Дело № 2-3637/2023
УИД 27RS0001-01-2023-003284-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 июля 2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дудко Н.Е.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Ненашевой И.А., истца Расторгуева А.П.,
при секретаре судебного заседания Алексееве Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Расторгуева Андрея Петровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о возложении обязанности включить в список, предоставить жилое помещение,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Министерству ЖКХ <адрес> в интересах Расторгуева А.П. и просил возложить на ответчика обязанность включить Расторгуева А.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того истец просил возложить на ответчика обязанность предоставить Расторгуеву А.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании заявления Расторгуева А.П. была проведена проверка по результатам которой установлено нарушение его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отказ ответчика во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не основан на законе, поскольку до 23 летнего возраста последний должен был быть поставлен на соответствующий учет, соответственно, до фактического обеспечения жилым помещением, право истца не утрачено. Доводы о закреплении за истцом жилого помещения не состоятельны, поскольку нормы жилья для обеспечения несовершеннолетнего, было недостаточно, жилое помещение признано непригодным для проживания. После обучения в профессиональном училище, истец отбывал наказание в исправительной колонии, не имел возможности обратиться для постановки на учет. С момента помещения несовершеннолетнего на полное государственное обеспечение и по настоящее время у истца отсутствует пригодное для проживания жилье, при том, что зарегистрированные права на объекты недвижимости отсутствуют. Фактически истец проживает в <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела не явился, сведений о причинах своей не явки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения деле не заявлял. Учитывая изложенное и руководствуясь положениями ст. 117, 168 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть в отсутствие не явившегося лица.
Согласно представленного ответчиком письменного отзыва, распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-р истцу отказано во включении в список детей-сирот в связи с тем, что на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях он не состоял. Органами местного самоуправления в адрес министерства сведения о включении истца в список, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ и копия учетного дела не передавались. Правовых оснований для включения его в список не имеется. Кроме того, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, за истцом сохранено жилое помещение в виде <адрес> в <адрес>, с заявлением о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении истец не обращался. Актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт невозможности проживания в жилом помещении, квартира признана непригодной для проживания в 2013 г., и данные документы приняты в период достижения истцом возраста старше 23 лет, т.е. в период с 26 до 30 лет. Жилищные права истца, были защищены в полном объеме. Включение истца в список будет являться основание для обеспечения его жилым помещением в установленном порядке, обстоятельством, препятствующим немедленному предоставлению истцу жилого помещения, является отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда края. Просит отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> – Ненашева И.А. поддержала исковые требования, ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства.
Истец Расторгуев А.П. исковые требования поддержал, пояснив, что на учет его должны были поставить в несовершеннолетнем возрасте, чего не было сделано, в дальнейшем он отбывал наказание в местах лишения свободы, его права на обеспечение жильем, ему не разъяснялись. В настоящее время отказывают по причине достижения 23-летнего возраста, не учитывая, что право на жилье у него имеется.
Выслушав прокурора, истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договора найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Как следует из п. 9 ст. 8 того же Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
Как следует из п. 2 ст. 2 названного <адрес> право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
Обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что Расторгуев А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО5 лишена родительских прав на основании решения Охотского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Расторгуев А.П. определен в Охотскую основную школу-интернат на полное государственное обеспечение, где находился до ДД.ММ.ГГГГ и с ноября 2001 г. обучался в Профессиональном лицее №, Профессиональном училище № <адрес>, находясь на полном государственном обеспечении.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Расторгуев А.П. отбывал наказание в местах лишения свободы, что следует из справки ФКУ ИК -3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р Расторгуеву А.П. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по тем основаниям, что истец обратился после 23-летнего возраста.
Доводы ответчика о том, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, за Расторгуевым А.П. закреплено жилое помещение в виде <адрес> по улЛермонтова в <адрес>, основанием для отказу в постановке на учет не являются, учитывая, что данное жилое помещение находилось в собственности ФИО5, лишенной родительских прав в отношении несовершеннолетнего, где последняя фактически проживала, соответственно, суждение о возможности совместного проживания истца с лицом, лишенным родительских прав, противоречит действующему законодательству.
Кроме того, общая площадь однокомнатной квартиры в 19,3 кв.м., в которой с ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете состояли четверо несовершеннолетних детей ФИО5, объективно недостаточна для обеспечения жилищных прав истца, т.е. менее учетной нормы на одного человека.
Таким образом, сохранение за Расторгуевым А.П. прав на жилое помещение, противоречило интересам несовершеннолетнего, соответственно, в данном случае, правовое значение имеет установление факта того, являлся ли Растрогуев А.П. обеспеченным жильем в несовершеннолетнем возрасте.
Исходя из анализа материалов дела, суд приходит к выводу о том, что у должностных лиц учреждения, в котором находился несовершеннолетний истец на полном государственном обеспечении, имелась обязанность выступать в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, поскольку по состоянию на дату помещения в учреждение, информация о недостаточности для обеспечения прав несовершеннолетнего жилой площадью, а также факт невозможности проживания его с лицом, лишенным родительских прав, у должностных лиц имелась, что корреспондировало к их обязанности предпринимать активные действия для защиты прав несовершеннолетнего, чего сделано не было и привело к нарушению прав Расторгуева А.П. на реализацию его жилищных прав.
Согласно сведений, представленных БТИ и Федеральной службой Росреестра, зарегистрированные права за Расторгуевым А.П. на объекты недвижимости отсутствуют.
Обсуждая доводы об обоснованности отказа Расторгуеву А.П. во включении в список, суд полагает, что применительно к рассматриваемому делу, Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> не учтены заслуживающие внимание обстоятельства, в том числе, отнесение истца до ДД.ММ.ГГГГ к числу лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещения специализированного государственного жилищного фонда, а также не обеспечения последнего до достижения им возраста 23 лет жилым помещением государственного жилищного фонда.
Именно данные обстоятельства отнесены действующим законодательством к юридически значимым, а обращение за защитой нарушенных жилищных прав после достижения возраста 23 лет, не относится к безусловным обстоятельствам для отказа в удовлетворении иска.
С ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и лица из их числа включаются в соответствующий список, в указанное время, истцу исполнилось 22 года, соответственно, необходимо исследовать совокупность обстоятельств, являющихся причиной не включения истца в список в период до достижения им совершеннолетия, при условии, что последний находился на полном государственной обеспечении.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии детям-сиротам и лицам из их числа, в частности, право на жилое помещение, заключающееся в однократном предоставлении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На момент принятия указанного закона, по состоянию на 1996 г., истец являлся несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, в период с 1993 г., т.е. с 11 лет, находился на полном государственном обеспечении, соответственно, при условии, что должностным лицам было известно о проживании в жилом помещении лица, лишенного родительских прав, и иных лиц, о недостаточности учетной нормы обеспечения при расчете на одного проживающего, истец имел право еще в несовершеннолетнем возрасте на получение однократно от органа исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находилось его место жительства, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Закона № 159 –ФЗ дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями, если они: 1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, или 2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным (площадь жилого помещения менее учетной нормы, жилое помещение признано непригодным для проживания и др.).
При рассмотрении гражданского дела установлено, что Расторгуев А.П. по состоянию на момент убытия из детского дома, а впоследствии из образовательного учреждения, в котором также находился на полном государственной обеспечении, жилым помещением обеспечен не был, и должностные лица безразлично отнеслись к судьбе несовершеннолетнего, допустив нарушение его жилищных прав, что и привело в последствие к невозможности реализации истцом прав без обращения за судебной защитой, при условии, необоснованного закрепления за ним жилого помещения.
Органы опеки и попечительства, также не поставили на контроль обеспеченность несовершеннолетнего жильем.
Право на социальную поддержку в виде обеспечения вне очереди жилым помещением по месту проживания у истца, как лица из числа детей-оставшихся без попечения родителей, возникло в силу статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР с момента приобретения истцом данного статуса (1993), при этом не постановка истца на учет, произошедшая в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей, в том числе, проверке жилищных условий, после лишения его матери родительских прав, не может являться основанием для лишения истца гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещения, поскольку такое право является безусловным, а его реализация не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий.
Расторгуев А.П. не являлся ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма на момент своего совершеннолетия, соответственно, имеются основания предусмотренные пунктом 1 статьи 8 указанного выше Федерального закона № 159-ФЗ для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, в результате допущенных органами исполнительной власти, нарушений, были ущемлены права несовершеннолетнего по состоянию на 2004 г. (момент убытия в места лишения свободы), который нуждался в предоставлении жилого помещения.
Именно невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, расценивается в настоящем споре как обстоятельства, по которым истец не смог своевременно реализовать свое право на получение жилого помещения. Достижения истцом возраста 23 лет, применительно к рассматриваемому делу, само по себе основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 Правил № 397 лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имела право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированого жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, но не были включены в списком.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умели оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлении их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родителей или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, т.е. предполагается, что эти лица на момент достижения возраста 23 лет в списках на обеспечение жильем состояние.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения (утв. Президиумом ВС РФ 29 ноября 2013 г.) в рамках спорных правоотношений подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец на момент 1 января 2013 г. относился к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но учитывая допущенные нарушения со стороны органов исполнительной власти, по объективным причинам не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, соответственно, не мог реализовать свое право на получение жилого помещение. Таким образом, ни к нанимателями, ни к членам семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственником жилого помещения, истец не относился, при том, что у него возникло право на получение жилого помещения до достижения возраста 23 лет.
Ссылку ответчика на тот факт, что истец не отнесен к специальной категории и не был поставлен в список на обеспечение жилье до достижения им возраста 23 лет, применительно к рассматриваемому спору, суд находит несостоятельной, поскольку только в рамках рассматриваемого спора судом установлено нарушение жилищных прав, допущенных в отношении истца органами исполнительной власти, в период его несовершеннолетия, которые при наличии к тому оснований, не поставили истца на соответствующий учет, соответственно, его требования о включении его в список и предоставлении жилого помещения, являются обоснованными даже при том, что на момент обращения как в Министерство жилищно-коммунального хозяйства в 2022 г., так и в суд в 2023 г., истец достиг возраста превышающего 23 лет и до указанного возраста не был включен в список.
Доводы ответчика об отсутствии жилых помещений, о наличии очередности, недостаточного финансирования к обстоятельствам, препятствующим в удовлетворении искового заявления, не относятся, учитывая гарантированность обеспечения жилыми помещения для указанной категории лиц. Представленные документы, в том числе, выписка из Росреестра подтверждают отсутствие у истца закрепленных прав собственности на объекты недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд принимает во внимание, что закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013г., согласно которой до достижения возраста 23 лет дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Положениями ст. 121 Семейного кодекса РФ установлено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Своевременная постановка истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения зависела, в том числе от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите прав истца в тот период времени, когда он был несовершеннолетний.
То обстоятельство, что истец своевременно не был включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными помещениями специализированного государственною жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений, не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного законом права.
Ссылка ответчика в распоряжении на утрату истцом права на предоставление социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением после достижением возраста 23 лет противоречит установленным обстоятельствам.
Факт достижения истцом 23-летнего возраста не препятствует министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить жилое помещение.
На основании изложенных норм права, Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> необоснованно отказало истцу во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, следовательно, он подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 02.08.2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░
(░░░░░ ░░░░░)