№ 2а-470/2021
УИД 21RS0017-01-2021-000634-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2021 года г. Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Бочкаревой И.И.,
с участием заместителя Шумерлинского межрайпрокурора Ксенофонтова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шумерлинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице _____________, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайпрокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице _____________ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административный иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в мае 2021 года проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ходе проверки Интернет ресурсов, содержащих информацию о молодежных группах антиобщественной направленности, криминальной субкультуры «А.У.Е.» и других сходных течений установлено, что в сети «Интернет» на сайте _____________ размещена информация, содержащая «блатные поговорки», в которых пропагандируется криминальная субкультура, предлагается совершать преступления, употреблять алкогольную продукцию и т.д. Войти на сайт и ознакомиться с его содержанием может любой человек, в том числе несовершеннолетний, так как вход свободный, регистрация и пароль не требуются.
Заместитель Шумерлинского межрайонного прокурора Ксенофонтов Н.М. в судебном заседании поддержал административный иск по доводам, изложенным в нем.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск.
В отзыве отмечено, что передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с положениями ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Внесение в единый реестра информации по судебному решению возможно, если данное решение содержит: заключение о том, что информация признана запрещенной на все территории Российской Федерации; доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, описание запрещенной информации; пункт о направлении копии решения суда оператору Единого реестра (Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу) для внесения сведений в Единый реестр. По состоянию на 24.06.2021 доступ к сайту не ограничен.
Выслушав заместителя Шумерлинского межрайонного прокурора Ксенофонтова Н.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации в сети «Интнернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе, по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.
В силу ст.3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст.10 того же закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст.9 того же закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с требованиями частей 1, 2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
В силу частей 1-2 ст. 11 данного закона оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В ходе изучения сайта eais.rkn.gov.ru «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», вышеуказанный Интернет-сайт запрещенным не значится.
Таким образом, информация, размещенная на интернет-странице _____________, пропагандирует криминальную субкультуру, побуждает к совершению преступлений, употреблению алкоголя и т.п.
Данная информация находится в свободном доступе, доступна неопределенному кругу лиц, пропагандирует криминальную субкультуру, предлагает совершать преступления, употреблять алкогольную продукцию. Тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Согласно ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года №228.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
Устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только путем признания информации, размещенной на Интернет-странице _____________, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Учитывая вышеизложенное, требования Шумерлинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Шумерлинского межрайпрокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице _____________, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 года.
Судья Н.Б. Миронова