММ.ГГГГ они проживали в съемном жилье в г. Архангельске, периодически приезжая в п. Поморье, где находились их вещи и откуда они не переезжали. При этом младшая дочь посещала детский сад, а старшая – заканчивала обучение в школе в г. Архангельске.
С учетом изложенных выше обстоятельств, установленных судом в процессе разбирательства по делу, не подтверждено, что Павленко Л.В. и члены ее семьи на дату закрытия п. Поморье ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживали в нем.
При этом трудоустройство истца в ДД.ММ.ГГГГ т.е. после закрытия поселка, в <данные изъяты> с местом работы в п. Поморье Приморского района не доказывает факт постоянного проживания в нем на дату принятия решения о закрытии.
Свидетельские показания ФИО2., затруднившейся уточнить сведения о дате выезда Павленко Л.В. из п. Поморье, равно как пояснить что-либо о составе ее семьи, свидетеля ФИО3., указавшего период работы Павленко Л.В. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что опровергается записями в ее трудовой книжке, правильно оценены судом и в совокупности с остальными добытыми по делу доказательствами признаны недостаточными для подтверждения факта постоянного проживания истца в п. Поморье на дату принятия решения о его закрытии.
Вопреки доводам апелляционной жалобы факт проживания истца и членов ее семьи в п. Поморье на дату его закрытия материалами дела не подтвержден, в связи с чем законных оснований для удовлетворения требований о включении истца в состав участников Подпрограммы у суда первой инстанции не имелось.
Регистрация Павленко Л.В. по месту жительства в п. Поморье, в том числе на дату его закрытия, при отсутствии достаточных доказательств фактического проживания в нем в силу требований закона не порождает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства в виде жилищной субсидии.
Довод подателя жалобы о том, что со стороны органов местного самоуправления в отношении истца не предпринимались попытки признать ее совместно с членами семьи утратившими право пользования занимаемым в п. Поморье жилым помещением, правового значения для правильного разрешения спора не имеют.
Позиция стороны истца, изложенная в апелляционной жалобе, в целом направлена на переоценку выводов суда первой инстанции, не содержит новых сведений, которые не были исследованы судом и нуждались бы в дополнительной проверке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 9 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Павленко Людмилы Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Е.В. Кучьянова