Председательствующий – Беспалова Т.Е. Дело № 33-647
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2018 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Красиковой О.Е., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре – Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лаптева Юрия Владимировича на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 мая 2018 года, которым
Лаптеву Юрию Владимировичу отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании незаконным решения Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 30.01.2018 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаптев Ю.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании незаконным решения от 30.01.2018 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на получение звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения.
Заявленные требования мотивированы тем, что 28 декабря 2017 года Лаптев Ю.В. обратился в Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Решением Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 30.01.2018 ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что Серебряная медаль «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Истец не согласен с таким основанием отказа, поскольку в нормативных актах отсутствует определение ведомственных знаков отличия в труде. Главный комитет ВДНХ СССР по представлению ведомственных структур, Советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР осуществлял награждение медалями от имени Совета министров СССР, высшего исполнительного органа страны. Сведения о данных наградах подлежали внесению в трудовую книжку. Истец был награжден Серебряной медалью за разработку, внедрение и пропаганду новых направлений, приемов и методов биотехнологии по разделу «Биотехнология в ветеринарии», за разработку способа получения антигена вируса болезни Ауески, участие в наработке вакцины в условиях биофабрики и внедрения в хозяйствах Тульской области и Краснодарского края. На способ изготовления вакцины получено авторское свидетельство.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Лаптев Ю.В., указывая, что при разрешении спора судом неверно применены нормы материального права. Истец награжден ведомственным знаком отличия в труде в 1989 году, в связи с чем суд неправомерно применил к спорным правоотношениям положения п.2 ч.1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах», а также нормы Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.07.2006 года №180. Указывает, что имеет трудовой стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда» более 25 лет и продолжительную работу (более 15 лет) в сельскохозяйственной отрасли экономики. Полагает, что в нормативных актах РФ отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», также нет нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с этим, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе. Обжалуемый отказ противоречит главной цели ФЗ «О ветеранах», которая заключается в создании правовых гарантий социальной защиты гражданам, которые своим трудом внесли достойный вклад в развитие страны, а также создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Считает, что поскольку Главный комитет ВДНХ СССР по представлению ведомственных структур, Советов Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР осуществлял награждение медалями от имени Совета министров СССР, высшего исполнительного органа страны, который входил в структуру органов государственной власти, награда Лаптева Ю.В. является ведомственным знаком отличия. Кроме того, награждение истца было произведено уполномоченным Советом министров СССР органом – Главным комитетом ВДНХСССР, награждение произошло в СССР, исходя из особенностей построения экономического, ведомственного и законодательного строения СССР, а также характера отмеченных заслуг, награждение было произведено исключительно за трудовые достижения. Указанные обстоятельства в совокупности позволяют отнести данную награду к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Проверив материалы дела, выслушав Лаптева Ю.В. и его представителя Лаптеву М.Г., поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, проверив законность решения в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решением Министерства труда и социального развития Республики Алтай от 30.01.2018 года Лаптеву Ю.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда», по тем основаниям, что Серебряная медаль Главного комитета ВДНХ СССР, которой Лаптев Ю.В. награжден в 1989 году, не является ведомственной наградой и основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Порядок присвоения звания «Ветеран труда» определен Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения Лаптева Ю.В. к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ч. 1).
В силу ст. 7 указанного Закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Положения ст. 7 указанного Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в редакции закона до 01.07.2016, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий ведомственной награды за продолжительный добросовестный труд.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у Республики Алтай как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом условий и положений федерального законодательства.
В развитие приведенных положений федерального законодательства в Республике Алтай принято постановление Правительства Республики Алтай от 20.07.2006 года №180 Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», регулирующее порядок присвоения такого звания.
Согласно данного Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.07.2006 года №180 присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в соответствии с настоящим Положением, звание присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из архивной выписки Главного комитета ВДНХ СССР от 13.03.2018 года №785-н, а также из трудовой книжки, содержащихся в материалах дела следует, что Лаптев Ю.В., 21 ноября 1989 года награжден серебряной медалью за разработку способа получения антигена вируса Ауески, участие в наработке вакцины в условиях биофабрики и внедрение ее в хозяйствах Тульской области и Краснодарского края, как аспирант лаборатории эпизоотологии, диагностики и профилактики болезней свиней.
Принимая во внимание, что на момент награждения такой медалью истец являлся аспирантом, согласно записям трудовой книжки на момент награждения его трудовая деятельность не осуществлялась, то условия награждения указанным знаком не могут рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
При этом истец был награжден Серебряной медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» не за продолжительный и добросовестный труд, а за иной вклад в развитие народного хозяйства СССР, в данном случае - за разработку способа получения антигена вируса Аусеки.
Кроме того, указанный знак в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" не входит и не относится к почетным званиям СССР и РСФСР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-X, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 27.01.1983.
Таким образом, разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Лаптева Ю.В., поскольку представленный истцом знак не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что основанием награждения в постановлении указано за разработку способа получения антигена вируса Ауески, участие в наработке вакцины в условиях биофабрики и внедрение ее в хозяйствах Тульской области и Краснодарского края, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", а также на то, что имеющаяся у него серебряная медаль «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР», которой он награжден в 1989 году в период учебы в аспирантуре, относится к ведомственной награде, поскольку выдан от имени высшего исполнительного органа страны - Совета Министров СССР.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаптева Юрия Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - О.Е. Красикова
Е.А. Кокшарова