Дело № 2-1745/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сыртлановой О.В.,
при секретаре Денисламове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы в интересах Кафарского М. П. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы в интересах Кафарского М. П. обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указывая, что прокуратурой Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы проведена проверка по обращению Кафарского М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что мать Кафарского М.П. Гаврилова Е.Г. умерла 01.08.2013г., отец Кафарский П.М. лишен родительских прав. Кафарский М.П. воспитывался в ГБУ РСП для детей и подростков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где находился на государственном обеспечении, своего жилья не имеет. В 2014 году закончил МБОУ среднюю общеобразовательную школу № Орджоникидзевского <адрес> ГО <адрес>. В 2017 году окончил ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства <адрес>. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-р Кафарский М.П. принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления, однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства Кафарскому М.П. до настоящего времени ответчиками не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, тем самым нарушены жилищные права Кафарского М.П., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. Приводя данные обстоятельства, истец просит суд обязать ответчиков предоставить Кафарскому М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным стандартам и технических требованиям, площадью не менее 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Представитель истца помощник прокурора Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы Иткулова Н.У. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Кафарский М.П. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель Администрации городского округа <адрес> РБ Туктамышева А.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> РБ Блохина М.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав довода возражения на исковое заявление.
Министерство образования РБ, Министерство финансов РБ, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Свидетель Гаврилова Н. М., будучи предупрежденной судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, в судебном заседании пояснила, что является бабушкой Кафарского М.П. Квартира по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирован ее внук, находится в ее собственности, собственного жилья Кафарский М.П. не имеет.
Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, неявившихся на судебное заедание.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Европейский суд по правам человека указывает, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу James and Others).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Судом установлено, что Кафарский М. П. родился ДД.ММ.ГГГГ, мать Кафарского М.П. Гаврилова Е.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Кафарский П.М. решением Калининского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа г. Уфы РБ №-р от ДД.ММ.ГГГГ Кафарский М.П. поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Установлено, что Кафарский М.П. какого-либо закрепленного за ним жилья не имеет, собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается справками ГУП БТИ Республики Башкортостан, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ. Зарегистрирован по адресу: <адрес> по месту жительства его бабушки Гавриловой Н.М., что подтверждается справкой УФМС России по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Правопритязания на указанное помещение у Кафарского М.П. отсутствуют, собственником квартиры является Гаврилова Н.М.
Кафарский М.П. окончил МБОУ средняя общеобразовательная школа № Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> РБ, ГБПОУ Башкирский колледж сварочно-монтажного и промышленного производства г.Уфы РБ, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании, дипломом о среднем профессиональном образовании соответственно.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Башкортостан №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления городских округов в <адрес> наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>.
Исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на Администрацию городского округа <адрес> РБ.
Довод представителя Администрации городского округа г.Уфы РБ о том, что он является ненадлежащим ответчиком, так как согласно действующему законодательству государственным заказчиком и главным распорядителем средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету <адрес> на осуществление государственных полномочий Российской федерации по обеспечению жильем указанной категории граждан, является государственный комитет по строительству и архитектуре РБ, судом отклонен, поскольку вопрос о финансировании мероприятий, направленных на обеспечение граждан, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями по договорам социального найма предметом рассматриваемого спора не является. Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.
Довод представителя Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа г. Уфы РБ относительно того, что в их обязанности не входит обеспечение граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслуживает внимания и подтверждается Положением об Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа г. Уфы РБ, утвержденном решением Совета городского округа г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Совета городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об
утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества Находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого смещения, действующих на территории городского округа <адрес>» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Кафарский М.П. в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы в интересах Кафарского М. П. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить Кафарскому М. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м и заключить с нем договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
В удовлетворении исковых требований прокурора Орджоникидзевского <адрес> г. Уфы в интересах Кафарского М. П. к Администрации Орджоникидзевского <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.
Судья О.В. Сыртланова