Дело № 12-19/2021
Р Е Ш Е Н И Е
09 февраля 2021г. пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой С.Ю.,
с участием: заместителя начальника кпп «Зарубино-морской порт» Службы в пгт.Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Бирюкова С.В.,
представителя капитана СРТМ «Сунтар» Шкута А.А. – Шубина М.С., действующего на основании доверенности <адрес>1 от 21.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – капитана судна СРТМ «Сунтар» Шкут А.А. на постановление заместителя начальника кпп «Зарубино-морской порт» Службы в пгт. Посьет Пограничного Управления ФСБ России по Приморскому краю № 2459Г/530-20 от 22.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника контрольно-пропускного пункта «Зарубино – морской порт» Службы в пгт.Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю № 2459Г/530-20 от 22.10.2020 капитан судна СРТМ «Сунтар» Шкут А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности Шкут А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление № 2459Г/530-20 от 22.10.2020 должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что в целях исполнения Правил уведомления он, являясь капитаном судна СРТМ «Сунтар» в установленные сроки перед выходом судна из порта Владивосток 21.09.2020 подал в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российским судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом в территориальные моря иностранных государств (далее - Уведомление). Считает, что в соответствии с п. 12 и п. 13 Правил уведомления в случае изменения географических координат мест пересечения государственной границы РФ у него, как капитана морского судна «Сунтар», не возникло обязанности направлять уведомление в пограничный орган до момента фактического пересечения государственной границы РФ, что им было исполнено надлежащим образом - 13.10.2020, а именно подано уведомление № 166/20 о входе в территориальные воды РФ в координатах 44 гр. 23 мин. С.Ш. и 136 гр. 23 мин. В.Д. в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю, подтверждение о получении указанного уведомления Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю получено по средствам телефонного звонка по номеру телефона: 8 423 222 94 61 (оперативный дежурный), о чем сделана запись в судовом журнале на стр. 62, т.е. путем направления уведомления № 166/20 13.10.2020 с указанием географических координат места пересечения государственной границы РФ им выполнены требования п.12 и п.13 Правил уведомления. Следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, что в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Шкут А.А. в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен, причину неявки не сообщил, направил в суд представителя.
Представитель капитана СРТМ «Сунтар» Шкута А.А. – Шубин М.С. поддержал в суде доводы жалобы в полном объеме по основаниям, изложенным в ней. Суду пояснил, что обязанность, установленная в п.13 Правил о направлении капитаном уведомления в ПУ ФСБ России наступает у капитана только при выходе из территориальных вод РФ. До момента фактического входа в территориальные воды РФ Шкут А.А. направил в Пограничное управление уведомление о неоднократном пересечении ГГ 21.09.2020 с указанием им всех координат пересечения ГГ РФ. Настаивал на прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Шкута А.А. состава правонарушения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе Российской Федерации) установлены правила пересечения Государственной границы.
В соответствии с частью 21 названной нормы российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Таким образом, российские суда, убывающие из российских портов с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы могут неоднократно пересекать государственную границу без прохождения пограничного и иных видов контроля, но при обязательном выполнении следующих условий: судно должно быть оснащено техническими средствами контроля, уведомить пограничные органы о намерении пересечь государственную границу и передавать в пограничные органы сведения о местоположении судна.
Во исполнение положений статьи 9.1 Закона N 4730-1 Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 341, которые устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море, в том числе, российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 Правил N 341).
Уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении. Контактные данные пограничных органов для направления уведомления размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2 Правил N 341).
Российские суда, указанные в пункте 1 настоящих Правил, неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении (пункт 3 Правил N 341).
К уведомлению прилагаются предусмотренные пунктом 7 Правил N 341 документы, в том числе судовая роль (подпункт "б").
При изменении сведений, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 6 Правил N 341 (пункт 10 Правил N 341).
Согласно пункту 12 Правил N 341 повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта; в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район; д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил N 341 предусмотрено, что пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение информации, указанной в пунктах 11 и 13 указанных Правил.
В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении информации, заявитель удостоверяется в получении пограничным органом указанной информации любым доступным способом связи.
Ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 КоАП РФ, установлена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы.
21 сентября 2020г. судно «Сунтар», под управлением капитана Шкута А.А. убыло из морского порта Владивосток по указанному в Уведомлении маршруту.
В ходе рейса 13 октября 2020 г судно «Сунтар» изменило маршрут следования, заявленный в Уведомлении, и в 06:37 пересекло линию государственной границы Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации в координатах 44?23? с.ш. 136?23? без уведомления капитаном пограничных органов о возникших изменениях плана перехода государственной границы – географических координат места пересечения государственной границы РФ, а именно, пересекло государственную границу Российской Федерации на вход в территориальные воды Российской Федерации в районе разницы с заявленными 21 сентября 2020 г. 54 и 100 морских мили, что не входило в заявленный в Уведомлении маршрут, чем были нарушены требования частей 1,4,5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе Российской Федерации и пунктов 12 и 13 Правил уведомления пограничных органов.
Суд считает, что объективную сторону вмененного капитану СРТМ «Сунтар» административного правонарушения составляет нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, выразившееся в пересечении российским судном государственной границы без уведомления капитаном судна пограничных органов об изменении в ходе плавания планируемого маршрута следования, поскольку фактическое пересечение ГГ было осуществлено в иных координатах с расхождением с заявленными координатами в Уведомлении от 21 сентября 2020 г.
Факт нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации не оспаривался капитаном при даче им объяснений, согласно протоколу об административном правонарушении от 14.10.2020, из которых следует, что 13.10.2020 судно пересекло границу территориального моря РФ на вход в координатах 44?23? с.ш. 136?23? без подачи уведомления о намерении пересечь ГГ РФ. В содеянном раскаялся.
В оспариваемом постановлении № 2459Г/530-20 от 22.10.2020 при описании события правонарушения указывается, что информация об изменении плана перехода и о географических координатах места пересечения Государственной границы Российской Федерации от капитана судна, судовладельца или уполномоченного им лица в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю не поступала.
Установленные органом пограничного контроля обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно протоколом об административном правонарушении, объяснением Шкут А.А. из которых следует, что 13.10.2020 в 06:37 пересекли границу территориального моря РФ на вход в координатах 44°23" с.ш. 136°23" в.д. без предварительного уведомления о пересечении ГГ РФ, в содеянном раскаивается, в дальнейшем обязуется соблюдать режим уведомлений; Уведомлением о намерении неоднократного пересечения Государственной границы РФ на море российскими судами без прохождения пограничного таможенного и иных видов контроля убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, и российскими судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты с заходом территориальные моря иностранных государств от 01.10.2020, Копией судового журнала СРТМ «Сунтар», Судовой ролью, Свидетельством о праве собственности на судно.
Доводы Шкут А.А. о том, что установленными Правилами не предусмотрено уведомление пограничного органа о внесении изменений в план перехода суд признает несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктами 12 и 13 Правил уведомления пограничных органов СРТМ «Сунтар» убыв из морского порта Владивосток 13.10.2020 при следовании из района промысла пересекло государственную границу Российской Федерации посредством входа в территориальное море Российской Федерации в иных координатах 44°23" с.ш. 136°23" в.д. в означенные дату, время и месте в нарушение требований указанных Правил.
Доказательств того, что при входе в территориальное море Российской Федерации при отклонении от заявленных в ранее поданном уведомлении географических координатах пересечения Государственной границы Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации при следовании из района промысла, капитан СРТМ «Сунтар» указанное уведомление № 166/20 от 13.10.2020 отправил в Пограничное Управление не незамедлительно, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах должностное лицо пограничной службы правильно квалифицировало действие капитана СРТМ «Сунтар» Шкут А.А. по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст. 2.4 Кодекса совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, несут административную ответственность как должностные лица.
На основании ст. 61 «Кодекса торгового мореплавания РФ» на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Таким образом, Шкут А.А. являясь капитаном СРТМ «Сунтар», обладал организационно-распорядительными и административно – хозяйственными функциями по отношению к деятельности судна, обязан был обеспечить соблюдение требований законодательства в области защиты государственной границы Российской Федерации, в том числе посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований, и значит несет ответственность как должностное лицо по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы капитана СРТМ «Сунтар» Шкута А.А., административная ответственность по части 1 статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в каждом случае нарушения установленного режима Государственной границы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для освобождения Шкут А.А. от административной ответственности судом не установлено.
Наказание Шкут А.А. назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств по делу, а также характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, является справедливым.
Учитывая установленные судом обстоятельства совершения Шкут А.А. правонарушения, суд приходит к выводу, что постановление должностного лица от 22.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.1 КоАП РФ в отношении капитана СРТМ « Сунтар» Шкут А.А. обоснованно, оснований для его отмены не имеется, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление заместителя начальника контрольно-пропускного пункта «Зарубино – морской порт» Службы в пгт.Посьет Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю № 2459Г/530-20 от 22.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.1 КоАП РФ в отношении капитана СРТМ «Сунтар» Шкута Александра Александровича- оставить без изменения, жалобу Шкута А.А. - без удовлетворения.
Судья С.Ю.Волкова