Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2021-000653-95
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2021 года по делу № 2а-251/2021
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре судебного заседания А.В. Удоратиной,
с участием прокурора Г.В. Зин,
административного ответчика – главы сельского поселения «Югыдъяг» В.В. Паршукова,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Югыдъяг» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Югыдъяг» о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района рассмотрена информация Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Куломского района о несоблюдении органами местного самоуправления сельского поселения «Югыдъяг» требований законодательства при осуществлении полномочий по обеспечению пожарной безопасности на территории сельского поселения. Согласно представленным сведениям ОНД и ПР Усть-Куломского района от 03.06.2020 № 366-4-24 на территории сельского поселения «Югыдъяг» в п. Белоборск не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Также п. Белоборск не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается требуемый нормам расход воды на нужды пожаротушения. По данному факту прокуратурой района в администрацию сельского поселения «Югыдъяг» внесено представление от 27.07.2020 № 07-02-2020 с требованием устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности. Согласно ответу администрации сельского поселения «Югыдъяг» от 03.09.2020 № 415 нарушения, указанные в представлении от 27.07.2020 № 07-02-2020 фактически не устранены. Требования предписания от 29.04.2020 № 31/1/1 со сроком исполнения до 01.04.2021 в части обеспечения п. Белоборск достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а также обеспечения требуемым нормам расхода воды на нужды пожаротушения административным ответчиком не исполнены. ОНД и ПР Усть-Куломского района администрации сельского поселения «Югыдъяг» вновь выдано предписание от 20.05.2021 № 21/1/1 со сроком устранения нарушений до 01.04.2022. Несоблюдение администрацией сельского поселения «Югыдъяг» установленных требований пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также создаётся угроза повреждения частного, государственного и муниципального имущества, леса и иных лесных насаждений, расположенных на территории поселения вблизи пожарных водоемов.
Участвующий в деле прокурор Зин Г.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – глава сельского поселения «Югыдъяг» Паршуков В.В. исковые требования признал частично, пояснил, что на указанные мероприятия в бюджете сельского поселения денежные средства не предусмотрены.
Представитель заинтересованного лица - Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Куломского района (далее - ОНД и ПР Усть-Куломского района) в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9 части 1, часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) установлено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
На основании статьи 5 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу статей 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила).
В пункте 75 Правил указано, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
В населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (пункт 4.1).
Для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети населенного пункта расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров следует принимать по таблице 1. При этом принятое значение расхода воды на наружное пожаротушение должно быть не менее расхода воды для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала в соответствии с пунктом 5.2 настоящего свода правил (пункт 5.1).
Пожарный объем воды в резервуарах определяется исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара согласно требованиям раздела 5 из условия обеспечения: пожаротушения из пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов; специальных средств пожаротушения (спринклеров, дренчеров и др.), не имеющих собственных резервуаров (пункт 9.2).
Объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (пункты 10.2, 10.3).
Из материалов дела усматривается, что на территории п. Белоборск сельского поселения «Югыдъяг» не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Также п. Белоборск не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается требуемый нормам расход воды на нужды пожаротушения.
По факту отсутствия условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в п. Белоборск прокуратурой района в администрацию сельского поселения «Югыдъяг» внесено представление от 27.07.2020 № 07-02-2020 с требованием устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности.
Как следует из ответа администрации сельского поселения «Югыдъяг» от 03.09.2020 № 415, нарушения, указанные в представлении от 27.07.2020 № 07-02-2020, фактически не устранены.
Требования выданного ОНД и ПР Усть-Куломского района предписания от 29.04.2020 № 31/1/1 со сроком исполнения до 01.04.2021 в части обеспечения п. Белоборск достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а также обеспечения требуемым нормам расхода воды на нужды пожаротушения, администрации сельского поселения «Югыдъяг» не исполнены.
По факту неисполнения части требований предписания глава администрации сельского поселения «Югыдъяг» Паршуков В.В. постановлением мирового судьи Ульяновского судебного участка Усть-Куломского района Республики Коми от 02.06.2021 № 5-340/2021 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОНД и ПР Усть-Куломского района администрации сельского поселения «Югыдъяг» вновь выдано предписание от 20.05.2021 № 21/1/1 со сроком устранения нарушений до 01.04.2022.
Несоблюдение администрацией сельского поселения «Югыдъяг» установленных требований пожарной безопасности влечет невозможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, а также создаётся угроза повреждения частного, государственного и муниципального имущества, леса и иных лесных насаждений, расположенных на территории п. Белоборск.
Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию сельского поселения «Югыдъяг» в срок до 01.04.2022 в п. Белоборск:
создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении мер пожарной безопасности в иных формах;
обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечить требуемый нормам расход воды на нужды пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 17 августа 2021 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца