Решение по делу № 33-7249/2024 от 07.08.2024

Ленинский районный суд г.Махачкалы

Судья ФИО11

Номер дела в суде 1-й инстанции

УИД 05RS0-07

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 ноября 2024 года по делу № 33-7249/2024, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей ФИО18 и ФИО17,

при секретаре судебного заседания ФИО12,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан к ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО5 о выселении из служебного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи ФИО18, судебная коллегия

установила:

Министерство по земельным и имущественным отношениям РД обратилось в суд с иском к ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о выселении из служебного жилого помещения

В обоснование требований указано, что Республике Дагестан на праве собственности принадлежит квартире с кадастровым номером 05:40:000067:12272, расположенная по адресу г. Махачкала <адрес>.

Согласно договору найма служебного жилого помещения от 30.04.1996 Хозяйственное управление Администрации Госсовета и Правительства РД передало ФИО6, указанное служебное помещение по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, в связи с вступлением в полномочия депутата Народного Собрания Республики Дагестан

Распоряжением Управления делами Президента Республики Дагестан от <дата> , спорное жилое помещение, занимаемое ответчиком на основании договора найма служебного жилого помещения от <дата> было передано на баланс Госжилинспекции РД, в связи с завершением срока депутатских полномочий ФИО6 и переходом его на государственную гражданскую службу в Госжилинспекцию РД.

Служебный контракт, заключенный между ФИО3 и Госжилинспекциией РД был расторгнут <дата>, в связи с чем прекратились основания занимать служебное жилое помещение.

    Просит суд: выселить ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО3 из служебной квартиры, расположенной по адресу г. Махачкала, <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Ввиду установления факта смерти ответчика ФИО1 в 2019 году определением суда от <дата> производство по делу по иску Министерства по земельным и имущественным отношениям РД к ФИО1 о выселении из служебного жилого помещения, прекращено.

Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 20 июля 2023 года постановлено:

«Исковое требования Министерства по земельным и имущественным отношениям РД удовлетворить частично.

Выселить ответчиков ФИО6, ФИО2, ФИО3 из жилого помещения - <адрес> г. Махачкала, с кадастровым номером 05:40:000067:12272, без предоставления другого жилого помещения».

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан. Спорная квартира была предоставлена ему с членами семьи в 1996 г. как депутату Народного Собрания РД на постоянной основе, <дата> хозяйственное управление Администрации Государственного Совета Правительства РД заключило с ним договор найма служебного жилого помещения. В последующем оно было переименовано в Управление делами Государственного Совета РД. В марте 1999 года истек срок его депутатских полномочий. В июле 2005 <адрес> делами Государственного Совета РД обратилось в суд с иском к нему о выселении, производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска. Распоряжением Управления делами Президента РД от <дата> за квартира была передана на баланс ГЖИ РД по акту приема-передачи, в связи с переходом его по окончании срока депутатских полномочий на государственную гражданскую службу в ГЖИ РД. Новый договор найма с ним не заключался. Несмотря на это, он фактически владеет спорной квартирой на условиях социального найма. Приказом от <дата> л/с служебный контракт с ним был расторгнут, он уволен с государственной гражданской службы. На протяжении 27 лет он проживал с семьей в спорной квартире, оплачивал коммунальные услуги, осуществлял капитальный и текущий ремонт. В силу п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ он не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В апелляционном представлении помощник прокурора <адрес> г.Махачкалы ФИО13 просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что судом не установлен круг лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты вынесенным решением, не привлечены к участию в деле дети ответчика, проживающие по указанному адресу.

Определением от <дата> судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, поскольку из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении наряду с ФИО2 проживают ее дети ФИО7, ФИО8, ФИО5, не привлеченные к участию по делу.

В ходе рассмотрения дела Министерство по земельным и имущественным отношениям РД исковые требования уточнило с учетом проживающих в спорном жилом помещении лиц, просило выселить ФИО3, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО5 из спорного жилого помещения.

В возражениях на исковое заявление ФИО3 просил в удовлетворении исковых требований Минимущества РД отказать.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст. 113, 117 ГПК РФ, судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц, надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения ФИО3, просившего в удовлетворении иска отказать, заслушав заключение прокурора отдела Прокуратуры РД ФИО14, полагавшего исковые требования Минимущества РД не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно п.1 части 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения

Частью 3 ст.92 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления

Кроме того, из ч.1 ст. 99 ЖК РФ следует, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Согласно ч.1 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Частью 2 ст.100 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 42 Постановления Пленума от 02 июля 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.

В силу ч.2 ст.103 ЖК РФ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Из ч. 1 ст. 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.

Из материалов дела следует, что в собственности Республики Дагестан с <дата> находится квартира с кадастровым номером 05:40:000067:12272, площадью 53,6 кв.м., расположенная по адресу: РД, г.Махачкала, <адрес> (Комсомольский), <адрес>.

Согласно договору найма служебного жилого помещения от <дата> хозяйственное управление Администрации Госсовета Правительства РД предоставило ФИО4 как депутату Народного Собрания РД на период действия срока депутатских полномочий, жилое помещение по адресу: г. Махачкала, <адрес>.

Согласно п. 6 договора найма, наниматель обязан освободить занимаемое жилое помещение в течение 3-х месяцев после прекращения депутатских полномочий, при этом поставить в известность наймодателя за 2 недели до освобождения.

Согласно представленной трудовой книжке АТ–III , <дата> ФИО3 освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока полномочий по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ.

<дата> ФИО3 принят на должность ведущего специалиста – инспектора в Госжилинспекцию РД.

Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> прекращено производство по делу Управления по делам Государственного совета к ФИО6 о выселении в связи с отказом от иска.

В последующем, Распоряжением Управления делами Президента Республики Дагестан от <дата> , спорное жилое помещение, занимаемое ответчиком на основании договора найма служебного жилого помещения от <дата>, было передано на баланс Госжилинспекции РД, в связи с завершением срока депутатских полномочий ФИО6 и переходом его на государственную гражданскую службу в Госжилинспекцию РД.

<дата> с ФИО3 расторгнут служебный контракт на основании п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона РД «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» от <дата> N 32.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы <дата> в удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции РД к ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о выселении без предоставления другого жилого помещения и признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, отказано.

В удовлетворении встречного иска ФИО6 к Государственной жилищной инспекции РД об обязании решения вопроса приватизации путем безвозмездной передачи квартиры, расположенной по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, в его собственность, отказано.

Основанием для отказа в удовлетворении требований послужило отсутствие зарегистрированного права на спорное жилое помещение за Госжилинспекцией РД.

Статьей 13 Федерального закона от <дата> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст. 108 ЖК РСФСР, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:

1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними <.>.

Из содержания ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Такой совокупности обстоятельств по делу не установлено.

ФИО3 достиг пенсионного возраста в 2016 году, он и члены его семьи не состоят на учете в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании ответчики доказательств правомерности проживания в спорном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности Республике Дагестан, не представили. Согласно договору найма от <дата> спорная квартира предоставлена ФИО3 на период действия срока депутатских полномочий. После прекращения депутатских полномочий ФИО3 служебное помещение не освободил.

Согласно справки ООО «УО-13» от <дата>, в спорном жилом помещении проживают: ФИО3, ФИО2 – дочь, ФИО7, ФИО8, ФИО5 – внуки.

Ответчики в спорном помещении не зарегистрированы, занимают его без каких-либо оснований.

Как установлено судом, ФИО3, 1956 года рождения, с 2016 года является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 21 443, 21 руб. С 1977 года зарегистрирован по адресу: РД, <адрес>.

Из материалов дела следует, что трудовые отношения, в связи с которыми ФИО3 спорное жилое помещение было предоставлено для временного проживания, прекращены, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО3 не состоит.

В судебном заседании ФИО2 показала, что состоит в зарегистрированном браке с ФИО15, с супругом не проживает, с детьми проживает в спорной квартире.

В собственности ФИО2 имеется земельный участок площадью 531 кв.м., с кадастровым номером 05:47:040040:133 под индивидуальное жилищное строительство по адресу: РД, <адрес>.

Согласно материалам дела, дети ФИО2 - ФИО7, ФИО8 зарегистрированы по адресу: РД, <адрес>, работают и обучаются за пределами РД.

Доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему спору несостоятельны, поскольку право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано за истцом <дата>.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что законных оснований для пользования указанным помещением у ответчиков не имеется, при этом спорное помещение они не освобождают, предусмотренных законом оснований, в соответствии с которыми ответчики не могут быть выселены из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, по делу также не установлено, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований истца о выселении ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 20 июля 2023 года отменить.

Исковые требования Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан удовлетворить.

Выселить ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО5 из жилого помещения с кадастровым номером 05:40:000067:12272, расположенного по адресу: РД, г.Махачкала, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Председательствующий:                                                                                      Биремова А.А.

Судьи:                                                                                                                     ФИО18

                                                                                                                                 ФИО17

33-7249/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство по земельным и имущественным отношениям РД
Прокуратура Ленинского р-на г. Махачкалы
Прокуратура РД
Ответчики
Ханмагомедов Али Абдулович
Ханмагомедов Якуб Назирович
Ханмагомедов Хаджимурат Назирович
Ханмагомедова Алина Алиевна
Ханмагомедова Айша Назировна
Ханмагомедова Инара Алиевна
Другие
Алиева Наида Магомедовна
Ибрагимов Габибулла Муслимович
Отдел по вопросам миграции УМВД России по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
09.08.2024Передача дела судье
04.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
11.10.2024Судебное заседание
01.11.2024Судебное заседание
07.11.2024Судебное заседание
16.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2024Передано в экспедицию
07.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее