Заочное Решение
Именем Российской Федерации
13 марта 2018 года г. Нижний Новгород
Московский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Филипповой З.В., при секретаре Гутиковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице Администрации города Нижнего Новгорода к Сидорову Д. С., Латыповой А. Е., Елизаровой Л. В. о признании нежилого помещения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, прекращении права муниципальной собственности, признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности города Нижний Новгород на нежилое помещение,
Установил:
Представитель истца Муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице Администрации города Нижнего Новгорода - Бабенко А.В., действующая по доверенности обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании нежилого помещения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, прекращении права муниципальной собственности, признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности города Нижний Новгород на нежилое помещение.
В обоснование своей правовой позиции указывает, что Муниципальное образование город Нижний Новгород является собственником нежилого помещения <данные изъяты> общей площадью * кв.м., расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *
В соответствии с п.1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Администрация *** считает, что собственниками помещения П4 (подвал), общей площадью 114,90 кв.м., должны являться жильцы *** по ул. *** по основаниям, изложенным ниже.
Следует учитывать, что на момент приватизации первой квартиры действовал Закон РСФСР от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». В соответствии ч.2 ст. 3, которая с 1 марта 2005 года утратила силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда становились совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома.
Нежилое помещение П4 имеет признаки общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного просит признать нежилое помещение П4, общей площадью 114,90 кв.м., расположенное по адресу: ***, общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***; прекратить право муниципальной собственности Муниципального образования «город Нижний Новгород» в лице администрации г. Н. Новгорода на нежилое помещение П4, общей площадью 114,90 кв.м., расположенное по адресу: ***; признать недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности *** на нежилое помещение П4, общей площадью 114,90 кв.м., расположенное по адресу: ***.
Представитель Муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице Администрации города Нижнего Новгорода в суд не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие и не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Третьи лица ГП Нижегородской области «Нижтехинвентаризация», Нижегородский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», ФГУП «ФКП Росреестар», Управление Росреестра по Нижегородской области, надлежащим образом извещены, в суд своих представителей не направили.
Ответчики Сидоров Д.С., Латыпова А.Е., Елизарова Л.В. надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, возражений на иск не представила, с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствии не обращалась. Суд отмечает, что способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса определяются главой 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая допускает фактически любой способ извещения, но с одним условием: в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221, почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу. Приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005г. N 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовый отправлений разряда "Судебное", в силу п. 3.4 и 3.6 которых, при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда "Судебное" возвращаются по обратному адресу за истечением семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
С учетом изложенного, возвращение в суд не полученного адресата после двух его извещений заказного письма с отметкой "по истечении срока хранения" не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и, может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением отправлений. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.
Исходя из содержания нормы ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Согласно ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Суд считает, что нежелание ответчиков непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании свидетельствует о их уклонении от участия в состязательном процессе, и не может влечь неблагоприятные последствия для суда.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу п.68 Постановления Пленума Верховного Суда № 25 от 23.06.2015г. «О применении судами некоторых положений раздела I части Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Суд, с согласия представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, в силу аналогии закона собственнику отдельного нежилого помещения в здании также во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания, при этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 36 ЖК Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
По смыслу приведенных выше норм материального права отнесение помещений к общему имуществу многоквартирного дома или признание их самостоятельными объектами недвижимости обусловлено их предназначением, а разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения - возможности использования его в самостоятельных целях или только по вспомогательному назначению.
Материалами дела установлено, что нежилое помещение * общей площадью 114, 9 кв.метров, располагается по адресу: *** числится в реестре муниципального имущества на основании постановления Верховного Совета РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* *, о чем имеется выписка из реестра Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ЧЧ*ММ*ГГ* нежилое помещение, общей площадью 114, 9 кв.метров, подвал 1 находится в собственности города Нижний Новгород.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ* N 491.
Согласно подпункту "а" пункта 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Из вышеуказанных норм права (с учетом того, что право собственности на жилые помещения в многоквартирных домах стало возникать у граждан с момента приватизации квартир в соответствии с Законом РСФСР от ЧЧ*ММ*ГГ* N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР") следует, что правовой режим нежилых помещений, как относящихся так и не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в многоквартирном жилом доме.
Если по состоянию на указанный момент нежилые помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные нежилые помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.
Принятое на законных основаниях в муниципальную собственность спорное нежилое помещение, на момент приватизации первой квартиры имело самостоятельное назначение и самостоятельный правовой статус, оно использовалось в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, следовательно, не входило в состав общего имущества собственников квартир.
При этом, для определения правового режима помещения не имело и не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены практически в каждом подвале и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанные с обслуживанием жилого дома.
Поскольку спорное нежилое помещение учтено в реестре муниципальной собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* *, т.е. до вступления в силу ФЗ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на указанное имущество муниципального образования правомерно признано юридически действительными.
При этом, на момент приобретения истцами права собственности на занимаемые ими квартиры спорное помещение имело самостоятельное назначение и самостоятельный правовой статус, оно использовалось в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не могло быть включено в состав общего имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений.
Доказательств тому, что указанное нежилое помещение использовалось фактически в качестве общего имущества домовладельцами, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Таким образом, доказательств обоснованности заявленных требований Муниципальным образованием города Нижний Новгород не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании нежилого помещения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, прекращении права муниципальной собственности, признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности города Нижний Новгород на нежилое помещение, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 285 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования города Нижнего Новгорода в лице Администрации города Нижнего Новгорода к Сидорову Д. С., Латыповой А. Е., Елизаровой Л. В. о признании нежилого помещения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, прекращении права муниципальной собственности, признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности города Нижний Новгород на нежилое помещение, отказать.
Вступившее в законную силу решение суда в трехдневный срок направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, а также в Управление социальной защиты населения Московского района г. Н. Новгорода для установления опеки.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд.
Заочное решение суда вступает в законную силу по истечении сроков его обжалования, предусмотренных ст. 237 ГПК РФ, а именно - ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения (ч.1); заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления (ч.2).
Судья: З.В.Филиппова
Решения суда в окончательной форме принято 19 марта 2018 года.