Дело № 2 – 868/2022
УИД 03RS0068-01-2022-001153-41
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2022 года с. Бакалы, РБ
Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Салимгареевой Л.З.,
при секретаре Валиевой Е.Н.,
с участием исполняющей обязанности прокурора Бакалинского района Ахуновой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Тимиргазину И.И. об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакалинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц Тимиргазину И.И. об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды, в обоснование иска указав, что прокуратурой Бакалинского района РБ с участием Главы сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан по обращению гражданина ФИО5 проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Проведенной проверкой установлено, что 15 октября 2015 года муниципальным районом Бакалинский район Республики Башкортостан и Тимиргазином И.И. заключен договор аренды земельного участка №. Арендуемый Тимиргазином И.И. земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, общая площадь 28340 кв.м, целевое назначение: для обслуживания прилегающей территории водоёма, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно договору арендатор обязан при осуществлении разрешенного использования земельных участков обеспечивать соблюдение требований санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иных установленных требований, использовать объект разумно, добросовестно, обеспечивая его сохранность на протяжении всего срока действия договора.
Вместе с тем, Тимиргазиным И.И. требования закона не соблюдаются, а именно, на момент проверки 13 июля 2022 года, установлены следующие нарушения: вокруг сороудерживающей решетки не убран мусор, вода из пруда спущена через паводковый водосброс, состоящий из водосборной трубы диаметром 1420 мм, вокруг водосбора имеется значительный размыв выходной части, задвижка на водосбросе треснута и закрыта, вокруг территории пруда раскидан мусор, территория загрязнена.
Арендатор Тимиргазин И.И. требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений игнорирует и никаких мер по устранению нарушений природоохранного законодательства не принимает. Данные нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц, так как эксплуатация гидротехнического сооружения в аварийном состоянии ставит под угрозу права жителей населенного пункта д. <адрес> РБ на безопасную жизнь и благоприятную окружающую природную среду, которые охраняются и гарантируются Конституцией РФ.
Истец просит суд обязать арендатора Тимиргазина И.И., проживающего по адресу: <адрес> устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды: провести очистку территории пруда, провести ремонт паводкового водосброса, состоящей из водосбросной трубы диаметром 1420 мм, провести ремонт верхнего откоса гребня плотины, засыпать вокруг водосброса значительный размыв выходной части, провести ремонт задвижки на водосбросе.
Определением суда в качестве третьих лиц привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Отдел по Бакалинскому району Управления по работе с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Ответчик Тимиргазин И.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Судебное извещение, вручено ответчику Тимиргазину И.И. лично в руки, что подтверждается его распиской.
Представители третьих лиц: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Отдела по Бакалинскому району Управления по работе с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Старокуручевский сельский совет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая вышеизложенное, суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку ответчик Тимиргазин И.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В судебном заседании исполняющая обязанности прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан Ахунова Г.Р. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Выслушав истца, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 14 октября 2015 года между Муниципальным районом Бакалинский район Республики Башкортостан (Арендодатель) в лице председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО4 и индивидуальным предпринимателем Тимиргазиным И.И. (Арендатор) заключен Договор №зем Аренды земельного участка, согласно которому Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> общей площадью 28340 кв.м, разрешенное использование: для размещения и обслуживания водного объекта.
Согласно п.4.2 вышеуказанного договора аренды, арендатор обязан при осуществлении разрешенного использовании земельного участка обеспечивать соблюдение требований санитарно – эпидемиологического надзора, пожарной безопасности, экологического надзора и иных установленных требований, использовать объект разумно, добросовестно, обеспечивая его сохранность; содержать в состоянии, отвечающим требованиям действующих нормативных актов, все существующие подземные, наземные и надземные сооружения и коммуникации на территории участка; не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению близлежащих территорий, в случае ухудшения качества участка возместить арендодателю убытки.
06 июля 2022 года в прокуратуру Бакалинского района Республики Башкортостан обратился житель д.Новоостанково ФИО5 с заявлением, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ, произошло промывка дамбы пруда и вода полностью ушла, чуть не смыв и расположенный ниже пруда переезд. Это произошло из-за того, что арендатор Тимиргазин И.И. своевременно не контролировал пруд.
13 июля 2022 года прокуратурой Бакалинского района РБ с участием Главы сельского поселения Старокуручевский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан по обращению гражданина ФИО5 проведена проверка.
По результатам проверки установлены следующие нарушения: вокруг сороудерживающей решетки не убран мусор, вода из пруда спущена через паводковый водосброс, состоящий из водосборной трубы диаметром 1420 мм, вокруг водосбора имеется значительный размыв выходной части, задвижка на водосбросе треснута и закрыта, вокруг территории пруда раскидан мусор, территория загрязнена.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.
Согласно статьи 34 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы. Приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Согласно статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая, что Тимиргазин И.И., по договору аренды обязан был при использовании земельного участка обеспечивать соблюдение требований санитарно – эпидемиологического надзора, экологического надзора и иных установленных требований, использовать объект разумно, добросовестно, обеспечивая его сохранность, содержать в состоянии, отвечающим требованиям действующих нормативных актов, все существующие подземные, наземные и надземные сооружения и коммуникации на территории участка, не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению близлежащих территорий, и на момент рассмотрения дела установленные проверкой нарушения в области охраны окружающей среды ответчиком не устранены, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198, 234-236 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Тимиргазину И.И. об обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды, удовлетворить.
Обязать Тимиргазина И.И. устранить нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды путем проведения очистки территории пруда, проведения ремонта паводкового водосброса, состоящей из водосбросной трубы диаметром 1420 мм, проведения ремонта верхнего откоса гребня плотины, засыпки вокруг водосброса значительного размыва выходной части, проведения ремонта задвижки на водосбросе.
Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.З. Салимгареева