Решение по делу № 2-1309/2019 от 19.02.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2019 года                             г. Иркутск

Кировский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре судебного заседания Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней Томиловой Е. М., к Администрации <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней Томиловой Е. М., к Администрации <адрес>, требуя обязать ответчика предоставить несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 кв.м.

В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка по обращению Томилова М.Ю. по вопросу нарушения жилищных прав его несовершеннолетней внучки Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семья из трех человек: Томилова М.М. (мать), Литвинцева Э.М. (дочь), Томилова Е.М. (дочь). Согласно протоколу ВК от ДД.ММ.ГГГГ, справке, выданной ОГБУЗ «Иркутский психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ , Томилова Е.М. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний» Томилова Е.М. включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне. До настоящего времени администрация <адрес> жилое помещение по договору социального найма Томиловой Е.М. не предоставила.

В ходе судебного разбирательства по делу прокурор заявленные требования уточнил, просил обязать Администрацию <адрес> предоставить Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес>, общей площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь, не выше 3 этажа (с учетом категории «ребенок – инвалид»).

В судебном заседании помощник прокурора Ботвинко М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Серебренникова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Суду пояснила, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, не относится к полномочиям администрации <адрес>. Возложение на администрацию <адрес>, не обеспеченную средствами соответствующего бюджета, указанной обязанности, влечет причинение убытков бюджету <адрес>.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора - законный представитель несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Томилова М.М., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, реализовала свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя по доверенности Томилова М.Ю.

Представитель третьего лица Томиловой М.М.Томилов М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, в судебном заседании полагал заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив все представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Данный конституционный принцип выражается в трех юридических возможностях: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10, 13, 14 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» во исполнение ст. 51 ЖК РФ утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Указанное постановление утратило силу с 1 января 2018 года, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 N 859 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 987н от 29.11.2012 года утвержден новый Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Согласно части 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Томилов М.Ю., действуя в интересах законного представителя несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Томиловой М.М., обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении жилищных прав ребенка – инвалида.

По результатам проверки, проведенной по обращению Томилова М.Ю., прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Томилова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает хроническим заболеванием <данные изъяты>), которое было включено в ранее действовавший Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утративший силу с 18.01.2018 г. что подтверждается выпиской из протокола ВК ОГБУЗ «<адрес> психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ

В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 987н от 29.11.2012 г., зарегистрированный в Минюсте России 18 февраля 2013 года N 27154, хроническое заболевание, которым страдает несовершеннолетняя Томилова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не включено, что подтверждается ответом ОГБУЗ «<адрес> психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда.

Согласно справке серии МСЭ-2014 от ДД.ММ.ГГГГ Томиловой Е.М. была установлена инвалидность по категории «ребенок – инвалид».

Согласно сведениям отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по <адрес>, справке ОАО «Южное управление жилищно – коммунальными системами», несовершеннолетняя Томилова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Как следует из поквартирной карточки, имеющейся в материалах дела, помимо несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающей хроническим заболеванием, при наличии которого невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в указанной квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Томилова М.М., Литвинцева Э.А., Радушевская Н.М., Томилов М.Ю., Томилова М.Р.

Указанное жилое помещение было предоставлено исполнительным комитетом Октябрьского городского районного Совета народных депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ Томиловой И.И. на основании ордера серии А .

Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, литер А, признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Администрации <адрес> к Томилову М.Ю., Бурбуловой Э.Ю., Томиловой М.Р., Радушевской Н.М., Томиловой М.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Томиловой Е.М., Литвинцевой Э.А., ответчики Томилов М.Ю., Бурбулова Э.Ю., Томилова М.Р., Радушевская Н.М., Томилова М.М. с несовершеннолетними Томиловой Е.М. и Литвинцевой Э.А., были выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 65 кв.м., с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 109,2 кв.м.

Из материалов дела также следует, что исполнительное производство -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом <адрес>, в отношении должника Томилова М.Ю., было окончено ДД.ММ.ГГГГ фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Из пояснений представителя Томиловой М.М.Томилова М.Ю. в судебном заседании следует, что в настоящее время семья Томиловых лишена жилья, мать ребенка вынуждена арендовать жилое помещение. Данное обстоятельство стало основанием многочисленных обращений в органы государственной власти по вопросам нарушения жилищных прав и социальных гарантий, предоставленных инвалидам и малоимущим семьям, копии которых вместе с ответами были предоставлены Томиловым М.Ю. в материалы дела.

По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» на запросы суда, сведений о принадлежности на праве собственности жилых помещений несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также ее матери - Томиловой М.М., не имеется.

Как усматривается из материалов учетного дела истца, предоставленного Администрацией <адрес> по запросу суда, распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Томилова М.М., с семьей из трех человек: дочь – Литвинцева Э.А., дочь – Томилова Е.М., зарегистрированная по адресу: <адрес>. Включена в список лиц, страдающих тяжелыми формам хронических заболеваний согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, Томилова М.М., зарегистрированная по адресу: <адрес>, на основании справки ОГБУЗ «<адрес> психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ .

Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по управлению Октябрьским округом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 37 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, Томилова Е.М., очередник по списку нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная по адресу: <адрес>, на основании справки ОГБУЗ «<адрес> психоневрологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ .

Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось стороной ответчика, до настоящего времени жилое помещение Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлено не было.

Согласно ответу и.о. заместителя мэра – руководителя аппарата администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос первого заместителя прокурора <адрес> о предоставлении информации по обращению Томилова М.Ю. о нарушении его жилищных прав, жилищных прав его внучки – инвалида Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время учетный номер семьи Томиловой М.М. по общему списку граждан, состоящих на указанном учете в администрации <адрес><данные изъяты>. По вопросу очередности по списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, администрацией <адрес> ведется список указанной категории граждан, сформированный по дате принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, на основании распорядительных актов администрации <адрес>, а также список граждан указанной категории, в отношении которых судом приняты решения, обязывающие муниципалитет предоставить жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке, сформированный администрацией <адрес> по дате поступления решений суда на исполнение. В настоящее время номер Томиловой Е.М. по списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма <данные изъяты>

Согласно пояснениям представителя Администрации <адрес> в судебном заседании, полномочия по обеспечению жильем инвалидов отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищный кодекс РФ, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях указанной категории граждан, не возлагает дополнительной обязанности по обеспечению инвалидов жильем во внеочередном порядке. Применительно к инвалидам, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жильем должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета <адрес>. В настоящее время на территории <адрес> не принят областной закон о наделении органов местного самоуправления <адрес> полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки, в связи с чем, администрация <адрес> не несет обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма в порядке п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Оценивая представленные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что несовершеннолетняя Томилова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь ребенком – инвалидом, страдает хроническим заболеванием, ранее включенным в Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отдельной жилой площадью на момент рассмотрения дела не обеспечена, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

Суд учитывает, что, несмотря на то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», утратил силу, права несовершеннолетней Томиловой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на обеспечение жильем, признанное за ней в период его действия, не могут быть нарушены несвоевременным исполнением органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Доводы ответчика о том, что исполнение обязанности по предоставлению гражданам, имеющим заболевания, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.

Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г., граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая, в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 28.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 04.04.2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", предусмотрены категории граждан, для которых определяется форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 04.04.2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется для следующих категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем:

1) отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);

2) инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 4(1) Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 года N 6-оз "Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области", статьей 21 Устава Иркутской области, Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп, уполномоченным на предоставление таких выплат органом определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 13.08.2014 N 123-мпр "Об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей" (вместе с "Положением об организации предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям ветеранов и членов их семей").

При этом внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

Предоставление гражданам жилых помещений в соответствии со ст. 4 Закона " Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области" осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат, в то время как вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма относятся к компетенции органов местного самоуправления.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008г. граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения    муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения у вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0).

В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года N 1563-0-0, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12,40, 130 (часть 1), 132 (часть 1), Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.

Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, действующим законодательством не определен.

Предметом данного гражданского спора является предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, которое отнесено федеральным законодателем для категории малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, к полномочиям органа местного самоуправления. При этом для правильного разрешения данного спора с участием физического лица не имеет правового значения источник финансирования расходных обязательств соответствующего бюджета.

При таких обстоятельствах, суд находит требования к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить Томиловой Е.М. жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес>, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма определена решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <адрес>» и составляет 15,0 кв.м общей площади на одного человека.

Таким образом, истцу может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15,0 кв.м.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Как усматривается из протокола ВК ОГБУЗ Иркутского психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ г. № , заболевание, которым страдает Томилова Е.М., подходит под действие ранее действовавшего постановления от ДД.ММ.ГГГГ п. 2 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь».

То обстоятельство, что приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ г «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», действующим с ДД.ММ.ГГГГ, данное заболевание не предусмотрено, суд не может принять во внимание, поскольку Томилова Е.М. не была обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, изменение законодательства после возникновения права не освобождает ответчика как обязанное лицо от исполнения обязанности, которая была возложена на него законом. Кроме того, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования о предоставлении Томиловой Е.М. жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, суд находит подлежащими удовлетворению.

Между тем, доводы стороны истца о том, что предоставляемая Томиловой Е.М. квартира должна быть расположена не выше третьего этажа, суд находит подлежащими отклонению, поскольку доказательств того, что по состоянию здоровья Томиловой Е.М. противопоказано проживание в квартире выше третьего этажа, в том числе медицинских документов, подтверждающих данное обстоятельство, суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> предоставить Томиловой Е. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма пригодное для проживания жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте <адрес>, площадью не менее 15 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.

В части требований о предоставлении жилого помещения не выше третьего этажа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                      М.Л. Безъязыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 17 мая 2019 г.

2-1309/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Прокурор города Иркутска
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Томилова Марина Михайловна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Безъязыкова Марина Львовна
Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
19.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2019Передача материалов судье
22.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2019Судебное заседание
25.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Судебное заседание
08.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
31.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее