.дело № 2-136/2024
УИД 25RS0022-01-2024-000104-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 26 февраля 2024 года
Октябрьского округа Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кандыбор С.А.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
с участием прокурора Иващенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Приморского края, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности зданий котельных,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Октябрьского муниципального округа <адрес> (далее – администрация <адрес>), в обоснование которого указано следующее. <адрес> проведена проверка исполнения <адрес> требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности учреждений. В ходе проверки установлено, что в отношении котельных, расположенных по адресам: № по пер. Рабочий, <адрес>Б <адрес>; № по <адрес>Б <адрес>; № по <адрес>Б <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>А <адрес>, их собственником Администрацией Октябрьского муниципального округа не принято мер к пресечению беспрепятственного доступа на объекты топливно-энергетического комплекса, ограждения и/или иные объекты защиты от несанкционированного проникновения на них отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес администрации Октябрьского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений, нарушения до настоящего времени не устранены. Просит обязать Администрацию Октябрьского муниципального округа Приморского края не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить ограждение поименованных в иске котельных.
В судебном заседании прокурор Иващенко А.А. исковое заявление поддержала на основании приведенных доводов, указала на ошибочность указания в иске на законодательство, регламентирующее антитеррористическую безопасность образовательных учреждений.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела, просил провести судебное разбирательство без своего участия, в отзыве на иск указал на признание исковых требований в полном объеме. В ответ на требование прокурора об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности административным ответчиком сообщено, что на территории Октябрьского муниципального округа расположены 30 котельных, из них: 18 котельных имеют ограждение либо расположены на закрытых территориях, 12 котельных не имеют ограждения. Все котельные, переданы в ведение Михайловского филиала КГУП «Примтеплоэнерго». В соответствии с действующим внутренним режимом функционирования объектов КГУП «Примтеплоэнерго», доступ на указанные объекты имеет ограниченный круг лиц: сотрудники КГУП «Примтеплоэнерго»; сотрудники Администрации Октябрьского округа - при предъявлении служебного удостоверения; представители надзорных органов - при проведении контрольно-надзорных мероприятий и проверок. Помещения котельных оборудованы запорными устройствами и системами сигнализации для предотвращения несанкционированного доступа на объекты. В Михайловском филиале КГУП «Примтеплоэнерго» организованы мобильные группы немедленного реагирования в количестве 12 человек, выезжающие в случае срабатывания систем сигнализации. Администрацией Октябрьского округа, в дополнение к перечисленным мерам безопасности, предусмотрены мероприятия по устройству сплошных ограждений, указанные мероприятия будут реализованы при наличии финансирования.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица КГУП «Притеплоэнерго» П.С. поддержала доводы письменного отзыва, согласно которым на основании заключенных договоров аренды имущества №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ поименованные в иске котельные переданы КГУП «Примтеплоэнерго». Бремя содержания такого имущества несет его собственник. В силу положений Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» выполнение требований антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности, обеспечиваются органами местного самоуправления, субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым не присвоена категория опасности, либо объектами, которые не подлежат категорированию (таковыми являются указанные в иске котельные), самостоятельно определяют требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов. Решение суда по исковым требованиям оставила на усмотрение суда.
Изучив доводы сторон, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что к основным принципам противодействия терроризму относится приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Частью 3.1 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Частью первой ст. 3 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установлено, что целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно- энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» закреплены основные понятия, используемые для целей указанного Федерального закона, в том числе: под антитеррористической защищенностью объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта, под безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса понимается состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; под инженерно-техническими средствами охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно- энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (ст. 2). Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном праве этими объектами (ч. 1 ст. 6). Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства (ч. 1 ст. 9).
Судом установлено, что в собственности администрации Октябрьского муниципального округа находятся котельные: №, расположенная по адресу пер. Рабочий, <адрес>Б <адрес>; № по <адрес>Б <адрес>; № по <адрес>Б <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>А <адрес>, меры к пресечению беспрепятственного доступа на указанные объекты топливно-энергетического комплекса администрацией Октябрьского муниципального округа не обеспечены, ограждения и/или иные объекты защиты от несанкционированного проникновения отсутствуют. Ввиду отсутствия ограждения у посторонних лиц имеется свободный доступ к объекту ТЭК.
В силу п.п. 6.1, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Таким образом, на Администрации Октябрьского муниципального округа лежит обязанность устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности.
Имеющиеся нарушения норм антитеррористической защищенности нарушают права, свободы и интересы работников, а также иных лиц, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Доказательств, связанных с выполнением данного мероприятия ответчиком Администрацией Октябрьского муниципального округа на дату рассмотрения настоящего иска не представлено.
По изложенному, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности зданий котельных, полагая его разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск прокурора Октябрьского района Приморского края (ИНН 2536042415) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края (ИНН 2522004378) о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности зданий котельных.
Возложить на Администрацию Октябрьского муниципального округа <адрес> обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия, связанные с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности зданий котельных – установить ограждение котельных:
- №, по адресу: <адрес>
- №, по адресу: <адрес>
- №, по адресу: <адрес>
- №, по адресу: <адрес>
- №, по адресу: <адрес>
Разъяснить ответчику, что в соответствии с частью 2 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Судья С.А. Кандыбор
Мотивированное решение составлено 27.02.2024.